Игра Яндекс Практикума
Игра Яндекс Практикума
Игра Яндекс Практикума

Как развить soft skills обучая других: 5 историй разработчиков

Отредактировано

Программисты часто ассоциируются с людьми, у которых не всё хорошо с soft skills. Узнаём у 5 разработчиков, как они стали менторами и развили эти навыки.

5К открытий5К показов

Команда Нетологии

«Типичный разработчик» обычно ассоциируется с необщительным интровертом, главный интерес которого — написание кода. Такой образ вполне обоснован: программисты с развитыми soft-скиллами, умением донести свою точку зрения коллегам и руководству встречаются крайне редко. Как эти навыки развить? Расскажем пять историй программистов, которые выбрали нестандартный путь: стали преподавателями и менторами для начинающих разработчиков.

После прохождения курса по frontend-разработке я увидел в чате выпускников Нетологии предложение стать аспирантом, т. е. человеком, который первым приходит на помощь студентам в процессе обучения. Без малейших сомнений я подал заявку — ещё во время учебы помогал одногруппникам. Уже тогда мне это нравилось: хотелось поглубже погрузиться в обучение и казалось, что это отличный способ «прокачаться» самому. Плюс, меня очень мотивировали слова благодарности за помощь.

Прошёл тестовое задание, собеседование, и вот уже второй год я помогаю студентам курса по вёрстке. Это помогает держать себя в тонусе и не забывать основы, ведь с этого курса для разработчика всё и начинается. Менторство помогло мне прокачаться в разработке: чтобы что-то объяснить, надо сначала детально разобраться в вопросе. Скорее всего, при других обстоятельствах я бы всё это отложил, а здесь меня ждут студенты, и я не могу их подвести. Есть ещё один плюс — появляются полезные знакомства. Например благодаря одному из студентов у меня появился первый фриланс.

Я считаю, что менторство очень сильно помогает прокачивать soft skills: все люди разные, и каждому надо объяснить материал на понятном ему языке. Иногда приходится хорошенько подумать, прежде чем найти понятное студенту объяснение.

Я стала ментором пять лет назад совершенно случайно после курса по основам HTML и CSS. Будучи аспирантом в Нетологии, мне нужно было помогать студентам разобраться в материале — это хорошая возможность повторно изучить предмет, разобраться в тонкостях через объяснение. Когда курсов было немного, я помогала на всех, сейчас же фокусируюсь только на курсах для начинающих. Меня невероятно заряжают студенты, особенно когда они только знакомятся с кодом и у них начинает получаться. Столько радости от открытия нового мира ничем нельзя заменить.

На каждого студента я смотрю как на будущего коллегу и стараюсь дать максимум знаний. Я думаю, менторство больше подходит тем людям, которые состоялись в своей области и чувствуют необходимость отдавать больше, чем получать. Кроме того, эти люди должны понимать, что они несут ответственность не только за свой успех, но и за будущее поколение коллег.

Со временем менторство стало важной частью моей жизни: на начальном этапе оно давало мне необходимую глубину знаний в интересной области. Постепенно я стала не только разработчиком и ментором, но ещё и преподавателем курсов по основам программирования, JavaScript, а затем и спикером на конференциях. Оказалось, делиться знаниями — моё призвание!

Сначала я поступила на курс по Python-разработке в «Нетологии», затем там же окончила блок вёрстки, а после стала аспирантом. До этого я никогда не задумывалась о преподавании, но постепенно с интересом стала открывать разные способы подачи материала и помощи студентам. Поэтому когда через год запускался курс по SQL для аналитиков, я с удовольствием приняла участие в проведении лекций.

Затем я присоединилась и к курсу «Старт в программировании», который должен был помочь студентам быстрее включиться в работу и избежать дальнейших проблем в обучении. Преподавание и помощь студентам достаточно сильно стимулировали меня изучить материал вдоль и поперёк — студенты нередко задавали каверзные вопросы, да и я хотела развивать программу и включать в курс новые подходы.

