Игра Яндекс Практикума
Игра Яндекс Практикума
Игра Яндекс Практикума

Авторизация с помощью OAuth 2.0 на Go

Отредактировано

Разбор OAuth 2 в доступной форме с примером реализации на Go,

17К открытий19К показов

С появлением большого числа веб-сервисов, возникла необходимость в предоставлении ресурсов одного сервиса другому. Самое первое реализованное решение заключалось в предоставлении пользователем логина и пароля сервису А, чтобы тот мог получить данные от сервиса В. Однако такое решение имеет следующий ряд проблем и ограничений:

  • Сервису А необходимо хранить логин и пароль пользователя у себя, более того, пароль хранится в незашифрованном виде.
  • Нельзя выбрать подмножество ресурсов, а также ограничить время их доступности.
  • Пользователь не может выборочно запретить  сервису доступ к его ресурсам. При изменении логина или пароля все сервисы потеряют доступ.
  • Взлом одного из сервисов приведет к утечке логина и пароля пользователя, и, следовательно, доступу к приватным данным другого сервиса.

Таким образом, для решения обозначенных выше проблем, была предложена спецификация OAuth, реализовав которую, становится возможным безопасное получение сторонним сервисом ограниченного доступа к ресурсам другого.

Примечание Статья носит сугубо информативный характер, и не преследует цели максимально подробно изложить материал по теме — для этого есть документация. Следует упомянуть что статья появилась на свет по причине изучения данного вопроса самим автором. Если вы не в курсе что такое OAuth, то ниже вашему вниманию представлен материал, который я попытался обобщить и изложить в доступной форме.

Существует две версии спецификации: OAuth 1.0 и OAuth 2.0, которые, к слову, обратно несовместимы. Первая версия была опубликована в 2007 году, и представляет собой документ с рекомендациями по делегированию ресурсов стороннему сервису без раскрытия логина и пароля пользователем, в то время как вторая версия (2012 год) уже является интернет стандартом, учитывает недостатки первой версии, и расширяет возможные сценарии использования (выборочный доступ к ресурсам, 4 вида авторизации, использование нативных приложений, refresh token и т.д.). Когда говорят об OAuth, то, как правило, имеется в виду именно вторая версия, т.к. она чаще всего используется, и далее поговорим о ней подробнее.

Действующие лица

В спецификации OAuth 2.0 выделяют следующие роли:

  • Client. Сервис (приложение), желающий получить доступ к пользовательским данным.
  • Resource Server. Сервис, владеющий пользовательскими данными.
  • Authorization Server. Сервис, предоставляющий пользователю интерфейс выбора дать или нет доступ к ресурсам стороннему сервису.
  • Resource Owner. Пользователь, дающий доступ к ресурсам.

Рассмотрим работу OAuth с точки зрения Client как с наиболее частым кейсом использования разработчиками, а подробности реализации Authorization Server — это уже документация.

Общий флоу работы с OAuth

Авторизация с помощью OAuth 2.0 на Go 1
  • Пользователь делает запрос на предоставление Client доступа к приватным данным другого сервиса.
  • Client генерирует и отправляет пользователю ссылку, которая перенаправит его на Authorization Server стороннего сервиса.
  • Пользователь аутентифицируется на Authorization Server введя логин и пароль, либо ничего не вводя, т.к. в браузере уже будет активная сессия.
  • Authorization Server покажет пользователю форму в которой спросит разрешается ли предоставить доступ к перечисленным ресурсам стороннему сервису.
  • Если пользователь соглашается, то Authorization Server делает редирект пользователя вместе с токеном авторизации (или кодом авторизации) на эндпоинт Client (см. Регистрация приложения).
  • Client читает предоставленный токен доступа (или читает код авторизации и меняет его на токен доступа через специальный эндпоинт на Authorization Server), затем обращается с этим токеном к Resource Server.
  • Resource Server проверяет токен доступа и отправляет приватные данные пользователя.
  • Client получает данные, пользователь теперь может с ними взаимодействовать.

Вообще, при получении токена доступа также может приходить refresh token (т.е. это на усмотрение Authorization Server), задача которого — получение новых токенов доступа, если старые стали невалидными. Стоит отметить, что все сетевые операции должны выполняться с использованием HTTPS.

Регистрация приложения

Перво-наперво необходимо зарегистрировать Client на Authorization Server. Во время регистрации необходимо заполнить такую информацию как имя, веб-сайт, лого приложения и т.д. Также обязательным элементом регистрации является указание ссылки URI куда Authorization Server будет делать редирект пользователя после апрува на выдачу доступа к его ресурсам, расположенным на Resource Server. После регистрации будут выданы Client ID и Client Secret, которые используются в процессе получения авторизации.

