0

7 правил для тех, кто хочет писать технические статьи

Обложка: 7 правил для тех, кто хочет писать технические статьи

Привет! Я Наталья Акберова, уже 6 лет занимаюсь внешними коммуникациями и продвижением бренда работодателя.

Одна из моих любимых профессиональных «обязанностей» — работать с внутренними экспертами и помогать им публиковать материалы в корпоративные блоги и медиа. В начале общения с каждым из экспертов я рассказываю про то, что нужно сделать, чтобы знания из головы превратились в материал на «диджитал-бумаге».

Но такие помощники как я, есть не в каждой компании. Где-то эксперты хотят писать статьи, но не знают с чего начать и не знают, к кому обратиться.

В этой статье я хочу поделиться планом для всех, кто хочет начать путь в технописательстве. Расскажу про свой подход и лайфхаки, которые помогут побороть страх белого листа и получить много радости от нажатия кнопки «Опубликовать». Поехали!

1. Определиться, зачем именно тебе писать статьи

Перед тем, как начать писать, следует задать вопрос: «Почему МНЕ хочется это сделать?» Поделюсь своими вариантами.

Смена деятельности. Вроде про работу, но не совсем. Что-то вроде work-another work balance: спасение от рутины, скуки и выгорания.

Прокачка новых навыков. Хочешь написать статью — учись ясно формулировать мысли, структурировать материал и логично подавать информацию. А вдобавок поиграйся с текстом, подачей, неймингом.

Виртуальный след в диджитал-мире. Если вбиваешь имя в поисковике, а там совершенно ничего нет, то кажется, что и человека нет. А если там ссылки на презентации, заметки, статьи — то сразу понятно: человек есть!

Выдача технических статей по запросу

Вбиваю в поиск слово «техрадар», а выходит статья конкретного эксперта, а не словарь, например

Налаживание связей с профильным сообществом. Просто работая, ты ограничиваешь свой круг общения командой. Да, это может быть суперкоманда, и тебе этого достаточно… Но как получать инсайдерскую информацию о передовых внедрениях, технологиях, подходах? А как делиться своими наработками, чтобы другие не вставали на те же грабли? Весь этот обмен происходит на площадках, где собирается комьюнити: конференции, митапы, блоги. Зачем быть в аквариуме, если можно плавать в океане?

Эффект бабочки. Вложенные усилия всегда возвращаются сторицей: в твою команду могут прийти, высоко оценив экспертность статьи (или просто запомнив), зададут вопросы на интересующую тему, укажут путь, если где-то есть сомнения.

А главное —  можно получить заряд эндорфинами от того, что ты можешь и пишешь.

2. Выбрать тему

Как же отыскать тему — метафорический алмаз, который можно превратить в первоклассную статью-бриллиант? Попробуй ответить на 3 вопроса:

  • Что меня волнует прямо сейчас?
  • Что классного я делаю/сделал(а)
  • За что меня благодарили?

Еще для темы важно с одной стороны твое неравнодушие, а с другой  — полезность для других. Статья получится классной, если ты пишешь увлеченно и если аудитории пригодится этот материал.

Вот примеры, которые могут стать отличными темами для техностатей:

Идеи для технических статей

Что же делать, если писать хочется, а тема не придумывается? Главное, что следует знать, что статья — это всего лишь формат упаковки знаний. Можно не писать статью с чистого листа, если ты создаешь контент в другом виде. И поэтому, чтобы не выжимать из себя «буковки-злюки»,  нужно найти ресурс. Выступление на митапе или конференции, подкаст, заметки в соцсетях, статья на английском (с авторскими комментариями), задачи в Jira, описанные процессы на странице в Confluence — всё это может стать ресурсом для статьи.

Как превратить кейс в техническую статью

Слева запись с конференции, справа переупаковка материала в статью

Итак, тему нашли — что дальше?

3. Подумать про аудиторию и площадку публикации

Следующий этап — подумать, кому хочется рассказать историю или где ты хочешь публиковать материал. Можно ориентироваться на аудиторию и пойти туда, где сидит именно она или, наоборот, целиться в конкретное медиа — тогда нужно калибровать сообщение под особенность площадки. Обычно издания пишут про аудиторию в материалах о рекламе, рекомендую покопаться на сайте и обязательно найти эту информацию.

Например, на Tproger больше Middle и Juinior, а по специализации преобладают Python и JavaScript-разработчики (информация тут).

А на Хабре сидят IT-профи: 50,7% пользователей со стажем более 5 лет в IT, 41% работают синьорами и тимлидами (аудитория на 2 слайде).

Для VC больше подойдут тимлидерские темы про процессы, управление, продакт и проджект-менеджмент, а еще заходят дизайнерские статьи: там сидит разношерстная аудитория.

