5 главных мифов о системных администраторах
О системных администраторах ходят стереотипы, однако сейчас они работают не только с железом. Рассказываем, чем ещё занимаются специалисты.
4К открытий4К показов
Системный администратор — ключевой специалист, который настраивает бесперебойную работу IT-инфраструктуры и переводит бизнес на цифровые рельсы. Раньше он был неприметным сотрудником и в основном занимался ручным трудом, связанным с компьютерной техникой в компании. Но технологии настолько усложнились, а зона его ответственности расширилась, что сейчас сисадмин участвует в решении вопросов информационной безопасности, пишет код и проектирует сложную сетевую архитектуру.
Тем не менее, про этих специалистов до сих пор существует целый ряд стереотипов. В статье Алексей Константинов, руководитель отдела инфраструктуры и эксплуатации Нетологии, решил развенчать главные мифы о системных администраторах.
Миф 1. Системные администраторы работают только с «железом»
К базовым навыкам сисадмина действительно относится настройка компьютерного оборудования, установка программного обеспечения, обслуживание и ремонт оргтехники. Без владения этими компетенциями он не сможет создать комфортные условия для работы других сотрудников и грамотно управлять IT-инфраструктурой компании. Однако это далеко не весь функционал системного администратора. Существуют условные грейды, показывающие на каком профессиональном уровне он находится:
- Эникейщик — начинающий специалист, который работает преимущественно с оргтехникой: занимается учетом и ремонтом оборудования, настраивает WiFi-сети, устанавливает ПО, меняет картриджи и помогает офисным сотрудникам разобраться, куда нужно нажать, «чтобы все заработало». Многие эникейщики развиваются «горизонтально», становятся нишевыми специалистами: совершенствуются навыки работы с софтом или оборудованием конкретных вендоров, иногда учатся паять чипы, ремонтировать микросхемы, придумывают решения для починки оборудования, которые можно реализовать быстрее, чем сервисное обслуживание.
- Системный инженер — на этом уровне специалист также настраивает и обеспечивает работоспособность оборудования, устанавливает ПО, но уже совсем в другом масштабе. Как правило, он работает в центрах обработки данных (ЦОД) и обслуживает парк из 300-1000 единиц техники, где внедряет сетевую инфраструктуру и централизованное управление.Такой инженер умеет автоматизировать процессы. Если в компании не внедрены комплексные решения для управления всеми IT-ресурсами и задачами, ему нужно владеть хотя бы одним языком программирования, чтобы централизованно управлять всей инфраструктурой. Часто для этого он создает самописные скрипты на Bash, Python, Perl, а также на Powershell и Batch для администрирования Windows. Например, если нужно установить новый софт на все оборудование в компании: проводить такую операцию на каждом устройстве по отдельности неудобно, особенно если оно находится в разных офисах, поэтому для выполнения такой задачи нужно написать код.
- Системный архитектор — самый продвинутый специалист. Он уже практически не работает руками, большую часть времени уделяя проектированию IT-инфраструктуры в компании. Помимо того, что он пишет скрипты и программирует, системный архитектор-инженер решает более специфические вопросы, например, обеспечивает информационную безопасность, работает со сложным высококлассным оборудованием, поддерживает парк более чем из 1000 компьютеров.На этом уровне требуются не только развитые навыки автоматизации управления сетями и инженерными системами, но и глубокая экспертность, умение просчитывать риски. Ведь главная задача системного архитектора — спроектировать надежную систему, элементы которой будут функционировать бесперебойно.
Если эникейщику не требуется специализированных навыков для трудоустройства — достаточно лишь набора начальных знаний в компьютерном оборудовании и сетях, уметь держать в руках отвертку и читать инструкции, то для перехода на следующие грейды необходимо получать дополнительное образование или работать с ментором. Также необходимо овладеть основными компетенциями: научиться разбираться в оборудовании, диагностировать неполадки, устанавливать и настраивать специализированное ПО, такое как СУБД, обслуживать и поддерживать работу серверов, проектировать кластерные отказоустойчивые конфигурации с балансировкой трафика.
Помимо вышеперечисленных грейдов, системный администратор также может развиваться в других IT-направлениях — широкий набор знаний и базовых навыков позволяет легко сменить специализацию. Все зависит от того, чем специалисту интереснее заниматься и на каком уровне модели OSI ему комфортнее работать. Например, он может стать:
- администратором баз данных,
- разработчиком,
- специалистом внедрения,
- инженером-проектировщиком (API, интеграций, ЦОДов, систем мониторинга),
- инженером автоматизации,
- инженером по работе High-End серверным и сетевым оборудованием.
Также сисадмин может занять менеджерскую позицию и стать руководителем проекта, начальником отдела эксплуатации или CIO.
Миф 2. Технологии вытесняют сисадминов
По результатам совместного исследования сервиса «Работа.ру» и агентства Heaad, в 2022 году системный администратор вошёл в тройку самых востребованных IT-профессий. А значит, развитие технологий не только не убивает, а, наоборот, делает эту специальность еще популярнее. Почему так получается?