Виды авторизации пользователя

Authorization Code

Приложение (Client) делает редирект пользователя на Authorization Server, где пользователь аутентифицируется и ему отображается интерфейс с выбором — дать или нет доступ приложению на перечисленные ресурсы. В случае апрува выдачи доступа, пользователь редиректится обратно в приложение вместе с кодом авторизации по ссылке URI, которая задавалась в процессе регистрации Client на Authorization Server. Далее код авторизации обменивается на токен доступа с помощью которого происходит взаимодействие с ресурсами пользователя. Сразу возникает вопрос: зачем вообще нужен код авторизации, почему не вернуть токен доступа сразу? Фишка кода авторизации в том, что с его помощью токен доступа получает безопасный Client, без посредника в виде браузера пользователя (который установлен на устройстве с вирусами, к примеру). Является рекомендуемым способом авторизации.

Implicit

Данная авторизация отличается от предыдущей лишь тем, что в ней отсутствует код авторизации и токен доступа возвращается сразу. Необходим такой упрощенный сценарий для случаев когда Client реализован в браузере или мобильном приложении, т.е. на стороне пользователя. Такой подход увеличивает отклик приложения,  но является небезопасным по причине упомянутой выше.

Resource owner password credentials

Client запрашивает у пользователя логин и пароль, а затем обменивает их на токен доступа. Такой вариант авторизации должен использоваться при достаточном доверии между пользователем и Client (например, если Client – стандартное приложение ОС – first party app), или если других доступных вариантов авторизации нет. Хотя в этом подходе и раскрываются логин и пароль пользователя, Client использует их единожды при получении токена доступа, таким образом исключается необходимость их хранения.

Client credentials

Используется в случаях когда Client взаимодействует с Resource Server от своего имени, т.е. Client является Resource Owner(например, приложение обновляет статистику о количестве активных пользователей).

Получение авторизации

Рассмотрим наиболее часто встречающийся кейс: имеется клиент-браузер и веб-сервер — последний находится на сервере к которому нет публичного доступа. Это значит что веб-сервер может безопасно использовать Client Secret, полученный на этапе регистрации приложения. Теперь по порядку:

Создание ссылки, которая перенаправит пользователя на Authorization Server:

			https://authorization-server.com/auth?response_type=code&client_id=CLIENT_ID&redirect_uri=REDIRECT_URI&scope=photos+music&state=12345
		
  • response_type=code — говорит о том, что сервер ожидает получить код авторизации.
  • client_id — значение полученное во время регистрации приложения.
  • redirect_uri — ссылка, на которую, после успешной авторизации, Authorization Server делает редирект пользователя вместе в токеном (или кодом доступа).
  • scope — один и больше значений, обозначающих к каким ресурсам пользователя необходимо иметь доступ. Необходимые значения берутся из соответствующей документации на Authorization Server.
  • state — случайная строка, которую Authorization Server должен вернуть обратно на redirect_uri, её необходимо будет проверить на равенство. Нужно это для защиты от CSRF (redirect_uri ведь не защищен, а это значит что недобросовестное лицо может собрать uri со своим токеном или кодом доступа, сделать так, чтобы другой пользователь перешел по этому uri, и тогда пользователь будет работать с чужими ресурсами, а здесь уже и приватные данные можно засветить, к примеру).

Если пользователь согласился предоставить доступ к своим ресурсам, то Authorization Server сделает редирект обратно на Client.

  • code — Authorization Server возвращает код авторизации.
  • state — Authorization Server возвращает то же значение, что было передано в шаге 1.

Необходимо сравнить переменную state чтобы быть уверенным в валидности запроса.

Client меняет код авторизации на токен доступа делая POST запрос:

			https://authorization-server.com/token?grant_type=authorization_code&code=AUTH_CODE&redirect_uri=REDIRECT_URI&client_id=CLIENT_ID&client_secret=CLIENT_SECRET
		

 

  • grant_type=authorization_code — вид авторизации.
  • code — код авторизации, полученный на шаге 2.
  • redirect_uri — должен быть таким же как в шаге 1.
  • client_id — значение полученное во время регистрации приложения.
  • client_secret — значение полученное во время регистрации приложения.

В случае успеха Authorization Server отвечает токеном доступа и временем в течении которого токен валиден, иначе — ошибкой.

