Написать пост

Как строить IT-карьеру в банке

Логотип компании Газпромбанк

В статье описали плюсы и минусы работы программистов в банке и рассказали, к чему нужно быть готовым перед приходом в компанию.

IT-карьера в банке — показатель успеха. Высокие зарплаты, значимые проекты, лучшие технологии, стабильность, самореализация, бонусы. И это далеко не всё. Похоже на мечту, правда?

При этом есть и свои «но» мелким шрифтом. Пришло время честно рассказать, каково быть айтишником в финтехе: обо всех плюсах, минусах и подводных камнях.

Начнём с того, что и правда хорошо.

Большие и значимые проекты

Я акцентирую на этом внимание, потому что многое из того, что я делал раньше в стартапах и небольших продуктовых командах, кажется мне незначительными. Одни проекты закрылись спустя пару лет, другие — вовсе не дошли до запуска. У третьих столько NDA, что юридически даже маме нельзя сказать, над чем именно ты работал последние полгода.

Представьте, вы тратите месяцы на продукт, делаете его красивым и удобным для пользователей. А он просто не заходит, и все ваши старания в никуда.

Проекты в банках, напротив, у всех на виду, у них огромное количество активных пользователей (что для меня, как для бывшего интернет-маркетолога, особенно ценно). Ты видишь плоды своего труда — и он действительно приносит пользу людям.

Например, однажды я потерял зарплатную карту и пришёл восстановить её в офис банка. Увидел, что менеджер работает в софте, которым занималась моя команда. Я упомянул об этом, она поблагодарила и после указала на вещи, которые ей, как обычному пользователю, хотелось бы улучшить. Такие случаи мотивируют и вдохновляют.

К тому же очень круто говорить, что ты работаешь в таком гиганте, как Газпромбанк. У многих это вызывает вау-эффект. А у тебя — возникает чувство того самого «сына маминой подруги».

Много возможностей для роста

Банк — это гигантская структура с большим количеством департаментов, подразделений, направлений и входящих в них команд. Всегда есть возможность куда-то перейти или вырасти — как вертикально, так и горизонтально.

У компании есть карьерные треки для сотрудников с учётом их навыков и пожеланий. Так, младший разработчик растёт до среднего, потом — до старшего. Дальше он может стать тимлидом и управлять командой, либо углубиться в техническую часть и стать техлидом или архитектором, а затем — лидером стрима.

Есть вариант перейти в другую техническую профессию или переключиться на менеджмент, не меняя экосистему, в которой находишься. Например, мой текущий руководитель, пришёл в банк как технарь-аналитик, потом перешёл на роль Project Manager, позже — Product Owner. И это всего за несколько лет.

Как правило, чтобы перейти на новую ступень, сменить карьерный трек или увеличить зарплату, нужно подтвердить компетенции, сдав аттестацию. Хотя, думаю, перейти на менеджерскую позицию можно, проявив инициативность. Например, успешно урегулировать процессы в команде, взять на себя ответственность за проект или его часть и так далее.

Ты — сам себе менеджер

Финтех работает по принципам Agile, и все разбиты на эффективные команды. Как правило, это один фронтенд, один бэкенд, один аналитик, один дизайнер и так далее (в зависимости от планов бизнеса и размера бэклога в Jira, специалистов может быть больше).

Все — лидеры своей сферы/позиции и сами себе менеджеры. Например, я как разработчик могу совершенствовать проект, сам выбираю удобные и актуальные библиотеки, могу улучшить старый код и так далее. Или высказать свои идеи бизнесу на встречах и, получив одобрение, реализовать их.

Одна из моих инициатив вылилась в сообщество фронтенд-разработчиков, в котором состоит уже больше 100 человек. Началось всё с того, что мне приходилось искать специалистов по различным вопросам. Например, тех, кто сталкивался с нашим UI Kit (тонкости было не нагуглить). Оказалось, что многие тратят на это время. В итоге мы решили создать пространство, где будем обмениваться опытом и обсуждать будни разработки.

В итоге сформировалась живая база знаний по фронтенду, которая стала занимать важную роль в нашем департаменте. За полгода жизни комьюнити мы провели несколько митапов для разработчиков: первый — онлайн, второй — офлайн. А я нашёл текущего мейнтейнера того самого внутреннего UI kit.

Корпоративные ивенты и другие бонусы

Возможности и различные айтишные плюшки, которые мне предоставил Газпромбанк, не давала и близко ни одна из шести (или уже семи) компаний, где я работал.

В первую очередь, это митапы и конференции, на которых можно выступать. Например, я в качестве спикера выступил на одной из самых больших конференций в СНГ — Holy JS. Для участия в этой конференции банк выделил мне крутых коучей, с которыми я персонально готовился к докладу.

Ещё есть огромные возможности прокачивать свои навыки и учиться новому. Например, я прошёл Bootcamp для спикеров, где с утра до вечера учился выступать на сцене, питчить идеи, готовить презентации. Проводятся семинары и тренинги, которые помогают развивать не только хард, но и софт-скилы.

  • как бороться со стрессом и выгоранием;
  • как построить карьеру;
  • как обустроить личное пространство дома;
  • джедайские техники общения;
  • обучение стандартам DevOps.

Ещё в банке развита спортивная культура, есть корпоративный футбол, баскетбол, волейбол, хоккей, киберспорт. Проводятся внутренние чемпионаты, и внешние — между компаниями.

