Чек-лист для начинающего дизайнера в IT-компании
Старший дизайнер Noveo Ирина подготовила для начинающих коллег чек-лист дизайнера: список аспектов, на которые стоит обратить внимание.
24К открытий25К показов
Ирина
Noveo Senior Designer
Многим творческим людям профессия дизайнера в IT-компании кажется весьма заманчивой. И не зря: это и творчество, и интересные задачи, и работа в команде или соло в зависимости от проекта, и хорошая зарплата. Однако планка входа в профессию поднята высоко. И даже умея рисовать и имея портфолио, можно не стать дизайнером. Ведь кроме того, что нужно освоить большой объем знаний, начинающим специалистам часто приходится бороться с внутренними сомнениями: «А вдруг у меня не получится?».
Я в своё время долго ходила вокруг да около. И теперь, имея за плечами семь с половиной лет работы в компании Noveo в роли дизайнера и много проведённых собеседований, хочу поделиться чек-листом, который поможет учесть всё самое важное на пути к профессии своей мечты.
1. Направления в дизайне
Для тех, что хочет стать дизайнером, IT-сфера предлагает следующий выбор*:
- Графический дизайнер. Он создает айдентику и логотипы, подготавливает печатные материалы, занимается сувенирной продукцией в рамках бренда. Он рисует иллюстрации, может делать анимацию. Эта профессия подойдёт тем, кто любит и умеет хорошо рисовать.
- Дизайнер веб- и мобильных приложений (UX/UI-дизайнер) умеет делать красивые кнопки и атмосферные тени, разбирается в отступах и шрифтах, рисует иллюстрации и иконки, а также продумывает логику работы интерфейсов, анализирует поведение пользователя, тестирует гипотезы и анализирует продукт заказчика. Здесь уже мало уметь рисовать, потребуется развитое аналитическое мышление.
- Моушен-дизайнер, оживляющий статичные объекты, — это отдельная профессия. Но иногда навыки моушен-дизайна могут пригодиться и графическому дизайнеру при подготовке рекламы, и UX/UI-дизайнеру при оживлении прототипов для команды и заказчиков.
- Продуктовый дизайнер. Некоторые IT-компании работают над одним или несколькими собственными продуктами. Такая профессия понравится тем, кто любит глубоко погружаться в один проект, комплексно развивать его до мельчайших деталей.
- Специалисты игровой индустрии. Здесь много привлекательных профессий для любителей игр. Технический дизайнер занимается прототипированием игровых механик, а игровые художники — рисуют персонажей и другую графику для игр. В том числе это могут быть и трехмерная графика, спецэффекты, виртуальная и дополненная реальность.
* Это один из вариантов названия профессий и распределения обязанностей.
В разных компаниях вы можете встретить эти профессии как в чистом виде, так и в комбинациях. Мы являемся международной аутсорсинговой компанией, работаем с мобильными и десктопными приложениями разного калибра и под разные платформы. Также у нас большой фронт внутренних задач: от анимированных иллюстраций в блог до наружной рекламы. Поэтому у нас бывают открыты вакансии на первые две должности. Дальше я буду рассказывать больше о них, хотя многие принципы будут общими и для оставшихся направлений.
Почему важно определиться?
Преуспеть одинаково во всех направлениях сразу не получится, это нормально. Зачастую стоит попробовать себя в разных областях, чтобы нащупать, что нравится.
Чтобы стать хорошим дизайнером мало разбираться только в графике или гайдлайнах. Ведь чтобы искусно работать над разными задачами, постепенно придется и ознакомиться с основами верстки, и поработать с анимацией и теорией цвета, и почитать про типографику. И вообще периодически поглядывать на разные творческие направления и вдохновляться ими.
Однако всегда стоит держать в фокусе основное направление и сильно не распыляться, чтобы стать в нём настоящим специалистом, а не универсалом «на троечку». Ознакомиться — да. Но глубоко изучить лучше позже, когда вас уже возьмут на работу по основной специальности.