Пример авторизации в vk с помощью OAuth, взаимодействие с ресурсами пользователя

Применим полученные знания на практике. Задача: делегировать стороннему сервису доступ к базовой информации пользователя в vk с использованием OAuth.

Решение:

Регистрируем приложение (сторонний сервис) в разделе для разработчиков Указываем redirect_uri в настройках приложения.

Авторизация с помощью OAuth 2.0 на Go 2

Далее развернем веб-сервер и имплементируем для него пару эндпоинтов: один для редиректа пользователя на Authorization Server, а другой для обработки зарегистрированного выше redirect_uri. Задачу будем решать на Go.

Создадим следующие переменные:

			tmpl := template.Must(template.ParseGlob("templates/*.html")) 
clientID := "7607677"
clientSecret := "XVC9zJmiYs6AVM83f3er"
redirectURI := "http://localhost:8080/me"
scope := []string{"account"}
state := "12345"
		

Собираем ссылку для редиректа пользователя на Authorization Server:

			func index(w http.ResponseWriter, r *http.Request) {
        scopeTemp := strings.Join(scope, "+")
   	url := fmt.Sprintf("https://oauth.vk.com/authorize?response_type=code&
        client_id=%s&redirect_uri=%s&scope=%s&state=%s", clientID, redirectURI, scopeTemp, state)
        tmpl.ExecuteTemplate(w, "index.html", url)
}
		

Принимаем ответ от Authorization Server’а:

			func me(w http.ResponseWriter, r *http.Request) {
    stateTemp := r.URL.Query().Get("state")
    if stateTemp[len(stateTemp)-1] == '}' { // Забавная особенность, 
    // api vk отдает некорректный стейт, его приходится исправлять. 
    // Эту багу я наблюдаю уже как неделю. Какой вывод можно сделать? 
    // Сторонние приложения, авторизуясь через OAuth vk, не проверяют 
    // стейт - а значит подвержены уязвимости CSRF.
   	 stateTemp = stateTemp[:len(stateTemp)-1]
    }
    if stateTemp == "" {
   	 respErr(w, fmt.Errorf("state query param is not provided"))
   	 return
    } else if stateTemp != state {
   	 respErr(w, fmt.Errorf("state query param do not match original one, got=%s", stateTemp))
   	 return
    }
    code := r.URL.Query().Get("code")
    if code == "" {
   	 respErr(w, fmt.Errorf("code query param is not provided"))
   	 return
    }
    url := fmt.Sprintf("https://oauth.vk.com/access_token?grant_type=authorization_code&code=%s&
redirect_uri=%s&client_id=%s&client_secret=%s", code, redirectURI, clientID, clientSecret)
    req, _ := http.NewRequest("POST", url, nil)
    resp, err := http.DefaultClient.Do(req)
    if err != nil {
   	 respErr(w, err)
   	 return
    }
    defer resp.Body.Close()
    token := struct {
   	 AccessToken string `json:"access_token"`
    }{}
    bytes, _ := ioutil.ReadAll(resp.Body)
    json.Unmarshal(bytes, &token)
    url = fmt.Sprintf("https://api.vk.com/method/%s?v=5.124&access_token=%s", "users.get", token.AccessToken)
    req, err := http.NewRequest("GET", url, nil)
    if err != nil {
   	 respErr(w, err)
   	 return
    }
    resp, err := http.DefaultClient.Do(req)
    if err != nil {
   	 respErr(w, err)
   	 return
    }
    defer resp.Body.Close()
    bytes, err := ioutil.ReadAll(resp.Body)
    if err != nil {
   	 respErr(w, err)
         return
    }
    tmpl.ExecuteTemplate(w, "me.html", string(bytes))
}
		

Запускаем веб-сервер:

			func main() {
    http.HandleFunc("/", index)
    http.HandleFunc("/me", me)
    log.Println("-> Server has started")
    log.Print(http.ListenAndServe(":8080", nil))
    log.Println("-> Server has stopped")
}
		

Обращаемся на localhost:8080/, переходим по сгенерированной ссылке на Authorization Server, получаем следующий результат:

Авторизация с помощью OAuth 2.0 на Go 3

Резюме

В статье были разобраны основы спецификации OAuth, а также решена тестовая задача по делегирования прав доступа пользовательской информации vk стороннему сервису. Для большего понимания OAuth 2.0 рекомендуется почитать соответствующий white paper. Здесь можно найти код веб-сервиса разработанного выше.

Источники

Следите за новыми постами
Следите за новыми постами по любимым темам
17К открытий19К показов