4. Написать черновик

Удивительно, но факт: само написание материала находится лишь на 4 пункте! Всё это для того, чтобы не переписывать материал, а заранее подумать о 3 пунктах выше.

Для начала, а точнее наброска черновика я обычно предлагаю задуматься над такими вопросами:

  • Чем главным я хочу поделиться с сообществом?
  • Почему мне должны поверить?
  • Мой материал уникален?
  • Боль читателя, которую можно полечить?
  • Какое полезное действие будет у статьи?
  • Что по итогу должен сделать читатель?

Отвечаю на эти пункты, можно понять, куда копать глубже. Дальше — непосредственно само написание. Так же на этом этапе ты можешь продумать сторителлинг, сеттинг, героев статьи.

Ниже приведу 3 моих метода, которые использую для «легкого входа» в этот процесс.

Выгрузить все мысли. Эффективный способ, чтобы снять барьер в виде страха чистого листа, не топтаться на одном месте, не зная с чего начать. «Тошню» всё, что есть в голове. Самое главное это или второстепенное — не важно, красивые слова или корявые — не важно. Пишу с середины, с конца, с начала; всё, что угодно по теме. Одновременно серфю в интернете, ищу подобные публикации или важные смежные темы, даю письменные комментарии или даже просто закидываю ссылки в док.

Писать по плану. Ответы на вопросы, которые я перечисляла выше, помогут начать, а еще можно ориентироваться на примерный план, я его называю еще «рыба-конструктор».

План технической статьи

План слева, справа — пример

Сначала надиктовать. Включить диктофон и отвечать на вопросы из плана, размышлять вслух, позвать коллегу и вместе устроить дискуссию. Расшифровать запись можно через сервисы этот либо этот). Или по старинке «ручками».

После того, как материал написан, рекомендую показать текст коллегам, друзьям в теме, руководителю — попроси фидбек, уточни подробности.

А в самом конце советую тексту немного «полежать», «отдохнуть». Возвращайся к материалу через пару дней или недельку, а потом на свежую голову прочитай на незамыленный взгляд.

5. Подготовить статью к публикации

Написать материал — это еще не все. Нужно подготовить статью к публикации. Что это значит?

Редактировать и корректировать текст. «Почистить» логику повествования, заменить штампы и канцеляризмы на новое и простое, вырезать то, что можно вырезать без потери смысла, пройтись по стилистике, проверить грамматику, пунктуацию, удостовериться, что в тексте ты вежлив к читателю. Здесь можно пользоваться стандартными Word и Google Docs, которые подчеркнут возможные «поверхностные» ошибки, сервисами «Главред β», «Орфограммка», на английском — Grammarly.

Подготовить иллюстрации. В каждом материале есть КДПВ (картинка для привлечения внимания), в определении которой кроется смысл — так вы «заманиваете» читателя. Тут варианты рисовать самостоятельно (в графических редакторах/при помощи шаблонов/использовать мемы) или найти на фотостоках. Внутри могут быть скрины, подтверждающие слова. Советую не злоупотреблять картинками ради картинок.

Заверстать на платформе. Залить текст, загрузить картинки, проставить теги, оформить код. Например, во многих редакторах есть фичи для оформления цитат, людей, видео. Не пренебрегай красотой в этом случае — так ты не дашь лишнего шанса уйти читателю, который щепетильно относится к оформлению.

Подумать о продвижении. Для охвата нужно подумать, где можно еще разместить ссылку на вашу публикацию. Сделай посты в личные соцсети с призывом читать, комментировать и ставить лайки. Договорись с друзьями о репостах. Если кто-то из знакомых ведет телеграм-канал или другой блог, попроси рекомендовать статью. Если это статья от компании — проследи, чтобы статья в первые пару суток вышла и на официальных площадках бренда.

6. Опубликовать материал

Запланируй удобное время. Этот день не должен быть супер загруженным (минимум встреч).

Следи за комментариями. Старайся ответить в течение часа-пары часов. Так алгоритмы блогов считают, что статья интересная, и будут поднимать её в топ. Игнорируй троллей, пишущих не по теме или откровенную чушь.

Поздравь себя и порадуйся! Зарядись эндорфинами от того, что ты сделал — ты молодец!

Коротко о главном

Всё, что было у меня на душе, а точнее всегда на готове к эксперту, который хочет вступить в ряды писателей, выложила выше. А теперь крупными мазками повторю все шаги весь план.

1. Определиться с темой —> 2. Учесть особенности целевой аудитории

3. Выбрать площадку для публикации

4. Написать материал —> 5. Подготовить к выпуску

6. Опубликовать статью —> 7. Следить за комментариями

Надеюсь, технописателей будет становится еще больше!  Если есть вопросы, буду рада ответить.