Обложка статьи «FAQ по хакатонам: как выбирать, участвовать и выигрывать ИТ-соревнования»

FAQ по хакатонам: как выбирать, участвовать и выигрывать ИТ-соревнования

Павел Доронин

Павел Доронин, AI Community

Конечно, можно участвовать во всех соревнованиях подряд вне зависимости от их качества. Но в таком случае есть риск, что из-за плохой организации или посредственной программы участник в итоге не получит желаемого: опыта, развития, новых проектов или знакомств — кто за чем пришёл.

Как выбирать

Если свободное время всё-таки ограниченно, а нервы хочется поберечь, держите чек-лист по выбору соревнования.

1. Реальные бизнес-кейсы

Допустим, банк хочет прокачать финтех-направление и предлагает участникам спроектировать игровую механику программы лояльности для клиентов, основанную на огромных массивах данных о покупках пользователей. Здесь разработчики имеют дело с теоретическим заданием, решение которого не является жизненно необходимым для компании.

Но ведь лучше, чтобы перед участниками ставились не сферические ситуации в вакууме, а реальные задачи, которые сегодня решает компания, организующая хакатон. Так у специалистов есть возможность создать продукт, который будет востребован.

К примеру, недавно мы проводили хакатон, где одним из заданий был прогноз изменений цены ПЭТФ (полиэтилентерефталат, или, проще говоря, пластик). Это один из основных продуктов производства нефтехимического холдинга, поэтому система прогноза рыночной цены жизненно необходима для формирования бизнес-стратегии. Иными словами, продукт, над которым работали дата-сайентисты, реально нужен заказчику.

2. Участие экспертов

На соревнованиях высокого уровня люди попадают в такую атмосферу, где все готовы делиться опытом. Речь не только и не столько о членах жюри, которые оценивают результат, сколько о профильных специалистах, дающих знания по ходу соревнования.

Программа минимум — когда во время хакатона проводятся лекции и мастер-классы, на которых участники могут почерпнуть новую для себя информацию. Программа максимум — когда, помимо выступлений, эксперты общаются с участниками напрямую и могут дать совет по выполнению задания. Если это ещё и специалисты компании-организатора, такая помощь может увеличить шансы на победу.

3. Интересная тематика

Понятно, что дата-сайентисту интересны соревнования по построению моделей анализа данных, а разработчику — решение задач с использованием языков программирования. Но стоит прислушаться и к собственным карьерным предпочтениям, интересным профильным типам задач.

Допустим, если специалист хочет развиваться в финтехе, из всего потока соревнований ему стоит сосредоточиться на мероприятиях, которые организуют крупные банки, платежные системы и финансовые корпорации. Если его интересует сфера туризма, полезно обратить внимание на соревнования, которые организуют как туристические компании, так и государственные структуры, связанные с развитием туризма. Или, например, специалиста волнует развитие родного региона, тогда стоит участвовать в местных хакатонах, которые нацелены на разработку продуктов для конкретного округа. Таким образом внимание не будет распыляться и человек получит больше профильного опыта.

Та же история и с типом задач. Полезно внимательно изучить условия участия и заданий, чтобы не оказаться в ситуации, когда от участника требуется то, что он делать не умеет или не любит. Это вроде бы «капитанский» совет, но часто, руководствуясь принципом «за любой кипеж», участники читают правила и задачу уже по ходу хакатона, а потом пытаются выжать из себя любой результат, просто чтобы не ударить в грязь лицом. Эти ребята расходуют впустую и своё время, и время организаторов.

Например, для победы в SIBUR Challenge нужно было представить жюри полноценное решение задачи, в том числе с удобным пользовательским интерфейсом. Но некоторые участники предпочли ограничиться разработкой аналитических моделей и оказались не готовы к созданию продукта с реальными данными и интерфейсом.