Наконец, здесь есть множество корпоративных плюшек, которые мало где встретишь в таком количестве. Например, приложение ГПБ Like, в котором можно ставить друг другу лайки и тратить их на мерч. И это, не говоря, про соцпакет, куда включено не только ДМС, но и психологическая, и юридическая поддержка.

И я до сих пор изучил только часть бонусов ?

К чему стоит готовиться

В банке не получится «просто писать код»

На аутсорсе или в небольшой веб-студии ты будешь ежедневно по несколько часов в день писать код, набивать руку, трекать часы в Jira и прокачивать скил разработчика. Это очень полезно в плане роста.

А в финтехе много рабочего времени уходит на встречи, заведение заявок, получение доступов, прочие нюансы. Иногда тратишь на это по 70% времени и почти не успеваешь открыть IDE.

Приведу в пример один из таких дней. С утра прошёл daily, где мы обсудили планы на день. Через час встреча на полтора часа с большой презентацией на 150 человек, далее созвон — с коллегами из другой команды, чтобы обсудить грядущую доработку. В итоге к концу дня успел позаниматься разработкой около полутора часов, и глубоко погрузиться в код не удалось.

Всё это развивает тебя в разных сферах. Например, прокачивает софт-скилы, что для многих разработчиков является проблемой. Но для человека, который мечтает просто писать код, такой ритм работы может стать проблемой и причиной выгорания.

Ещё есть постоянные переписки, уведомления, опросы на корпоративной почте, большинство из которых — под контролем руководства. Представляете ежедневные параллельные переписки с участием 10 и более человек? А гору непрочитанных, но очень важных писем, которые скопились за время отпуска?

Легко увязнуть в узком стеке

Газпромбанк — передовая компания с точки зрения разработки: использует лучшие практики и технологии, берёт прогрессивные библиотеки и фреймворки. Мне как инженеру интересно разбираться в этом.

Но есть и обратная сторона, я предполагаю, что человек, который поработал в банке 5/10/15 лет, дорос до техлида, стал большим экспертом, может в итоге оказаться слишком «узким» специалистом.

Всё дело в гигантской экосистеме, в которую нужно долго погружаться. Компания использует много своих кастомных инструментов и библиотек для внутреннего использования. Здесь создана уникальная архитектура с большим количеством интеграций и сервисов. Поэтому опыт работы также будет уникальным и воспроизвести его в другом месте вряд ли получится.

Добавим к этому легаси-код, на котором многое держится. На нём завязано множество сервисов и миллионы пользователей этих сервисов. Поэтому приходится его аккуратно поддерживать.

Безопасность и ещё раз безопасность

Банк — синоним безопасности и надёжности, поэтому здесь строгое отношение ко всем правилам и инструкциям. Всё это выливается в большое количество согласований и проверок, что также отнимает время у разработчиков.

Например, недавно я работал над проектом. Отпал один из VPN, и я потерял возможность заходить в тестовый стенд мобильного приложения.

Обновить учётку VPN — дело пары часов. Но в банке для этого нужно пройти отдельный процесс. И в итоге обновление затянулось. Для решения проблемы пришлось изобретать костыли на ходу, тестировать приложение через телефон коллеги и записывать экран.

Но есть и плюсы

Всё это, конечно, тормозит, но даёт возможность найти себе новую крутую задачу. Можно доработать старый проект, написать автотесты, реализовать идею в новую фичу, поучаствовать в конференции и разных ивентах, которые организует компания. Разобрать бэклог, в конце концов.

Есть кейсы, когда люди делали на энтузиазме кастомные штуки — для собственного удобства. И спустя время превращали их в полноценный внутрибанковский сервис, который использовался на многих проектах.

Что нужно знать про IT-карьеру банке

  • Финтех — это надолго. Чтобы полностью прочувствовать сферу, нужно не меньше нескольких лет.
  • Не грози менеджеру своему, попивая смузи у себя за монитором. Выстраивай хорошие отношения с коллегами, так как текучка кадров низкая по сравнению с рынком, соответственно, взаимоотношения довольно тесные.
  • В банке высокий уровень ответственности, сложные проекты и задачи. И требования к хард скилам выше, чем в небольших компаниях. Перед приходом в большой энтерпрайз желательно проработать хотя бы 2–3 года в другом месте. Может быть сложно, возможно, ты будешь единственным специалистом в своей сфере внутри команды. И придётся сразу включаться в работу над сложными проектами, а не ходить по мелким задачам вместе с ментором.
  • Софт-скилы решают. Я бы выделил:тайм-менеджмент — сам себе менеджер должен грамотно распределять своё время и ресурсы;многозадачность — чтобы время, которое тратится на согласования, не уходило в никуда, и ты не тонул в работе, когда появляется слишком много задач;коммуникабельность — потому что встреч действительно много;гибкость и стрессоустойчивость — в банке либо всё горит, либо всё спокойно, много людей с разными характерами, с которыми нужно пересекаться и договариваться.
  • Просто писать код и трекать Jira не выйдет. Работа в банке предполагает много сторонних вещей — от презентаций продуктов до дополнительного обучения.
  • С бюрократией придётся смириться и полюбить её. Бесконечная почта и массовые рассылки, подписи, согласования, ожидание — это естественные процессы.
  • Финтех — это про стабильность. Банк — большая компания, которая обеспечит разработчику высокую зарплату, ДМС, приятные бонусы и гарантии на ближайшие несколько лет, даже в такое нестабильное время.
  • Финтех — это onelove или выгорание. Смотри по ощущениям, ведь он очень специфичен и подойдёт не каждому.
Следите за новыми постами
Следите за новыми постами по любимым темам
13К открытий13К показов