Итак, вы выбрали. Что дальше? Нет, пока ещё не портфолио ?
2. Информационное поле
Самое важное в работе любого дизайнера — это окружить себя качественными примерами и постоянно быть в креативном и информационном потоке. Настройте как минимум:
Ежедневно просматривайте новинки и лучшие работы, вдохновляйтесь, читайте про тренды в выбранной специализации. Прочитайте несколько книг и статей по выбранному направлению, подпишитесь на интересные рассылки на тематических сайтах.
Важно: эта деятельность не должна быть в тягость! Если вы и так с удовольствием не вылезаете из Pinterest и с радостью бороздите Dribbble и прочие сайты с информацией — вы точно на правильном пути. Если же процесс идёт через силу — вернитесь на шаг 1 и подумайте ещё раз над выбранным направлением.
Тем, кто хочет стать дизайнером мобильных и веб-приложений также придется изучить все необходимые гайдлайны и следить за обновлениями и там.
- Гайдлайны iOS: https://developer.apple.com/design/human-interface-guidelines/ios/visual-design/adaptivity-and-layout/
- Гайдлайны Android / Material design: https://material.io/design/
Совет от тимлида отдела дизайна Noveo:
На основе гайдлайнов iOS и Android существует много готовых UI kit’ов. Используя их, можно без труда рисовать приложения. Однако профессиональным дизайнерам необходимо уметь менять эти UI kit’ы так, чтобы приложения получались разнообразными, имели запоминающийся стиль.Отходя от стандартов, дизайнер должен понимать, для чего он это делает. Нужно уметь учитывать и комбинировать множество вещей:
фирменный стиль;
пожелания заказчика;
гайдлайны ОС;
удобство для пользователя;
возможности разработки и верстки;
возможности восприятия выбранной целевой аудитории;
цели проекта;
современные тренды;
креатив.
Уже понятно, что в рамках даже одной профессии в себя нужно загрузить большую базу знаний. Не до распыления… ?
3. Основные инструменты графического дизайнера и UX/UI-дизайнера
Для разработки макетов долгое время использовался Adobe Photoshop, а для векторных иллюстраций, кроме него, также использовались Adobe Illustrator или Corel Draw. Как сейчас:
- Для создания прототипов экранов и работы над макетами в команде дизайнеры приложений используют Figma или Sketch. Можно также познакомиться с Adobe XD, хотя он и используется реже, но иногда заказчики и в нём могут прислать свои проекты для дальнейшей разработки.
- Для иллюстраций все еще отлично подходят Adobe Illustrator и Adobe Photoshop. Corel Draw почти ушел со сцены, но если нравится, то можно и в нём рисовать. Графику для приложений также можно рисовать, используя Sketch и Figma. Можно также использовать Procreate и Vectornator на iPad или их аналоги на планшетах Android.
- Для ряда задач может понадобиться анимация. Здесь владение Adobe After Effects будет вашим явным преимуществом перед другими кандидатами при устройстве на работу. Графический дизайнер, как уже упоминалось, может использовать этот инструмент для создания анимированных баннеров для соцсетей и нашего блога, а UX/UI-дизайнеры с его помощью анимируют прототипы для заказчиков и разработчиков, чтобы показать, как меняются экраны и реагируют на нажатия кнопки.
В общем-то любые редакторы на ваш вкус допустимы к использованию. Однако потом всё равно придется экспортировать свои рисунки в Adobe Illustrator или Adobe Photoshop для полиграфических задач. Или в файл Sketch или Figma для проектов. Эти четыре редактора сейчас наиболее популярны, и если вы хотите стать дизайнером и работать в аутсорсинговой компании, нужно уметь ориентироваться в каждом из них.
