Игра Яндекс Практикума
Игра Яндекс Практикума
Игра Яндекс Практикума

5 musthave «софтов» в скиллсете разработчика

Мягкие навыки для разработчика: какие выбрать и как развивать. Отобрали 5 ключевых мягких навыков для внедрения в корпоративное обучение IT-компании.

524 открытий4К показов
5 musthave «софтов» в скиллсете разработчика

Какие мягкие навыки будут полезными для ваших команд и как их развивать.

Сейчас технологии быстро меняются, и кажется, что разработчикам стоит усиленно качать харды. Но крупные IT-компании все больше вкладываются в мягкие навыки своих команд и лидов. Попробуем понять, почему гениальный программист-интроверт уже давно не ролевая модель и какие 5 мягких навыков пригодятся разработчикам.

Зачем разработчику «мягкие» навыки

Немного душного контента — разберемся с понятиями. По определению из Оксфордского словаря, «софт-скиллс» — это личные качества, которые позволяют эффективно и гармонично взаимодействовать с другими людьми.

Рабочая среда разработчиков изменилась:

  • в проектах никто уже не работает по одиночке, это всегда куча людей, с которыми надо уметь общаться и сотрудничать, пусть и удаленно;
  • развитые софты дают шансы увеличить доход — можно вписаться в топовую команду, где выше требования, четче организация и тем более важно умение строить отношения с коллегами;
  • прокачка soft skills — это еще и повышение своей эффективности за счет умения грамотно организовать время, лучше справляться с негативными эмоциями или прокрастинацией.

Для убежденных хейтеров мягких навыков есть исследование института McKinsey (MGI). Ученые изучили главные навыки на рынке труда будущего. Оказалось, что при прочих равных способность к трудоустройству и удовлетворенность работой больше всего связаны с навыками из категории «личные качества». В общем, «надо, Федя, надо».

Что именно важно развить разработчику? Для тимлидов сейчас востребованы умение оставаться спокойным посреди неопределенности, вести и вдохновлять, делегировать. Каждому, кто работает в командах, пригодится умение слушать и давать обратную связь. Все важнее эмпатия — готовность встать на сторону собеседника и понять его посреди вот этого всего, что творится вокруг. Очень развивает человека и его компанию желание и навык передать опыт и знания. Обсудим 5 важных софтов.

5 musthave «софтов» разработчиков: чему и как обучать

1. Эмпатия — суперсила разработчика

Сопереживание, способность почувствовать и понять эмоции других людей — что-то на скучном психологическом. Кажется, что такое «ми-ми-ми» имеет мало общего с миром технологий и бизнес-показателей. Но для разработчика эмпатия может стать настоящей суперсилой.

Любой ИТ-продукт создается для людей, поэтому умение понять потребности, встать на место пользователя и сделать лучшую версию продукта может помочь именно эмпатия. Даже если в «настройках по умолчанию» эмпатии нет, ее можно прокачать, как и любые софты. 

2. Психологическая устойчивость: успокоился сам — успокой другого

«От работы дохнут кони, ну а я — бессмертный пони» — вряд ли этот вайб «эффективных менеджеров» когда-либо присутствовал в IT-индустрии. Но своих стрессов хватает: дедлайны, новые вводные от стейкхолдеров, странная ОС от клиента — этого уже достаточно, чтобы у разработчика начал дергаться глаз. А если прибавить общий ахтунг в мире последние несколько лет — очевидно, что навык психологической устойчивости пригодится всем.

Особенно это актуально для руководителей команд, которые отвечают и за себя, и за «того парня». Им приходится самим справляться с неопределенностью и принимать решения в стрессе, а еще помогать своей команде держаться на плаву.

3. Наставничество как новый тренд в IT

«Всегда делись тем, чему ты научился» — так говорит мудрый магистр Йода.

«И так работы много, еще и новичками заниматься?! Ну уж нет, зачем это мне?» — отвечает ему разработчик.

Наставник — звучит гордо (и полезно для бизнеса), поэтому IT-компании активно развивают культуру менторства. Счастливчик-менти получает выжимку полезных знаний от эксперта, узнает, как все работает на практике и гораздо быстрее осваивает свою область.

Но и наставник получает выгоду, да, Йода?

  • Получая запрос от менти, можно совместить приятное с полезным: укрепить свои знания, изучить что-то новое и поддержать свой скиллсет в актуальном состоянии.
  • Менторство — отличный инструмент для прокачки софтов. Наставник общается с разными людьми, учится находить подход к каждому, объяснять сложные вещи и давать обратную связь. Пригодится при общении с командой и клиентами. 

И не забываем про очевидные плюсы в карму, вечную преданность юного падавана и повышение статуса в компании до мудрейшего из мудрейших.

Для компании передача знаний и опыта от опытных специалистов молодым — это сплошные плюсы:

  • Выращивая профессионалов внутри, не надо тратить ресурсы на поиск разработчиков на рынке (а там такие запросы, что и дзен-котик обалдеет). 
  • Новички меньше ошибаются, быстрее адаптируются и дают лучшие результаты, когда есть поддержка ментора. Таким образом, менторство не только наращивает экспертизу отдельного сотрудника, но и укрепляет профессионализм всей команды.

Ментором не рождаются, ментором становятся — вырастить своих наставников можно с помощью сторителлинга. 

4. Коммуникации: зачем они нужны технарям

Митапы, хакатоны, многочисленные онлайн-встречи проектных команд — все это места плотного взаимодействия. А чаты? Везде приходится оттачивать навыки общения:

  • в проектных командах, где каждый — самый умный в своем деле, надо уметь договариваться и совместно решать проблемы, иначе все передерутся и проект зависнет;
  • в распределенной команде с удаленкой и гибридом без взаимопонимания все рухнет. Учитывая расстояние между сотрудниками, надо быть уверенными в том, что коллег не нужно постоянно контролировать. 

5. Обратная связь как инструмент развития

Ежедневная работа в IT связана с рождением сложного продукта, когда команде важно быстро найти контакт и не всегда есть возможность годами притираться к разным людям. Тут и наступает звездный час фидбека: за один-два созвона надо договориться как работать дальше. Но такая сонастройка случится, если все готовы и умеют адекватно реагировать на фидбек и давать корректную обратную связь в ответ.

5 musthave «софтов» в скиллсете разработчика 1

Для IT-компании ОС — идеальный инструмент отладки процессов: можно вовремя обнаружить проблемы и узкие места проекта, а еще увидеть, что происходит с атмосферой в команде. Но, как и с любой технологией, важно еще уметь его правильно применять.

Следите за новыми постами
Следите за новыми постами по любимым темам
524 открытий4К показов