Игра Яндекс Практикума
Игра Яндекс Практикума
Игра Яндекс Практикума

«Страх созвона»: как разработчику прокачать навыки общения и научиться доносить свою точку зрения?

Разбираемся, как научиться отстаивать свою точку зрения на работе, не испытывая лишнего стресса.

3К открытий3К показов

Программирование – во многом творческий процесс, предполагающий, что одну и ту же проблему можно решить разными способами. Но разработчику нужно не только выбрать оптимальное решение, но и обосновать его перед командой или клиентом, и вот с этим могут возникнуть сложности. В процессе обсуждения можно услышать много демотивирующей критики, но так и не найти нужных аргументов, чтобы переубедить оппонента. Как научиться отстаивать свою точку зрения на работе, не испытывая лишнего стресса?

Страх высказывать и отстаивать свое мнение – одна из главных проблем, с которой сталкиваются многие начинающие (и не только) разработчики.

В самом начале своей карьеры, еще до прихода на нынешнее место, я очень боялся, что коллеги или заказчик раскритикуют мои решения в пух и прах. Было страшно, что мой вариант реализации не примут, покрутят пальцем у виска или заведут разговор о фреймворках и библиотеках, о которых я ничего не знаю. Особенно трудно было при устном общении: если письменно я мог обосновать свое решение, то в живом разговоре быстро терялся, особенно если участников было много. Поэтому долгое время я целенаправленно избегал любых устных обсуждений – созвонов, митапов, ретроспектив. Почему это было плохо?

Во-первых, это блокировало дополнительную экспертизу. Я мог предложить новые «фишки», более удобный инструментарий, оптимальную архитектуру, но не делал этого, потому что не хотел лишний раз вступать в споры. Поэтому качество моих проектов долгое время росло очень медленно.

Во-вторых, из-за неумения отстаивать свою точку зрения я часто соглашался с чужими решениями, которые не считал по-настоящему удачными. Реализовывать проект приходилось без особого удовольствия, и это плохо влияло на мотивацию.

В-третьих, страх обсуждений сильно замедлял мой профессиональный рост. Обратиться за советом к профессионалам мешала боязнь, что один неверный шаг, и на меня, пусть даже и в шутку, повесят ярлык «джуна» и засмеют в курилке. Поэтому приходилось идти медленным эволюционным путем самообучения на своих ошибках.

Причины фобии

Страх перед критикой появился у меня еще в университете, причем на предметах, не связанных с программированием. Для некоторых преподавателей существовало всего два вида ответов: правильный и неправильный. Неправильным считался любой, где допускалась малейшая неточность в формулировках – тогда преподаватель подробно разбирал эти неточности перед всеми.

Те, кто отвечал неправильно, часто становились объектом жесткой критики. Более того, иногда их критиковали за глаза и в довольно колкой форме, и становиться объектом таких обсуждений не хотелось.

Еще одной причиной фобии были слабые навыки живого общения. Я с удовольствием углублялся в технические подробности проекта и всегда готов был предоставить свою аргументацию или отчетность по проекту письменно или при общении тет-а-тет, но разработка – дело командное, и здесь часто требуются коллективные обсуждения. Чтобы привлечь к себе внимание и отстоять свое мнение в таком формате, нужно много и уверенно говорить, к чему я долгое время был не готов.

Конец этому положил один случай. Перед началом одного спринта я точно знал, что архитектура, которую я хочу предложить, будет проще поддерживаться и дебажиться, чем та, которую предлагал заказчик. Высказал свои видение, но меня завалили аргументами на тему «мы все продумали, у нас все хорошо». В итоге предложенная клиентом архитектура довольно быстро превратила продукт в неподдерживаемое «нечто».

