Как выиграть хакатон? Самый полный гид

Отредактировано

Анализируем разные источники и реальные истории побед, чтобы понять, есть ли в них сходства, и какие советы можно извлечь из чужого опыта.

9К открытий9К показов

Каждый участник хакатона преследует свою цель, и это не всегда выигрыш. Кто-то хочет найти инвесторов для своего проекта, кто-то планирует создать стартап. Для кого-то жизненно необходимо участвовать в соревновании и поймать кураж, а кто-то просто ищет новые таланты в свою команду. Среди плюсов участия действительно не только призы, но и многое другое. На хакатоне вы сможете:

  • познакомиться с новыми людьми;
  • собрать команду единомышленников;
  • протестировать свою креативность;
  • прокачать свои навыки в условиях жёстких временных рамок;
  • получить экспертное мнение от топовых менторов и специалистов;
  • получить опыт работы в стартапе;
  • создать свой стартап;
  • найти потенциальных инвесторов для своего проекта;
  • продемонстрировать потенциальным работодателям свою креативность и профессиональные навыки;
  • насладиться едой, мерчем и разными плюшками от организаторов и партнёров.

Однако какими бы разными ни были мотивы, команды участников борются за приз и надеются выиграть, найдя в сжатые сроки лучшее решение! Мы в Skillfactory проанализировали несколько источников и реальные истории побед (ссылки на них вы найдёте в конце статьи), чтобы понять, есть ли в них сходства, и какие советы можно извлечь из чужого позитивного и негативного опыта.

Идея

Идею нужно выбрать заранее, и лучше, если она будет одна. Хорошо, если идея будет неординарной, а её реализация поможет решить какую-то проблему. Сергей Пронин и его коллеги из компании Empatika выиграли турнир по программированию PayPal Battlehack в Сан-Франциско с благотворительным проектом и забрали приз в 100 000 долларов. «…Мы использовали кейс с едой для бездомных. В США есть проект Meals on wheels, который развозит еду для бездомных. Если ты хочешь пожертвовать на проект деньги, то требуется заполнить анкету в 24 поля, а мы хотели упростить этот процесс, добавив в такой автобус своё устройство. Наша идея в том, что ты ставишь себе приложение, которое работает через Bluetooth LE. Приложение обнаруживает такие и подобные устройства и позволяет переводить деньги в два касания», — рассказал Сергей в интервью для Look At Me.

Идея не обязательно должна быть связана с благотворительностью, она может быть просто полезной или ощутимо упрощать повседневную жизнь человека.

Кстати, суть идеи стоит предварительно обсудить внутри команды и добиться её общего понимания, чтобы все двигались в одном направлении.

Есть мнение, что раскрывать ценные идеи, участвуя в хакатонах, может быть опасно тем, что кто-то их украдёт, выдаст за свои и построит свой бизнес. Конечно, есть вероятность, что найдётся непорядочный человек, который воспользуется понравившейся идеей и решит реализовать её в своей работе. Но во-первых, ваша идея — это только вы и ваша команда, и никто другой до конца и в той же мере не может её видеть так, как вы. То, какие решения вы примете, раскручивая эту идею, какую стратегию создадите — это всё уникально. Только вы представляете, как это вообще будет работать, и подготовленный прототип вместе с презентацией — это только начало. Во-вторых, чтобы кражи идей не происходили внутри команды, необходимо тщательно подходить к её подбору, об этом читайте ниже. К тому же, никто не застрахован от такого в обычной жизни, и даже в бизнесе — но в этой ситуации есть свои плюсы. Бизнес всегда в поисках лучших решений, и какой бы гениальной ни была первоначальная идея, скорее всего, она будет меняться, подстраиваясь под клиента и рынок. Поэтому это всего-навсего один из мифов, который, вероятно, был придуман для оправдания страхов. И хотя осторожность здесь не повредит, бояться точно не стоит! Ведь страх только мешает адекватно оценивать реальность.

Помимо этого мифа, есть и другие.

1. Я не профи, потому участвовать не стоит.

Для участия во многих хакатонах совсем не обязательно быть экспертом. Обладать какими-то профессиональными навыками тоже не нужно: здесь все учатся, и такая атмосфера располагает к открытости — каждый может делиться своими знаниями и идеями. Для того чтобы начать, достаточно базовых навыков программирования и адекватной задачи, соответствующей вашим возможностям. Вы также можете попроситься в команду профессионалов в качестве «стажёра»: возможно, вам не дадут сразу каких-то сложных или ответственных задач, но это хороший способ начать работать в команде и участвовать в хакатонах.

