10 софт скиллов, которые помогут вам пройти любое собеседование
Собрали памятку, которая поможет вам пройти собеседование и оставить любого конкурента позади.
88 открытий575 показов
Если вы перед интервью с работодателем репетируете речь, считайте, что вы в Красной книге: так делают лишь девять человек из ста. Внимательно изучают требования к вакансии только 45% соискателей, а новости компании — 24%.
Получается, выделиться среди соискателей проще простого. Почитайте описание вакансии, поскролльте соцсети компании, продумайте рассказ о вашем опыте — и на интервью будете выглядеть лучше, чем 90% кандидатов.
Чтобы вы точно получили оффер, мы сделали подборку софт скилов для собеседования — они помогут оставить любого конкурента позади.
1. Умение искать информацию о компании и вакансии
Волнение перед собеседованием — обычное дело. Как правило, оно возникает из-за неопределённости. Вы не представляете, какие вопросы будут задавать на интервью, и это вызывает тревогу.
Чтобы не переживать, заранее изучите компанию: чем она отличается от конкурентов, какие у неё финансовые показатели, какие интересные события произошли за последнее время. Так вы сможете представить, чем этот бизнес занимается и с какими задачами сталкивается. Это поможет предположить содержание вопросов на интервью и морально подготовиться к ним.
Также рисёрч поможет оценить, соответствует ли вакансия вашим потребностям. Неподходящее предложение лучше отсеять как можно раньше, чтобы не тратить своё и чужое время. Поэтому полезно заранее проверить отзывы сотрудников: по ним можно понять, какая в штате корпоративная культура. Например, если вам спокойнее в формальной обстановке, а в компании принято материться и играть в Counter Strike, это очевидный мисмэтч.
Короче: рисёрч поможет снять тревогу и понять, а надо ли оно вам. К тому же будете выглядеть солиднее на собеседовании.
2. Пунктуальность и уважение к чужому времени
Софт скилы, на которые смотрит каждый работодатель, — это организованность и пунктуальность. Когда вы приходите на встречи вовремя, это показывает ваше ответственное отношение. Работодатель понимает: на вас можно положиться, потому что вы делаете ровно то, что пообещали. Сказали прийти в 17:00 — значит, придёте в 17:00. Это сигнал: можно спокойно строить планы с вашим участием, и они будут исполнены в срок.
Разумеется, бывают опоздания по объективным причинам, которые находились вне вашего контроля. Тогда позвоните и предупредите работодателя: лучше перенести собеседование, чем без предупреждения прийти позже.
Важно отнестись к этому как к исключению: систематические опоздания означают, что человек не уважает ничьё время, кроме собственного.
Короче: если вы понимаете ценность своего и чужого времени, значит, на вас можно рассчитывать при планировании.
3. Способность собраться, невзирая на волнение
Стресс на работе — частая история. Хотя задача управленцев — выстроить процессы так, чтобы предотвратить авралы, кризисные ситуации всё равно неизбежны. Поэтому работодатели ищут сотрудников, которые умеют контролировать эмоции, даже когда взволнованы. Soft skills в области эмоциональной регуляции помогут вам сохранять продуктивность при высоком стрессе.
К тому же уверенный и спокойный человек по умолчанию располагает к себе больше, чем зажатый и нервный. Поэтому от вашей способности взять себя в руки будет зависеть, насколько выгодное впечатление вы произведёте на рекрутера.
Короче: собеседование — это стресс. Если вы умеете с ним справляться, значит, не рассыпетесь при первых же трудностях на рабочем месте.
4. Чёткая и понятная коммуникация
Умение выражаться чётко и по существу демонстрирует ваш профессионализм. Когда вы формулируете ответы лаконично, без лишней воды и спутанных мыслей, эйчар может легко понять, что вы из себя представляете и что умеете.
Ещё в коммуникативные soft skills входит способность выражать мнение в понятной и вежливой форме. Например, подмечать ошибки, сообщать о своих ожиданиях или отказываться от предложений, которые вам не подходят. Это даёт работодателю сигнал: вы не будете молчать, если с чем-то не согласны. Значит, с вами проще синхронизироваться и оставаться «на одной странице».
Короче: если вы умеете выражать свои мысли чётко, ёмко и в корректной форме, работодателю не придётся тратить время на то, чтобы клешнями тащить из вас фидбэк.
5. Активное слушание
Иногда кандидаты настолько увлечены самопрезентацией, что полностью забывают слушать рекрутеров. Это серьёзная ошибка, которая может стоить вам оффера. Зато если вы умеете слышать собеседника и показывать свою вовлечённость, это огромный плюс к вашим soft skills.
Активное слушание — это когда вы прилагаете усилия к тому, чтобы наилучшим образом понять собеседника. Например, поддакиваете ему, киваете, повторяете за ним или задаёте уточняющие вопросы: «Правильно ли я понял, что вы...». Такой вдумчивый подход сигнализирует: вам по-настоящему важно то, о чём вам говорят.
Короче: демонстрируйте собеседнику, что запоминаете его слова. Тогда диалог станет продуктивнее, а рекрутер поймёт: вы действительно вовлечены.
6. Умение «зеркалить» стиль общения
На этапе собеседования важно найти баланс между индивидуальностью и адаптивностью. Выигрышная тактика — «зеркалить» манеру речи рекрутера.