После этого я понял, что если не буду отстаивать свою точку зрения по задачам, которые мне же потом и реализовывать, то так и погрязну в противоречивых и неудачных решениях. Поэтому я начал понемногу практиковаться в рабочих обсуждениях и довольно быстро заметил позитивные перемены:

  • Я больше не зацикливался на критике и в первую очередь собирал конструктивные замечания и полезные советы. При таком подходе критика быстро забывалась, а хорошие решения оставались. Это позволило повысить качество проектов и почувствовать себя увереннее.
  • У меня появилась мотивация более глубоко изучать технологии, с которыми я работал на тот момент. Структурирование уже имеющихся знаний создало базу для изучения новых технологий, языков и фреймворков. В итоге в первые же полгода после перехода к новой модели поведения я успел «повариться» в трех новых языках и куче новых фреймворков и инструментов.

Что может помочь в борьбе со страхом общения?

Совет первый – обсуждайте текстом

Устные «прения сторон» – действительно сложный процесс. Аргументы, которые так стройно выглядят в голове, при переводе в речь часто начинают казаться сложными и запутанными, а потому неубедительными. Собеседники могут не согласиться с вами только потому, что не поймут половину предложенного. Избежать этого поможет текстовый формат: подробно опишите свое предложение и дайте оппоненту ознакомиться с ним до созвона. Устная беседа после этого будет складываться намного проще, а может быть, даже не понадобится.

Совет второй – обсуждайте с одним человеком

Если вам сложно общаться сразу с несколькими оппонентами, тренируйтесь с одним собеседником. Чем меньше участников, тем продуктивнее разговор. Займите открытую и доброжелательную позицию – тогда оппонент бессознательно сделает то же самое.

Совет третий – сохраняйте адекватность

Когда только учишься высказывать свое мнение на работе, всегда есть риск перестараться и начать навязывать свою позицию независимо от обстоятельств. Всегда нужно понимать, с кем вы собираетесь вступить в дискуссию: если ваш оппонент намного опытнее, скорее всего, он уже сталкивался с подобной проблемой, и лучше прислушаться. Также стоит помнить, что стиль общения влияет на вашу репутацию в коллективе. Любителей поспорить и доказать всем свою правоту стараются обходить стороной.

Совет четвертый – тренируйтесь вне рабочей обстановки

Страх перед коллективными обсуждениями помогают преодолеть командные игры – неважно, спортивные или интеллектуальные, оффлайновые или онлайновые.

Когда я пришел в MediaSoft, где на тот момент работало чуть меньше ста разработчиков, мои навыки общения стали развиваться быстрее. В большой компании выше вероятность найти людей со схожими интересами, и я присоединился к группе любителей поиграть в FIFA по вечерам. Кроме самой игры в приставку мы часто обсуждали состав команды, а в процессе матчей нам нужно было адаптироваться под стиль соперника и решать, кому из нашей команды передать джойстик. Поскольку это не работа, мне было проще высказывать свое мнение, и в ходе игры этот навык рос быстрее.

Позже я познакомился с командной интеллектуальной игрой в формате «Что? Где? Когда?». Она устроена так, что команде выгодно набрать как можно больше вариантов ответа, включая самые странные и неожиданные, потому что чем больше мнений, тем выше шансы на победу. Будет очень обидно, если после объявления правильного ответа ты обнаружишь, что знал его, но постеснялся предложить. Здесь есть прямая параллель с рабочими созвонами, митапами и ретроспективами: побоишься высказаться – нанесешь вред и себе, и проекту.

Вывод

Справиться со страхом созвонов и научиться отстаивать свое мнение оказалось намного проще, чем я представлял. Конечно, начальный период был трудным: ладошки потели, голос дрожал, но быстро выяснилось, что коллективные обсуждения – это не так уж страшно, зато очень полезно.

Самое главное – не стесняться своего незнания. Если чего-то не знаешь, так и скажи! Попроси время разобраться в непонятном стеке и разберись. Это покажет, что ты ответственно подходишь к работе и заранее сообщаешь, что задача потребует больше времени. А готовность принимать советы и чужие мнения – один из признаков профессиональной зрелости, ведь чем больше мнений, тем выше вероятность учесть все нюансы и не наломать дров во время разработки.

Следите за новыми постами
Следите за новыми постами по любимым темам
3К открытий3К показов