2. Я слишком молодой/слишком старый для этого мероприятия.

Это предубеждение — в хакатонах принимают участие люди самых разных возрастов. Да, возможно, чаще вы встретите там молодёжь от 20 до 30, но это точно не связано с какими-то ограничениями, если они не предусмотрены организаторами. Здесь бывают и школьники, и те, кому за 30, 40, 50 и так далее. Поэтому смело участвуйте, не обращая внимания на средний возраст. Возможно, именно вы нужны своей будущей команде!

3. Хакатон — удел ребят-гиков, не женское это дело.

Есть ещё один миф, что в хакатонах участвуют только технари, и все они — мужчины. Что уж тут, среди технарей вообще мужчин намного больше, чем женщин, но стоит ли об этом переживать заранее? Даже если вы будете в меньшинстве, то помните, что у идеи нет ни пола, ни расы, ни возраста, и ваша ценность — в вас самих, независимо от чего-либо. Поэтому забудьте про ограничения и развейте этот миф своим примером!

4. В атмосфере соревнования и конкуренции все готовы буквально идти по головам.

Несмотря на то что команды действительно борются за один приз, среда на хакатонах дружественная и скорее напоминает сотрудничество, чем конкуренцию. А атмосферой взаимопомощи и открытости сложно не проникнуться.

5. Если я не займу первое место, мне нечего там делать.

Последний в нашем списке миф — это сложная тема выигрыша и поражения. У каждого свои цели и интересы, но сюда приходят не только и не столько за тем, чтобы победить. Участники делятся своим опытом, знаниями, вдохновением, идеями, и эта атмосфера креатива и общего драйва не оставляет равнодушным никого. Даже если участие не принесёт победы, у вас будет куча бонусов, и главный из них — уникальный опыт, который навсегда останется с вами.

Подготовка

Залог спокойной работы и сохранности нервной системы. Подготовить то, что на хакатоне делать будет просто невозможно или некогда. Например, подобрать всю нужную аппаратуру: рабочие ноутбуки, планшеты (или что-то другое, на чём вы любите кодить и творить), заряженные телефоны с номерами участников вашей команды, переходники, 3G-модем. Как правило, на ивентах есть свой Wi-Fi, но сигнал бывает слабым из-за большого количества участников, а иногда сеть совсем отключается, и у вас не будет времени искать помощи и что-то выяснять. Борис Працюк из команды Ciklum, которая стала победителем ивента IoT for Cities Hackathon, рассказал: «…Так, на недавнем хакатоне в Санта-Кларе, IoT world, нас спас портативный 3G Wi-Fi модем, запасная портативная батарея и паяльник. Модем позволил подключить наш концепт во время финальной презентации к нашему облачному сервису. А батарея, провода и паяльник вдруг оказались очень кстати, когда перед самым началом финальной презентации на блоке питания платы отломился USB-разъем. Вряд ли бы мы достойно выступили и получили в итоге первое место, если бы нам не удалось быстро всё починить прямо на месте…»

Подготовка, кстати, может касаться не только аппаратуры. Это может быть всё, что вам придёт в голову и что разрешено правилами хакатона. Заранее писать код, конечно, нельзя, и за этим обычно следят отдельные эксперты. Иногда его предлагают залить в репозиторий, благодаря которому после можно отследить, как создавался каждый код. Но вы можете обдумать саму идею: поизучать технологию, если с ней придётся работать. Арина Бойкова, маркетолог и участница хакатона SEMrush, поделилась своим опытом проигрыша на портале VC.ru, и вот какой урок она вынесла: «…Главный вывод этого этапа — заблаговременная подготовка. Я могла заранее создать контент-план, продумать, как рассказать об инструменте журналистам заранее, а начала готовить это по окончании презентаций и потеряла кучу времени…» Вот так победители и проигравшие считают одинаково полезным готовиться к хакатонам заранее. Кстати, нелишним будет и поразмышлять над возможными трудностями реализации вашей идеи, проблемами, которые вы можете предугадать уже сейчас. Так даже в условиях ограниченного времени, у вас сохранится чувство контроля над ситуацией: план А провалился — приступаем к плану Б!