Сегодня все больше компаний строят распределенные команды, и у сисадминов появилось много новых задач. В первую очередь:
- оптимизация информационной инфраструктуры,
- настройка корпоративного VPN-соединения,
- поиск решений по снижению нагрузки на сервера,
- настройка автоматизированных систем электронного документооборота,
- обеспечение быстрого обмена большими объемами данных.
В таких условиях нагрузка на сисадминов увеличивается в разы. Не менее важный момент — организация дистанционного доступа к рабочему пространству. Для этого недостаточно установить соответствующее ПО на компьютер сотрудника — нужно также настроить оргтехнику, проследить за информационной безопасностью, организовать оперативную техподдержку.
Прибавляет работы системным администраторам и набирающий популярность тренд на перенос IT-инфраструктуры в облако, где относительно дешево компания может получить весь необходимый сервис «из коробки». Так, по результатам совместного исследования компаний Cloud и «Технологии Доверия», в 2023 году 37% компаний планируют нарастить объем потребления облачных ресурсов. Именно на сисадминов ложится задача по выбору провайдера и переносу в облако всей IT-инфраструктуры компании, включая критическую. Также облачным провайдерам самим необходимы системные администраторы для выполнения своих услуг, поэтому с каждым годом подобные компании нанимают все больше специалистов в штат.
Кроме того, благодаря постоянному росту популярности дата-центров в России в целом увеличивается спрос на системных администраторов, которые занимаются в них обслуживанием оборудования. Сисадмины также необходимы для функционирования сервис-провайдеров и крупных сетевых вендоров. Компании такого рода — основные потребители квалифицированных кадров в сфере.
Миф 3. Системные администраторы работают исключительно в офисе
Как и остальные IT-специалисты, сисадмины могут работать в дистанционном формате. Только эникейщику, который физически работает с оргтехникой, необходимо присутствовать в офисе — более опытные специалисты могут решать все задачи, работая из любой точки мира. К развёрнутой локальной сети и к любому компьютеру можно подключаться при помощи командной строки. Обрабатывать запросы и решать проблемы, возникающие у других членов команды, также можно виртуально с помощью ПО для удаленного администрирования. Даже если «слетает» операционная система и требуется ее повторная установка, системный администратор может не приезжать в офис, а решить вопрос при помощи скрипта, который полностью автоматически устанавливает ОС Windows со всеми нужными для работы драйверами и офисным софтом.
Работодатели видят преимущество в этом подходе — они могут нанимать сотрудников из других регионов или даже стран, и публикуют всё больше вакансий с предложением удалённой работы. Например, такой специалист нужен в онлайн-школу компьютерной графики или в онлайн-магазин мебели для дома. Соответственно, появляется необходимость осваивать новые навыки для более глубокого погружения в процессы управления инфраструктурой: учиться защищать серверы и приложения от уязвимостей, настраивать кеширование, работать с системами контроля версий, использовать инструменты кластеризации и балансировки. Полученные знания помогут продвинуться по грейду и усовершенствовать IT-процессы в компании.
Миф 4. Системные администраторы не программируют
На самом деле, чем выше уровень квалификации, тем нужнее сисадмину навык программирования, ведь приходится решать всё больше нестандартных задач. Например, если нужно проверять работу антивируса и автоматически отключать компьютер от сети при обнаружении угрозы. Делать это вручную неудобно, поэтому системный администратор пишет скрипт. Навыки программирования могут также понадобиться, чтобы настраивать автоматическое резервное копирование пользовательских каталогов, поддерживать в актуальном состоянии базы данных, развертывать тестовые зоны для приложений, создавать утилиты для управления большими сетями.
Миф 5. Системные администраторы — интроверты, которые почти не взаимодействуют с людьми
Это один из самых популярных мифов, но и самых близких к реальности. К системным администраторам люди приходят только со своими проблемами и болью, и в условиях высокой загруженности у сисадминов вырабатывается рефлекторный механизм, из-за этого многие представляют сисадмина замкнутым человеком в свитере с бородой.
На самом деле для системного администратора очень важны навыки коммуникации. Каждый день он общается с десятками людей из других отделов — рядовыми сотрудниками, руководством, коллегами и поставщиками ПО — консультирует по вопросам использования того или иного софта, объясняет почему та или иная программа требуется компании и т. п. При переходе сотрудников на удалённый режим работы сисадмины и вовсе проводят полноценные тренинги: рассказывают коллегам об особенностях домашнего офиса и обучают главным правилам информационной безопасности. Без умения находить общий язык с людьми и выстраивать эффективные коммуникации реализовать перечисленные задачи будет сложно.
Как стартовать в профессии и продвигаться по карьерной лестнице?
Чтобы начать карьеру системного администратора и устроиться эникейщиком, можно получить базовые компетенции на техническом факультете, наработать навык работы с оргтехникой самостоятельно, стать подмастерьем у более опытного специалиста, или же закончить профильную онлайн-программу, например, курс в Нетологии.
