0
Обложка: 10 шагов к стабильной работе IT-продукта в новогодние праздники

10 шагов к стабильной работе IT-продукта в новогодние праздники

В канун длинных праздников ИТ-администраторы должны подумать, как обезопасить компанию и себя от возможных сбоев. Илья Ильичев, ИТ-менеджер компании Linxdatacenter, составил чек-лист из десяти основных пунктов, выполнив которые можно практически исключить неприятности.

1. Выявите любителей поработать на праздниках

Начните с уточнения: какие отделы и сотрудники планируют работать на каникулах. Будут ли они приходить в офис или предполагается удаленная работа, какие приложения и ИТ-системы они планируют использовать? Это отправная точка: нужно представлять, кто и в каком объеме будет нагружать инфраструктуру компании в период относительного затишья.

2. Скоординируйте планы служб эксплуатации со своими

Обязательно уточните у служб, обеспечивающих работоспособность офиса и корпоративной компьютерной сети, не планируют ли они какие-либо технические работы на период праздников. Далеко не всегда оповещение о запланированных работах дойдут до каждой компании в БЦ, скорее всего оповестят только руководство бизнес-центра (например, так любит делать «Мосэнергосбыт»).

Это довольно распространенный сценарий: службы эксплуатации или сервис-провайдеры могут решить, что каникулы — оптимальное время для проведения различных профилактических работ. Они могут затрагивать системы доступа СКУД, электросети, доступ в интернет, системы охлаждения (если у вас своя серверная в офисе) и т.д.

В случае, если ваши планы поработать и намерения подрядных организаций совпадут во времени и пространстве — полноценной работы не получится. Сотрудники не попадут в офис, удаленный доступ к ИТ-систем компании организовать тоже не получится.

Здесь же стоит добавить несколько слов о ЦОДах. Если вы пользуетесь услугами дата-центра или облачного провайдера — убедитесь, что у них не запланирован downtime оборудования (апгрейд, профилактические работы), и все параметры предоставляемых услуг будут в указанный период соответствовать подписанному SLA.

3. Внимание: меняем пароль

В компаниях распространена ситуация, когда сотрудники используют для доступа к общим цифровым ресурсам одну и ту же пару логин/пароль. Это не хорошо и не плохо — это данность. В обязательном порядке необходимо проводить обновление паролей — хотя бы раз в три месяца (обычно закреплено в политиках безопасности).

Можно напомнить сотрудникам проверить почту или оповещения системы, чтобы они заранее сменили пароль, если срок его действия истекает в выходные.

4. Напоминаем, вы работаете!

Обязательно внесите праздничные дни в график дежурств. Не забудьте напомнить дежурным инженерам, ответственным за ИТ-инфраструктуру в компании, о предстоящих дежурствах. Если работа в праздники предполагается, и на ИТ-системы возлагаются определенные ожидания — следует обеспечить эти планы техподдержкой.

Сотрудники могут по инерции решить, что на время каникул от них никакой работы не требуется, и если не предупредить их об обратном, вы рискуете оставить критически важные участки ИТ-ландшафта неприкрытыми.

Также убедитесь, что технические специалисты в праздничные дни обеспечены всем необходимым для работы (доступ к различным инструментам управления, ИТ-системам и ресурсам компании).

5. Оповещайте об отсутствии

Донесите до сотрудников технических служб необходимость обязательного оповещения о своем предполагаемом отсутствии в праздники.

Если кто-то из ключевых для поддержки ИТ-систем сотрудников планирует на праздниках оставаться максимально недоступным, им следует оповестить об этом заранее и активировать на рабочем мэйле автоматический ответ с указанием дат отсутствия и коллег, к которым следует обратиться за решением на это время.

6. Проконтролируйте безопасность удаленной работы

Чисто технический, но довольно важный момент: следует убедиться, что удалённый доступ для сотрудников к ИТ-ресурсам компании, во-первых, исправен, а, во-вторых, все знают, как им воспользоваться.

Вне зависимости от того планирует сотрудник обращаться к базам данных или корпоративным системам учета, или ему требуется удаленный рабочий стол (RDP), эти условия должны выполняться в обязательном порядке.

ИБ-составляющую сегодня трудно переоценить, поэтому защищенный доступ должен присутствовать в числе основных мер обеспечения работы — в праздники это особенно важно, поскольку фокус внимания сотрудников в этот период может ослабевать, а злоумышленники это знают.

7. Мониторинг ресурсов — для подстраховки

Если у вас есть инструменты ИТ-мониторинга, стоит воспользоваться ими для проверки серверов с критически важными ИТ-системами на предмет достаточности вычислительных ресурсов: объема памяти, дискового пространства, ресурсов CPU и так далее.

Если же мониторинга нет, придется провести такую проверку вручную. Ее результаты помогут установить участки для необходимого масштабирования мощностей.

8. Укрепите слабые звенья

Если вы знаете, что какое-то приложение или ИТ-сервис страдают утечками памяти или ведут себя нестабильно, перезагрузите их заранее, выполнив необходимые меры до праздников.

Это нормальная ситуация: какие-то элементы ИТ-ландшафта периодически сбоят и могут подвисать. Такие проблемные участки необходимо знать, уметь их выявлять и иметь отработанный алгоритм отработки возможных сбоев — лучше всего проводить такую профилактику в автоматическом режиме и перезагружать по расписанию. Пока вендор ответить на тикет и решит вашу проблему, пройдет время.

9. Проверяем бэкап

Никогда не будет лишним проверить статус бэкапов для всех сервисов и систем, а также проконтролировать наличие свободного места для новых резервных копий. Оптимальным же вариантом будет проверка работоспособности бэкапа в автоматическом режиме или если у вашей системы резервного копирования нет такой опции, то возможность восстановления из бэкапа стоит проверить вручную — восстановив сервис в тестовой среде.

10. Лицензии в порядке?

Полезна проверка ИТ-активов на предмет истекающих сроков действия лицензий в период праздников. Будет обидно, если ключевой для бизнеса ИТ-инструмент или сервис остановит работу не из-за сбоя или ошибки админа, а по объективной причине просроченной лицензии. Заниматься ее продлением на праздниках, скорее всего, никто не будет.

С наступающим — спокойных каникул без сбоев и простоев!