Команда

Найти сильную команду, которая сложилась с первой встречи, — это как выйти из Vim с первой попытки: мало кто о таком слышал и ещё меньше тех, у кого это получалось. И чтобы обезопасить себя от неожиданных сложностей в общении или, что ещё хуже, неразрешимых конфликтов, идите на хакатон с проверенными людьми или с теми, кому вы можете доверять в профессиональном плане. Это необязательно ваш лучший друг или подруга, но это может быть тот, чьими талантами вы восхищаетесь или тот, кто вас когда-то впечатлил своими идеями и навыками. В общем, выбирайте совладельцев вашего проекта. Ведь у вас будет общая цель, и к ней лучше идти сообща. Кстати, вы можете спланировать и конкретный состав своей команды, то есть чётко разделить роли. Участник 55 хакатонов, Гарри-Яу Чен, например, советует обязательно включить в команду фронтендера. Он объясняет это тем, что фронтендер «отвечает за дизайн, от идеи до концепции, а вам нужно создать красивый UI и UX за каких-то 24 часа». Гарри также предлагает делать упор на незаслуженно забытых специалистов по развитию бизнеса. Он считает, что эти эксперты могут представить ваш проект, описав его в категориях рынка и найти правильные слова, которые убедят потенциальных клиентов и жюри.

Рабочий подход

Лучшее — враг хорошего. Хакатоны бывают разными, и их формат уже давно не укладывается в 24 или 48 часов. Но так или иначе, ваше время ограничено, поэтому не стоит давать волю своему внутреннему перфекционисту или поддаваться скрупулёзности вашего напарника. На работе у вас есть чёткий привычный план, который отлично подходит для ваших задач, но на хакатоне вы можете потратить кучу времени на мелочи или вообще не добраться до финала. Определите границы конкретных работ, отбросьте все манипуляции, без которых можно обойтись именно сейчас, и настройтесь на ускоренный режим. Так у вас будет преимущество перед другими командами: вы будете легко адаптироваться к любым нововведениям и изменениям плана.

Презентация

Качественное демо — это отличный шанс произвести впечатление на жюри, участников, партнёров и потенциальных инвесторов. Это кульминация всего ивента. Заранее выберите в своей команде спикера, попросите его подготовить речь часа за 2–3, в это же время завершайте все работы и начните готовиться к презентации. Можно потренировать речь друг перед другом, задать спикеру предполагаемые вопросы и проработать ответы, чтобы выйти к жюри уже более уверенными. Нет ничего хуже, чем придумать отличную идею, разработать классную концепцию, прототип, но сделать скомканную презентацию. Вы наверняка бы стали себя корить, если завалили бы эту последнюю часть.

Полезно также обозначить разницу между тем, что было в начале, и тем, что в итоге получилось. Ваш труд точно не останется незамеченным.

Гарри-Яу Чен советует сделать демо интерактивным и выстраивать диалог с аудиторией, более подробно читайте в его статье Ультимативный гид о том, как выиграть хакатон в 8 шагов (англ.). А Борис Працюк из Ciklum считает, что презентация идеи — это 30% успеха.

Сон

Здоровый сон никому не помешает. Да, хакатоны, как правило, длятся от 24 до 48 часов, в условиях напряжённой работы и мозгового штурма каждые полчаса могут сыграть роль. Но у каждого участника свои особенности: кто-то в ситуации стресса включается и ускоряется, а кто-то притормаживает, сохраняя ценную энергию. Каждый сам оценивает свои силы и планирует ивент. Но мы точно уверены, что качественный сон усиливает активность мозга и способен придать сил, энергии, а в известных истории случаях и способствовать рождению гениальных идей! Поэтому здесь важно грамотно распределять усилия и учитывать свои физические возможности, чтобы провести хакатон в оптимальном для вас режиме.

Итак, мы обозначили самые важные, на наш взгляд, «правила игры» на хакатоне, собрав опыт нескольких участников разных ивентов. Несмотря на то что все советы участников похожи, мы всё же не верим, что есть некий общий рецепт победы. Для каждого победителя он уникален. И это огромный плюс, ведь это значит, что шанс создать свой рецепт и выиграть есть у любой команды!

Полезные источники для вдохновения:

  1. История Сергея Пронина и его коллег из Empatika.
  2. История маркетолога Арины Бойковой и её проигрыша.
  3. История Гарри-Яу Чена, который побывал на 55 хакатонах.
  4. История Бориса Процюка из Ciklum.
  5. Советы от Олега Мансурова, руководителя конкурса «Цифровой прорыв».
Следите за новыми постами
Следите за новыми постами по любимым темам
9К открытий9К показов