4. База знаний
Основная трудность для начинающего и графического, и UI/UX-дизайнера в том, что одновременно нужно прокачиваться не только в иллюстрации, композиции, теории цвета и гайдлайнах. Понадобятся также:
- основы типографики;
- знание хотя бы по верхам основ вёрстки (HTML5, CSS3 и так далее). Да, даже графическому дизайнеру понимание этих основ пригодится при, скажем, вёрстке макета рекламного баннера;
- основы юзабилити, то есть понимания того, насколько лёгок и удобен сайт или приложение в использовании;
- умение редактировать тексты и грамотно писать на языке и команды, и заказчика. Это необходимо, чтобы уметь последовательно объяснять свои решения и «защищать макеты». К тому же часто дизайнеру самому приходится заполнять макеты осмысленным текстовым содержимым. Lorem ipsum не панацея;
- также в нашей компании от дизайнера ещё обязательно потребуется владение английским не ниже уровня B2, достаточного для созвонов и переписок с иностранными заказчиками. Если же в арсенале есть французский — это точно повысит рейтинг среди кандидатов в нашу компанию.
Где учиться?
Сейчас в интернете много статей, просто огромное количество полезной информации. Но без чёткого плана воспользоваться ей с толком не получится.
Вузовское образование даст хороший план и научит системному мышлению, но оно не успевает за стремительным развитием индустрии дизайна, и самые актуальные знания лучше получать через онлайн-образование.
Можно начать с бесплатных вебинаров или интенсивов, которые познакомят с миром дизайна. Но чтобы стать дизайнером краткосрочные курсы не подходят. Стоит искать длительные курсы по выбранной специализации в дизайне. Это даст хорошую скорость профессионального роста и приличный уровень знаний в выбранной сфере. Сертификат или диплом после курсов не столько важны сами по себе, но будут приятным бонусом. Важнее тут будут полученные знания и дизайн-проект, разработанный во время учебы. Его можно будет положить в портфолио.
В дальнейшем же будет хватать «обновлений», получаемых из информационной среды (смотри пункт «2. Информационное поле» выше), обмена опытом с коллегами, участия в различных конференциях. Работая над проектами, неизбежно приходится задаваться вопросами, находить в интернете информацию по интересующим деталям и оставаться на передовой.
Можно ли научиться без курсов?
Можно, если это не первое техническое образование, и вы уже владеете системным мышлением, позволяющим разбираться в вопросах, ставить и решать задачи самостоятельно и последовательно. Времени это займёт больше, чем учеба на курсе, а результат не гарантирован. Тут уже очень индивидуально.
5. А вот теперь наконец-то портфолио
Портфолио — важнейший багаж, влияющий на трудоустройство. Прежде чем предложить тестовое задание, работодатель всегда оценивает портфолио кандидатов. Это «одёжка», по которой вас будут встречать. Если всё понравится, то будет предложено тестовое задание, а на устном собеседовании вас могут спросить о той или иной вашей работе. И здесь важно будет уметь отстоять свой дизайн, объяснить, почему было выбрано то или иное решение.
Не стремитесь поместить в портфолио всё сразу. Подумайте, владение какими навыками вы хотите продемонстрировать: работа с фирменным стилем, графикой, сетками, текстом, умение создавать логотипы и иллюстрации и так далее.
Также не нужно корпеть над одной идеальной работой, от новичка её никто не ждёт. Важно показать серию работ, по которой заметен ваш прогресс. Работодатель обращает внимание на то, есть ли рост, какой потенциал, ведь это показатель того, как вы будете расти в компании.
Способы составить портфолио:
- Придумать задачу самому. Например, сделать себе сайт-портфолио на Тильде или придумать собственный сервис, отрисовав экраны в Figma. Будьте внимательны при оформлении макетов, обязательно называйте слои и группы элементов мнемонически (названия типа Layer1, Group 2 — моветон не только в портфолио, а вообще в работе дизайнера).
- Сделать раздел с примерами своих иллюстраций и иконок для приложений на Behance, Dribbble или опять же в Figma. Можно оформить и как PDF.
