Написать пост

Баланс и функциональность: как создать хороший интерфейс для корпоративного сервиса

Аватарка пользователя Павел

Рассказали, как создать хороший интерфейс для корпоративного сервиса и каких принципов стоит придерживаться.

Обложка поста Баланс и функциональность: как создать хороший интерфейс для корпоративного сервиса

При автоматизации 50-70% бизнес-процессов удается применить нововведения только в 30% случаев. Зачастую барьером к переходу на новое решение может быть его непродуманный интерфейс. О особенностях проектирования интерфейсов для корпоративных сервисов рассказал Павел Юнусов, UX/UI-дизайнер в компании Embedika.

Корпоративные сервисы играют важную роль в современном бизнесе — обеспечивают сотрудников и руководство необходимыми инструментами для эффективной работы. Например, помогают в управлении проектными задачами, ресурсами и базами данных, обмене информацией, а также аналитике и формировании отчетности. Для каждого решения набор требований к его функциональности будет разный, однако все они должны быть понятными и удобными в использовании — для этого необходим качественный интерфейс.

Этапы создания интерфейса

  1. Исследование. Его проводят аналитики или менеджеры проектов. Они могут привлекать дизайнеров, но из-за ограниченности ресурсов делают это не так часто. Этот этап позволяет понять, какие проблемы и задачи должен решить корпоративный сервис, а после — сформулировать гипотезы, каким должен быть интерфейс и его наполнение. Важно изучить бизнес-процессы компании и учесть потребности различных групп пользователей: администраторы, менеджеры, сотрудники.
  2. Проектирование. Далее дизайнеры работают с пользовательскими сценариями и выделенными на предыдущем этапе гипотезами, задачами и проблемами. Они создают эскизы и элементы дизайна, согласовывают их с заказчиком и готовят макеты и прототипы.
  3. Разработка. Когда макеты утвердил заказчик, они передаются разработчикам. На этом этапе концепция становится реальным продуктом: создается код, интегрируется дизайн и разрабатываются необходимые функции.
  4. Тестирование. Тесты позволяют выявить проблемы и недоработки, внести необходимые коррективы. Кроме выявления багов, на этом этапе важно провести UX-тестирование на реальных пользователях, чтобы оценить удобство сервиса. Как правило, если исследование и проектирование проведены качественно, то не потребуется много доработок.
  5. Внедрение. Далее сервис интегрируется в корпоративные системы или публикуется для доступа сотрудников. Необходимо обеспечить плавный переход для пользователей, предоставить необходимую поддержку и онбординг: понятную документацию, инструкции, обучающие вебинары.
  6. Оценка и поддержка проекта. Поддержка проекта — это непрерывный процесс, поэтому после запуска решения важно собирать обратную связь от пользователей, данные об использовании и эффективности сервиса. В ходе эксплуатации, рано или поздно, будут возникать вопросы и баги. Важно решать эти проблемы, следить за работой сервиса и обновлять интерфейс в соответствии с изменяющимися потребностями пользователей и бизнеса.

В идеальном мире, при наличии ресурсов, проект должен предполагать создание небольших MVP и их тестирование на реальных пользователях. Например, на этапе исследования. Этими MVP могут быть грубые прототипы, но главное — проверить их на целевой аудитории, а не только согласовать с функциональным заказчиком. Несмотря на то, что MVP требует времени и денег, они могут помочь сэкономить гораздо больше — избежать необходимости переделывать уже готовый продукт.

Принципы проектирования пользовательского интерфейса для корпоративных сервисов

Простота и интуитивность

Есть убеждение, что каждый сервис можно сделать интуитивно понятным, чтобы даже новый пользователь сразу понял, как в нем работать. Однако в реальности эта задача не всегда выполнима: так, простые корпоративные порталы с небольшим набором функций могут быть интуитивно понятными, а специализированные сервисы часто будут требовать от пользователя подготовки.

Можно провести аналогию с Photoshop: человек, который ни разу не работал в этой программе, вряд ли сразу поймет, где и какие функции находятся — хотя ее интерфейс точно проектировали отличные дизайнеры. Так же и с профессиональными корпоративными сервисами, которые в силу своей специфики будут иметь достаточно сложный интерфейс.