Например, если собеседник говорит расслабленно и дерзко, стоит его в этом поддержать. Скорее всего, сотрудники компании разговаривают в таком же стиле, поэтому вы заодно покажете свою совместимость с корпоративной культурой. Это создаст у ректурера ощущение, будто вы уже «свой» человек для команды.
Если же перед вами человек спокойный и вдумчивый, можно замедлиться, чтобы зазвучать в унисон. Только старайтесь выглядеть естественно. Найдите возможность быть собой, но избегать резкого контраста со своими «базовыми» настройками.
Короче: смогли «вписаться» в общение с эйчаром — значит, «впишетесь» и в коллектив.
7. Способность заинтересоваться вакансией
Понравиться рекрутерам гораздо проще, если вакансия вас зажигает. Но что делать, если предложение о работе не вызывает энтузиазма?
Во-первых, попробуйте найти точки, где ваши экспертиза и soft skills соприкасаются с задачами компании. Подумайте, чем вы можете быть полезны, какую уникальную перспективу способны привнести. Во-вторых, обдумайте вакансию с позиции личного развития. Какие навыки она поможет вам развить? Что нового вы узнаете на этой должности?
Наконец, задайте себе вопрос, зачем вы идёте на эту вакансию. Возможно, она — всего лишь мост к достижению более важных целей. Объясните себе, почему вам это нужно. Если и тогда не получится найти энтузиазм — возможно, это сигнал, что компания вам действительно не подходит, и пора искать другие предложения.
Короче: равнодушных людей на работу не берут. Умейте заинтересоваться.
8. Презентация своего опыта и навыков
Главная задача собеседования — глубже раскрыть ваш опыт и показать, как он совпадает с требованиями вакансии. Делать это нужно на конкретных примерах. Во время самопрезентации перечислите кейсы из своей практики, которые актуальны для задач на вакансии. Для этого эйчары рекомендуют использовать технику STAR:
- situation — ситуация;
- task — задача;
- action — действие;
- result — результат.
Чтобы применить её, кратко опишите контекст: например, «Наша компания выпустила новый продукт». Затем задачу: «Нужно было запустить маркетинговую акцию в соцсетях, чтобы ознакомить клиентов с новинкой». Затем подробно перечислите действия, которые вы предприняли, и конкретный измеримый результат: «За полгода продажи продукта выросли на 20%». Упоминание метрик и цифр сразу вызывает доверие и показывает, что вы уверенно чувствуете себя в своей специализации.
Короче: на собеседовании вы «продаёте» себя и свои навыки рекрутерам. Если хотите, чтобы вас «купили», научитесь показывать себя с выгодных сторон.
9. Ведение переговоров и умение убеждать
Рано или поздно собеседование переходит к этапу переговоров. Особенно это касается условий: зарплаты, графика работы, бонусов. Способность добиться наибольшей выгоды для себя — самый полезный навык из всех soft skills.
Чтобы успешно вести переговоры, важно заранее к ним подготовиться. Например, узнать среднерыночную зарплату на будущей позиции и сопоставить её с вашим опытом. Это поможет вам спокойно и аргументированно отстаивать свои пожелания, а это всегда выигрышнее необоснованных требований.
Короче: чем лучше вы умеете вести переговоры, тем более выгодные условия сможете выбить для себя — и по зарплате, и по другим бонусам.
10. Умение задавать правильные вопросы
Это один из базовых soft skills, которым интуитивно владеет каждый человек. Нужно внимательно слушать, что эйчары говорят на собеседовании: запоминать их слова, мысленно обрабатывать сказанное, делать выводы. Тогда вопросы будут появляться сами собой. Задавайте их, чтобы узнать больше полезной информации, и рекрутеры оценят ваши проактивность и интерес.
Только не спрашивайте о том, что можно найти в описании вакансии или на сайте компании. Например, не нужно уточнять количество рабочих часов, если этот пункт уже прописан в условиях.
Короче: чем больше вы узнаете о компании и вакансии, тем взвешеннее будет ваше решение насчёт оффера. И рекрутеры будут довольны вашей заинтересованностью.
Бонус. Гибкость и готовность к обучению
Мир постоянно меняется. Ещё несколько лет назад у нас не было ChatGPT, а теперь он — часть рабочего процесса для многих компаний. Поэтому любой работодатель ищет людей, которые легко принимают новые методы работы или нестандартные форматы. Гибкие сотрудники полезны в долгосрочной перспективе, потому что будут развиваться вместе с бизнесом.
На собеседовании расскажите, как вы справлялись с переменами на прошлом месте: например, перестроились с одной CRM на другую. Покажите, что стремитесь к саморазвитию, а не только согласны выполнять привычные задачи. Вспомните ситуацию, когда вам дали обратную связь, а вы извлекли уроки из этого фидбэка и выросли над собой.
Короче: хороший сотрудник — тот, кто со временем приносит компании всё больше пользы. Для этого нужно уметь подстраиваться под новые требования.
Помните, что собеседование — это не экзамен, где есть правильные и неправильные ответы. Это диалог: здесь важно не только то, что вы говорите, но и как вы это делаете. Покажите себя с лучшей стороны, пустите в ход все свои soft skills, и пусть ваше следующее собеседование станет началом новой главы в карьере. Удачи!
88 открытий575 показов