Почему программисту не стоит бояться работать с госзаказами
Рассказ о том, почему ИТ-специалистам не стоит обходить стороной госсектор и как на самом деле ведётся работа над проектами в сегменте business-to-government.
2К открытий2К показов
Главный игрок российского ИТ-рынка – государство: именно В2G-проекты являются самыми крупными как с точки зрения бюджетов, так и со стороны человеческих ресурсов. Однако молодые программисты все ещё не спешат работать с госсектором, и отсюда – острый дефицит «айтишников», который давно наблюдается в этой сфере.
Виной тому – стереотипы о работе на государство, и далеко не все из них имеют хоть что-то общее с реальностью. Директор по персоналу ГК «Нетрика» Ирина Карклинис рассказывает, почему ИТ-специалистам не стоит обходить стороной госсектор и как на самом деле ведётся работа над проектами в сегменте business-to-government.
Ирина Карклинис
директор по персоналу ГК «Нетрика»
Долой стереотипы
Самый распространённый миф в сфере разработки ИТ-решений в госсекторе, конечно, касается бюрократии: считается, что любое решение должно пройти через огромное количество согласований, и ни один проект не обойдётся без бумажной волокиты. В этом есть немалая доля истины, но нельзя забывать и об одном серьёзном «но»: всё это практически не касается специалистов, которые непосредственно пишут и тестируют код. Свои особенности действительно имеет взаимодействие руководителя проекта с заказчиком (госорганом или определённой организацией); тонкости есть и в ведении документооборота. Но не более того.
Ещё один популярный стереотип – отсутствие современных технологий. Он уже более далёк от правды: цифровизация «дошагала» и до госсектора. Например, недавно на портале «Наш Санкт-Петербург», где жители города могут сообщать о проблемах в сфере ЖКХ и благоустройства, была внедрена нейросеть для более точной классификации обращений.
Государство заинтересовано в развитии технологий. На это указывают как национальная программа «Цифровая экономика», работа над которой ведётся уже несколько лет; так и предложенные совсем недавно меры по поддержке ИТ-отрасли.
На практике этот миф связан скорее с меньшей гибкостью госсектора по сравнению с бизнесом: ведь каждая используемая система должна быть аттестована, а все средства защиты – сертифицированы. Помимо этого, необходимо, чтобы в базовом ПО не было продуктов зарубежного происхождения; таковы требования в области импортозамещения. Всё это сужает круг инструментов, которые может использовать разработчик. Но вопросы безопасности никто не отменял, а такие ограничения можно рассматривать, скорее, как одно из условий поставленной задачи. И они делают её решение только интереснее.
Всё не так просто
Также часто встречается стереотип, что между постановкой задачи от госзаказчика и её реализацией разработчиком всегда огромный разрыв – отсюда постоянные правки и переработки кода. Однако таких проблем не должно возникать, если компания-исполнитель не первый год работает на В2G-рынке. В таком случае она будет иметь сильный аналитический центр и сможет проработать бизнес-процессы, взаимодействуя с конечными пользователями. Это позволит минимизировать риски и объединять разработчиков с заказчиком в лице государства.
Мнение, что разработка в В2G – это скучно, также встречается нередко. Однако на деле скучать не приходится: так как создаются крупные решения с широким спектром функций, разработчику нужно писать много кода. И иногда с задачей нужно справляться максимально оперативно.
Помимо этого, любая государственная информационная система действует на базе норм федерального и регионального законодательства, которое, как правило, подвержено частым изменениям. И на них нужно очень быстро реагировать, чтобы в результате не пострадали рядовые пользователи. В таких случаях никак не обойтись без креативного подхода.
Ещё немного о специфике В2G
Конечно, в теории государственные проекты подразумевают исключительно каскадный способ разработки, где исполнитель должен чётко соблюдать все этапы и строго придерживаться плана. Однако на практике применение гибких методик и любимого разработчиками Agile становится неизбежным. Ведь акцент должен быть не на процессе, а на результате; и основная цель ИТ-специалиста – создать решение, которое принесёт пользу государству как заказчику, а также всем его пользователям.
При этом качество решения должно быть на очень высоком уровне: ведь продукт быстро уходит «в прод», а системы критически важны. Они обеспечивают работу множества процессов, и их применяют тысячи пользователей. Отсюда и высокие требования – подготовка автотестов, проведение большого количества тестов на уязвимости и нагрузочного тестирования.
Задачи, которые встают перед программистами в B2G, могут быть крайне серьёзными и касаться крупных информационных систем и архитектурных решений. Например, развития региональных сегментов Единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения (ЕГИСЗ) и её подсистем – благодаря им пациенты могут записываться на приём к врачу через интернет и получать результаты лабораторных исследований намного быстрее. Или даже разработки сложных BI-решений, которые помогают обрабатывать, хранить и анализировать огромные массивы данных.
В целом B2G-проекты могут быть очень разными. Любому специалисту в рамках взаимодействия с госсектором легко найти сферу на свой вкус. Можно заниматься разработкой платформы для добровольцев и волонтёров, создавать государственные информационные системы для разных регионов или работать над различными порталами, реестрами и мобильными приложениями. Образование, медицина, строительство, туризм, электронное правительство – список областей, в которых появляется возможность реализовать себя, можно продолжать ещё долго.
А ещё, вопреки представлениям, с государством сотрудничает много молодых и активных специалистов, вместе с которыми приятно и интересно работать. Свою роль здесь играют и разные программы по привлечению молодых кадров, и ориентация ИТ-отрасли на импортозамещение, из-за чего российских компаний, которые могут взаимодействовать с государством, просто становится всё больше. Однако в основном таких людей привлекает социальная значимость B2G-проектов – они хотят работать над чем-то полезным и важным.
Больше, чем просто работа с государством
Главное преимущество государственных проектов – именно их крупный масштаб и социальная значимость. Всегда приятно чувствовать, что ты причастен к решению, которым пользуется огромное количество людей. Вспомним портал госуслуг, на котором можно оплачивать налоги и штрафы, получать нужные справки, подавать заявки на получение документов и пособий, записываться к врачу, а в этом году даже заполнять заявления, чтобы поступить в университет. Ежемесячная посещаемость портала составляет 97 млн пользователей в месяц. А при помощи уже упомянутого портала «Наш Санкт-Петербург» сегодня только в одном городе решено более 2,4 млн проблем.
Кроме того, иногда и сам разработчик становится пользователем систем: например, когда ему нужно записаться к врачу или подать обращение в управляющую компанию. Всем приходится периодически пользоваться цифровыми госсервисами.
Но чтобы создавать проекты, связанные с государством, не всегда нужно сотрудничать с ним напрямую. Например, можно просто использовать открытые государственные данные и самостоятельно разрабатывать решения в области туризма, здравоохранения, развлечений и развития города. Так, картограф Никита Славин создал интерактивную карту возраста петербургских домов, которая включает в себя более 55 тысяч зданий. Кроме года постройки, на карте можно узнать архитектора и стиль выбранного дома. И одним из источников данных для карты стал портал «Открытые данные Санкт-Петербурга».
В целом работа с B2G-проектами может стать интересным опытом, который во многом отличается от взаимодействия с бизнесом – и рабочее сотрудничество с государством может иметь как свои недостатки, так и серьёзные преимущества. Но при этом здесь, как и в любой другой сфере, важно просто профессионально и качественно выполнять поставленные задачи.
2К открытий2К показов