4. Масштаб мероприятия

Начинающим специалистам лучше выбирать не массовые соревнования, в которых участвуют сотни команд, а небольшие узкоспециализированные хакатоны. На крупных конкурсах часто всё поставлено на поток, организаторы и эксперты не могут уделить должного внимания каждому участнику, что особенно важно для неопытных ребят. В свою очередь сами участники в таком потоке не успевают погрузиться в тему. Небольшие профильные хакатоны, напротив, дают возможность лучше изучить индустрию, получить больше внимания менторов и практического опыта.

5. Вакансии у компании-организатора

Этот пункт важен для тех, кто участвует в соревнованиях, в том числе ради поиска работы. Открытые вакансии на профильные позиции в компании, которая организует челлендж, говорит о том, что она настроена серьёзно, планирует использовать продукты, созданные в рамках мероприятия, и проводит его не ради пиара, а действительно набирает специалистов.

6. Партнёры соревнования

А это пригодится всем участникам вне зависимости от опыта и уровня знаний. Имеется в виду не информационные партнеры или районная пиццерия, которая кормит участников хакатона и дарит победителю купон на 10 пицц, а компании, чьи услуги будут полезны командам. К примеру, отличный вариант — образовательные партнёры, которые дарят свои сертификаты всем участникам.

Причём плюсом будут как профильные обучающие курсы, так и общеобразовательные вроде английского языка или психологии. Или компании-владельцы облачных продуктов, предоставляющие участникам для решения задач бесплатный доступ к своим сервисам, которые обычно стоят больших денег. Благодаря этому участники смогут получить дополнительные знания и бонусы, даже если не стали победителями.

7. Комфортные условия на площадке

Здесь речь идёт об офлайн-хакатонах. Бывают мероприятия, на которых участникам предлагают работать в довольно спартанских условиях. Например, снимают ангар, куда ставят столы, стулья, кресла-мешки, и несколько раз в день привозят пиццу. Это приемлемый вариант для однодневных соревнований, но не очень комфортный, когда турнир длится несколько суток.

Качество площадки особенно важно для иногородних участников, поэтому нужно заранее уточнить у организаторов, где она расположена, какая инфраструктура есть рядом. К примеру, команда привыкла работать ночью в обнимку с энергетиками, значит, если организаторы не предоставляют напиток, в здании должны быть вендинговые автоматы, а рядом — продуктовые магазины.

Некоторые компании показывают свой подход к заботе о сотрудниках, начиная с хакатонов, и заменяют пиццу на полноценный кейтеринг с хорошей едой, а энергетики — на кофе с возможностью выбора декофеинизированного напитка с растительным молоком.

И вообще, полезно уточнить, можно ли находиться на площадке в ночное время, потому что некоторые соревнования это запрещают, и участникам нужно заранее пересмотреть план работы.

Тем, кто ночью привык всё-таки отдыхать, важно понимать, есть ли на площадке спальные места. Это в идеале. Если их нет, нужно заранее озаботиться поиском ночлега, потому что без отдыха не добиться нормального результата, который приведёт к победе в соревновании.

Как победить

1. Не ищите правильный ответ на задачу — создавайте готовый продукт

Если это, конечно, не противоречит правилам соревнования. В большинстве случаев сделать работоспособные модели или написать структурированный код может каждый участник конкурса, а вот визуализировать их в понятном и удобном интерфейсе — далеко не все. Помните, что любым продуктом в дальнейшем будут пользоваться люди: поговорите с потенциальными пользователями, поймите, какие данные им важно видеть в первую очередь, а какие являются вторичными. Разберитесь, в каком виде лучше предоставлять эти данные и как они будут использованы в дальнейшем. Всё это позволит создать полноценный продукт, а чем меньше доработок требует проект, тем выше его шансы на победу.

К примеру, на последнем хакатоне, который мы организовали, выиграла команда, разработавшая полноценный продукт: с аналитической моделью среднего уровня, но с проработанными сценариями решения пользовательских задач и крутым удобным интерфейсом.