- Редизайн. Можно выбрать любую мировую компанию и устроить ей ребрендинг.
- Спросить у друзей, не нужен ли им сайт-визитка. Только не увлекайтесь этим способом. Однотипные сайты-визитки не прибавят вес, но как первая работа вполне подойдут.
- Поучаствовать в конкурсах. Даже если вы не выиграете, это отличный материал для портфолио.
Что делать с готовым портфолио?
Кроме того, что его нужно разослать в откликах на понравившиеся вакансии вместе с работающими ссылками на рабочий сайт и макеты, разместите его на Behance, Dribble и других подобных ресурсах. Кроме того, что на него так будет удобно ссылаться, вы станете частью сообщества дизайнеров и попадёте автоматически в информационные поля.
6. Софт-скиллы и резюме
Конечно же, портфолио не последнее, о чём нужно подумать. Чтобы стать дизайнером, очень важно развивать в себе ещё так называемые soft skills — навыки, которые формируются в детстве и опираются на личностные особенности человека, а также уровень развития его эмоционального интеллекта и когнитивных способностей. Эти навыки можно развивать и во взрослом возрасте, но придётся приложить усилия.
Дизайнеру очень пригодятся такие soft skills, как:
- Умение быстро и эффективно искать информацию в авторитетных источниках.
- Быстрая обучаемость.
- Умение собирать информацию через опросы пользователей, общение с заказчиком, общение с командой. У дизайнера в компании может быть много коммуникаций, будьте к этому готовы, учитесь сотрудничать и слышать. Если это ваша сильная черта, смело указывайте её в своем резюме.
- Умение анализировать полученную информацию. Очень важно. Дизайнер — это в первую очередь аналитик, а потом уже креативная персона.
- Умение быстро предлагать идеи, разные способы решения задач. В последнее время может потребоваться делать это сразу в присутствии заказчика и команды благодаря той же Figma, где дизайнер у всех на виду.
- Умение не бояться рисковать на этапе мозговых штурмов.
- Умение метафорично мыслить. Сможете лаконично графически (без использования слов) изобразить на стикере 2х2см «Я в отпуске до 3 августа»? Если пока нет — тренируйтесь на подобных микрозадачах ?
- Умение работать в команде, умение убеждать, навыки риторики. Вам часто придётся защищать свои проекты и решения перед заказчиком и командой.
- Любопытство, искренняя готовность учиться. В IT-сфере так быстро происходят изменения, что не успевают выпускаться книги. Повторю мысль из начала поста: приходится непрерывно учиться, ловить тренды, и без «встроенной» жажды нового вам попросту будет грозить выгорание.
- Умение быстро адаптироваться, не испытывая при этом серьёзного стресса, и стойкость. Это понадобится, чтобы не впадать в отчаяние при изменении техзадания (не удивляйтесь, бывают гибкие проекты, и это не всегда минус) и обилии правок;.
- Продуктивность. Тут очевидно зачем, да? Чем быстрее тестируешь гипотезы и решаешь проблемы, тем больше шансов на успех проекта;
- Внимание к деталям, умение читать «глазами в голову», понимать до буквы, слышать между строк. Это помогает избегать критических ошибок и предельно четко понимать задачу.
Помимо стандартных упоминаний об образовании, опыте работы и интересах не забудьте зафиксировать ваши soft skills в резюме. В интернете много образцов, в каком виде это можно записать и оформить. Так что я тут просто добавлю комментарий, что при отправке резюме в ту или иную компанию важно обратить внимание на ценности компании и требования в вакансии. Ваше резюме скорее всего придётся редактировать под каждую компанию. А универсальное резюме не лишним также будет разместить на HeadHunter, SuperJob и других подобных порталах.
И не забудьте рассказать в соцсетях и друзьям, что ищете работу. Среди ваших знакомых вполне может оказаться тот, кто поможет в трудоустройстве.
Удачи! Дерзайте! Все получится!
24К открытий25К показов