Однако удобство их использования достигается путем создания логической структуры и упорядочения разделов. Важно проанализировать, какие есть блоки работ, и помочь пользователю, с ними разобраться. Также для улучшения пользовательского опыта и быстрой адаптации сотрудников к интерфейсу помогут интуитивно понятные элементы навигации и управления. Например, иконки, метки, подсказки при наведении, фильтры и инструменты поиска.

Согласованность и единообразие

Иногда многим кажется, что дизайнер должен всегда делать что-то красивое, нестандартное и уникальное. Однако такой подход нужен для создания креативного сайта художественной галереи, но не сервиса для работы сотрудников. Потому что один из самых важных принципов хорошего интерфейса для корпоративного решения — консистентность: когда подобные элементы выглядят единообразно, а взаимодействие с ними происходит одинаково. Например, целевые кнопки находятся в одних и тех же местах на любой странице сервиса.

Именно консистентность снижает когнитивную нагрузку на пользователя, делает интерфейс предсказуемым и простым в освоении, улучшает навигацию. Более того, хорошо, когда единообразие соблюдается не только в рамках одного решения, но и во всех интерфейсах различных сервисов внутри компании. Если пользователь уже знаком с дизайном и навигацией в одном решении, ему будет легче адаптироваться к другим.

Поэтому важно установить и задокументировать стандарты дизайна: цветовую схему, шрифты и паттерны элементов. А также создать библиотеку переиспользуемых компонентов, таких как кнопки, формы, таблицы и другие элементы интерфейса.

Гибкость и настраиваемость

Корпоративные решения используются сотрудниками из разных отделов и уровней управления. И в отличии от массовых сервисов, требования к их функциональности часто зависят от конкретной роли пользователя. Например, Google Docs будет выглядеть одинаково и иметь стандартные функции как для студента, которые пишет реферат, так и для юриста международной компании, который готовит шаблон договора. Однако для корпоративного сервиса по разметке данных важно, кем является пользователь: разметчиком, экспертом или проверяющим — от роли будут зависеть необходимые сотруднику инструменты.

Гибкий и настраиваемый интерфейс позволит настроить сервис и его функциональность под потребности и задачи разных групп сотрудников. В этом поможет использование модульной архитектуры, создание различных конструкторов. Более того, важно построить гибкую систему управления доступом, которая позволит настраивать разные уровни прав пользователей.

Эффективность и производительность

При создании интерфейса важно соблюдать баланс между эффективностью и производительностью. Часто в компаниях используются старые технологии, поэтому перед проектированием интерфейса необходимо оценить возможности цифровой инфраструктуры: хватит ли мощностей на реализацию всей задуманной функциональности. Иногда стоит отказаться от функций или визуальных эффектов, которые не нужны при использовании сервиса и тормозят его работу.

Более того, в крупных компаниях результаты производительности во многом связаны с требованиями безопасности. Например, необходимостью использования конкретного браузера или VPN, которые замедляют скорость обработки данных. Если долгих загрузок не избежать, то важно продумать анимацию и подсказки, которые будут сообщать пользователю, что сервис не «завис» — интерфейс должен реагировать на действия пользователя мгновенно и понятно.

После внедрения полезно собирать и анализировать данные о том, как пользователи взаимодействуют с интерфейсом, чтобы выявить узкие места и возможности для оптимизации и улучшения производительности.

Итоги

Чтобы корпоративные сервисы приносили для бизнеса пользу и деньги, они должны помогать сотрудникам эффективнее работать, а значит — быть удобными в использовании. Для этого важно точно понимать, какие потребности пользователей должен закрыть проектируемый интерфейс. Поэтому именно качественное взаимодействие с заказчиком решения, создание MVP и непрерывный сбор обратной связи на каждом этапе помогут сделать продукт качественнее и снизить затраты на исправление ошибок.

Следите за новыми постами
Следите за новыми постами по любимым темам
409 открытий1К показов