Один из самых эффективных способов вырасти из эникейщика в системного инженера и выше — работать с наставником или ментором с большим опытом в IT-сфере. Также необходимо много учиться самостоятельно: недостаточно просто читать мануалы и stackoverflow, важно разбираться в том, как устроены ОС, сети, приложения и различные технологии, расширять компетенции работы с сетевым и серверным оборудованием, учиться использовать различные инструменты диагностики, дебаггинга и тестирования приложений, решать задачи на тренажёрах, изучать скриптовые языки, такие как Bash и PowerShell, DML SQL, а также языки программирования Golang, Python и Perl для различных задач автоматизации.
Чтобы усилить свои теоретические знания, придется изучить следующие темы:
- «Linux программирование в примерах»,
- «Современные операционные системы»,
- «Сети для самых маленьких»,
- трехуровневую архитектуру,
- виртуализацию и её виды,
- глубже погрузиться в понимание модели OSI и принципы работы Интернета,
- настройку DNS, протоколов TCP и TLS,
- принципы cloud native, RESTful api и 12 factors.
Кроме того, желательно познакомиться с реляционной моделью и нормализацией данных.
Если вы хотите, чтобы вас заметило руководство, нужно начать работать вне рамок ваших должностных инструкций и приносить больше пользы компании. Например, можно найти рутинные процессы и попытаться их автоматизировать. Так, я как-то заметил, что мы в Нетологии тратим много времени на устранение ошибок, допущенных пользователями в ходе штатной работы двух систем, где заявки из одной передаются в другую. В итоге я написал сервис наподобие чат-бота, который помог решить эту проблему и сократил время исправления данных по обращениям клиентов с 40 до 2 минут.
Кроме того, для профессионального роста важно прокачивать и мягкие навыки. У системного администратора нет ничего общего с угрюмым технарём, выполняющим рутинные задачи, каким его представляет большинство. Это профессионал, который решает задачи компании, поэтому ему необходимо уметь договариваться: качественно выявлять и собирать требования заказчиков и уметь делать то, что нужно бизнесу, иногда в ущерб собственным желаниям. Так, сисадмину часто хочется решить сложную задачу, которая требует глубокого погружения, например, сделать самописный сервис. Однако в большинстве случаев не стоит «изобретать велосипед»: не нужно разрабатывать что-то новое, тем самым усложняя себе работу — зачастую правильнее и быстрее найти готовое решение в Интернете, установить и настроить его.
И последнее, не менее важное условие — сисадмин высоких грейдов должен обязательно уметь грамотно излагать мысли и писать. В русском языке нет строгой логики, поэтому у IT-специалистов зачастую с ним возникают трудности, однако структура и ясность мыслей в переписке важны для повышения по карьерной лестнице — помочь решить эту проблему может книга Павла Безручко «Без воды. Как писать предложения и отчеты для первых лиц».
С расширением знаний и круга обязанностей растёт и доход специалиста. Если эникейщики получают от 40 000 до 70 000 ₽, а сетевые инженеры зарабатывают в диапазоне 70 000 – 130 000 ₽, то доход системного архитектора может превышать 180 000 ₽. Больше всего вакансий для сисадминов публикуют крупные игроки российского IT-рынка, среди которых «СБЕР», «Яндекс», МТС и другие корпорации.
Чек-лист «Как системному администратору вырасти от эникейщика до системного архитектора»
- Чтобы устроиться на работу эникейщиком, необходимо в первую очередь иметь тягу к компьютерам. Также желательно окончить базовый технический факультет, на котором преподают основы инженерии, электроники и алгоритмов. Кроме того, диплом по-прежнему является важным критерием при приеме на работу, особенно в российских государственных и крупных предприятиях.
- В зависимости от профиля работы можно получить сертификаты о прохождении курсов по операционным системам, информационной безопасности, сетям и т.п. Такое обучение также поможет в целом повысить профессиональные компетенции и стать более востребованным специалистом.
- Другой вариант получить образование — пройти онлайн- или офлайн-курсы по системному администрированию на Linux. При выборе программы обращайте внимание на состав преподавателей — желательно, чтобы среди них было как можно больше практиков.
- Для перехода с эникейщика на новый грейд стоит выбрать одно направление и развиваться в нем. Есть два вектора: либо прокачивать навыки под конкретного вендора, например, под Red Hat, Windows или Cisco, либо получать образовательные сертификаты с высоким рейтингом и востребованностью на международном рынке, такие как LP, CNCF и другие. Также для профессионального роста нужно начать решать сложные технические задачи — такие есть в компаниях с бюджетами, достаточными для покупки оборудования стоимостью 10-100+ миллионов рублей.
- После наработки достаточного опыта и тренировки насмотренности, а также смены нескольких мест работы (около 5-6 лет стажа и 20-30 успешных реализованных проектов), можно уже квалифицировать себя как системного архитектора, то есть технического менеджера проекта. Чтобы успешно руководить подчиненными, необходимо развивать навыки ведения переговоров и организации командной работы.
4К открытий4К показов