2. Соберите команду

Учитывая, что на многих состязаниях требуется не только построение модели, но и её упаковка, для победы нужны знания в разных областях. Если вы не универсальный мастер на все руки, то стоит найти компаньонов. К примеру, дата-сайентисту в напарники стоит взять фронтенд-разработчика.

При этом необязательно отказываться от участия в соревновании, если на старте вы сами по себе. На многих хакатонах можно легко найти команду или собрать свою из близких по подходу коллег. Часто в помощь участникам организаторы приглашают фасилитаторов — специалистов по командообразованию. Без компании не останетесь.

Кстати, наличие партнёров имеет значение не только для создания продукта, но и для жюри, если они рассматривают участников состязания в качестве будущих сотрудников. Тогда среди прочего оценивается и умение человека работать в команде.

3. Используйте все доступные данные и информацию

Понятно, что не стоит стараться обучить модель на вообще всех лежащих в открытом доступе данных, речь не об этом.

Иногда, специально или по ошибке, участники даже не берут в работу очевидно полезные дополнительные источники. К примеру, при разработке модели, оптимизирующей использование катализатора и повышающей наработку основного продукта — пропилена, некоторые участники не берут в расчёт суть процессов. Они ленятся сходить в Google и найти формулу полимеризации пропилена, которая многое прояснит. В таком случае качество модели снижается, а у продукта мало шансов на победу.

4. Разберитесь в деталях

Члены жюри оценивают не только качество проработки продукта, но и глубину погружения в него и в индустрию. Например, получилось так, что первые команды SIBUR Challenge, которые защищали свой продукт (систему прогнозирования цены на ПЭТФ), не смогли ответить жюри, что такое ПЭТФ, и получили минус в карму от представителей компании. Я заметил, как несколько ребят тут же стали гуглить аббревиатуру в телефонах.

5. Проверьте работоспособность продукта перед презентацией

Кажется, это очевидно, но так делают не все. Например, в финале соревнования одна из команд на защите проекта описала принцип работы алгоритма, показала таблицу с итоговыми данными, но когда члены жюри попросили продемонстрировать продукт в деле, он не сработал. В этом случае уже не важно, что именно пошло не так: продукт не работает, а значит, не может победить.

Что делать после хакатона

Победители и призеры ИТ-соревнований, как правило, получают денежные призы, иногда дополнительные бонусы в виде сертификатов на бесплатное или льготное использование ИТ-продуктов.

Но что делать дальше, после того как сфотографировался с заветным чеком и рассказал о победе в Facebook? Примерно то же самое, что и если вы проиграли, — двигаться дальше.

Во-первых, если человек впервые участвовал в состязании высокого уровня, он автоматически попадает в профильную среду. Хакатоны, которые организуют компании, — это вход в отраслевое технологическое сообщество, где для специалиста открываются новые перспективы. Допустим, дата-сайентист прошёл конкурс нефтехимического холдинга и при этом неплохо себя показал, пусть даже и не победил. В любом случае он попадает в список людей, которых в дальнейшем зовут на различные профильные мероприятия компании, митапы, встречи.

Во-вторых, некоторые компании приглашают финалистов на стажировку или делают полноценный оффер. Именно поэтому на офлайн-этапе часто присутствуют как HR-менеджеры, так и руководители профильных направлений, которые ищут себе сотрудников.

В-третьих, если команда специалистов не ищет работу, но готова участвовать в проектах компании-организатора, её могут привлечь в качестве аутсорс-подрядчика.

По любой из причин стоит участвовать в хакатонах. Постоянно появляются новые технологии и подходы к решениям, и даже если вы уже победитель, нужно развиваться дальше. И развивать индустрию. В той же нефтехимии нерешённых задач — как минимум на десяток лет вперед.

В целом не так важно, победили вы или проиграли, — в любом случае это только начало.