Что происходит с Facebook: хронология событий после утечки данных 50 миллионов человек

Иллюстрация: история Facebook

В середине марта журналисты изданий The Guardian и The New York Times опубликовали серию расследований об утечке информации 50 млн пользователей Facebook. Компания Cambridge Analytica использовала полученные данные для продажи таргетированной политической рекламы перед выборами президента США.

Все же утечка или нет?

Как мы упоминали ранее, данные пользователей были получены в 2013 году с помощью специального приложения thisisyourdigitallife. Автор, профессор Кембриджского университета, проводил согласованный сбор данных для проведения дальнейших исследований. Взамен на личную информацию пользователи получали результаты пройденного психологического теста и денежное вознаграждение. Разработанный алгоритм позволил собрать не только информацию о 270 тысячах участников теста, но и данные всех их друзей. Общий объем собранной информации насчитывает более 50 миллионов аккаунтов.

В 2014 году аналитическая компания Cambridge Analytica без ведома пользователей выкупила полученную базу за 1 млн долларов и использовала ее для создания «профилей» потенциальных избирателей. Таким образом компания смогла реализовать индивидуальный подход политической рекламы для каждого из таких профилей.

Реакция пользователей и СМИ

Первая волна негодования прошла в 2015 году, когда по наводке журналистов The Guardian Facebook потребовал Cambridge Analytica удалить незаконно полученную информацию. По словам Марка Цукерберга, компания удовлетворила требования социальной сети. Приложение thisisyourdigitallife также было удалено.

Настоящий скандал вызвало новое расследование журналистов The Guardian и The New York Times, опубликованное в марте 2018 года. По обнародованным данным, Cambridge Analytica сохранила информацию и продолжила ее использование в своих целях. Размещенное расследование привело к падению акций компании. На момент написания материала стоимость одной акции находится на уровне июля 2017 года.

Иллюстрация: акции Facebook

Следующим шагом в развитии скандала стала случайная находка новозеландского разработчика, обнаружившего слежку за звонками и SMS со стороны Android-приложения Facebook. Воспользовавшись специальной формой выгрузки, разработчик смог изучить данные, собранные социальной сетью, включая совершенные им звонки и сообщения.

Иллюстрация:журнал вызовов пользователя Facebook

Представители Facebook не посчитали это нарушением, объяснив сбор данных частью улучшения системы рекомендаций. Как пояснили разработчики, при первом входе в аккаунт пользователи получали уведомление о синхронизации звонков и SMS для организации поиска новых друзей. По заявлению компании, личные данные пользователей собирались исключительно с их согласия. В более ранних версиях Android API приложение автоматически получало разрешение для доступа к звонкам. В одном из последних обновлений Messenger разработчики добавили возможность ограничить доступ к запрашиваемой информации. Владельцы «яблочных» устройств не нашли соответствующих записей в выгрузке Facebook, так как большинство iOS-приложений не имеют доступа к журналу вызовов.

Марк Цукерберг публично принес свои извинения. По его словам, Facebook не оправдал доверия пользователей и сейчас компания проводит огромную работу для предотвращения таких случаев в будущем.

Я хочу поблагодарить всех, кто продолжает верить в нашу миссию и помогает нам в организации сообщества. Я знаю, что для устранения всех проблем потребуется больше времени, чем хотелось бы, но я обещаю, что мы сможем это сделать и создать лучший сервис.

Однако это не сильно повлияло на ситуацию — оскорбленные пользователи запустили флешмоб #deletefacebook с призывом к удалению аккаунта из социальной сети. К движению присоединились глава компаний Tesla и SpaceX Илон Маск и создатель мессенджера WhatsApp Брайан Эктон.

Реакция компаний

Глава Apple Тим Кук прокомментировал ситуацию с Facebook, посоветовав компании «обуздать» свое потребление пользовательских данных. CEO раскритиковал поведение Марка Цукерберга как за дело с Cambridge Analytica, так и за общий подход к конфиденциальности пользователей. Сравнивая политику Apple c Facebook, Тим Кук заявил:

По правде говоря, мы могли бы заработать кучу денег, если бы монетизировали наших клиентов, считая их нашим продуктом. Но мы не стали этого делать.

На волне продолжающегося скандала компания Mozilla объявила о запуске расширения для своего браузера Firefox, с помощью которого пользователи могут не беспокоиться за сохранность своих данных. Расширение Facebook Container помогает изолировать идентификационные данные пользователя после перехода на страницу Facebook по ссылке с другого сайта. В таком случае браузер открывает соцсеть в специальной вкладке-контейнере, предварительно удалив файлы cookie. По заверениям Mozilla, это затруднит для Facebook сбор данных пользователя для показа таргетированной рекламы и других сообщений.

Федеральная торговая комиссия США объявила о начале расследования в отношении Facebook. Представителей ведомства интересует, какие меры компания предпринимала для сохранения данных пользователей.

Кристина Климовских

Ещё интересное для вас:
Тест: чьё это рабочее место? Угадываем айтишников по их столам
Тест: что вы знаете о работе мозга?
Тест: какой язык программирования вам стоит выбрать для изучения?