Я являюсь аспирантом уже год и полгода преподаю. Как это повлияло на меня? Я не только увеличила багаж знаний по предмету, но и сильно развила soft-скиллы: преодолела страх публичных выступлений (на первых лекциях меня ужасно трясло от нервов), получила навык контролировать время, заложенное на лекцию, научилась вести переговоры и общаться с аудиторией. Теперь выступление на митапе не вызывает панический ужас и желание убежать подальше. ?

Я всегда считала, что для продуктивной работы инженером любого уровня нужно развивать не только hard skills, но и уметь работать в команде, общаться. Это уже не говоря о том, что каждый день важно справляться одновременно со стрессом и горой падающих задач.

В начале карьеры, и особенно когда я стала тимлидом, я очень остро ощущала недостаток этих умений. Часто я просто не понимала, как выстраивать диалог с коллегами, как избегать конфликтов и что делать с новичками в команде. Это меня очень тяготило.

Но я заканчивала МПГУ, поэтому думаю, что преподавание было всегда моим путём. Мне важно не только учиться самой, но и передавать свои знания другим людям, которые заинтересованы в этом. Поэтому я стала преподавателем курса «Тестировщик» в Нетологии.

С самого начала мне было легко общаться с большинством студентов — они в основном люди заинтересованные и любопытные. Это всегда очень радует! Но, конечно, бывали и сложные случаи — в основном проблемы возникали из-за недопонимания между преподавателем и студентом в вопросах целей, задач и возможностей обучения. К сожалению, иногда студенты совсем не хотят или боятся проявлять самостоятельность. У кого-то это защитная реакция на большой объём нового материала. Но почти всегда всё заканчивалось хорошо, а это главное.

После того, как я начала преподавать, у меня произошло много изменений в работе. Я стала более уверенной в своих силах, опыте и знаниях. Как говорится, «пока объяснял, сам понял». Помимо этого я начала больше рассказывать своей команде про новые технологии, методики тестирования и развитие soft skills и вижу, как они становятся более прокачанными в работе буквально с каждым днём.

Мой основной совет всем, кто хочет вкладываться в развитие soft skills: не бойтесь насмешек «тру» разработчиков, которые считают, что всё, кроме hard skills, не круто, и настоящие пацаны не занимаются такой фигнёй как коммуникация, наставничество и прочее — вы ещё увидите, как вы станете круче, а они так и останутся там, где были. Развиваться надо многосторонне, а не только в чём-то одном.

В юности я работал в журналистике. С тех пор и появилась привычка объяснять вещи понятным языком. Первые шаги в преподавании программирования я сделал, когда жил и работал в Минске: мой коллега посоветовал меня в качестве преподавателя по frontend-разработке для одной белорусской компании. Мне нравилось проводить воркшопы и лекции — я люблю общаться с людьми и делиться знаниями.

Сейчас я работаю в Амстердаме и преподаю в Нетологии. Главная особенность в обучении программированию заключается в том, что чаще всего процессы описывают техническими и математическими терминами. Для новичков это очень тяжело, поэтому я люблю всё объяснять самыми простыми словами, чтобы каждому студенту было понятно.

Преподавание и менторство — это хорошая практика для дальнейшего выступления на конференциях и общения с людьми. Поэтому если у вас хорошие знания, но слабо развит навык общения, вам точно сюда. Более того, большая часть обучения состоит из ваших монологов, которые можно заранее подготовить. Вы отработаете навык постоянного общения, научитесь вести дискуссии и доносить свою точку зрения.

Если вы чувствуете потребность в развитии собственных soft-скиллов и вас вдохновили истории героев, начать похожий путь — не сложно. Вы всегда можете попробовать себя в качестве аспиранта, ментора или преподавателя, даже если вы не проходили специализированные курсы и никогда не были для кого-то наставником. Главное — желание делиться знаниями и мотивация помогать другим.

Следите за новыми постами
Следите за новыми постами по любимым темам
5К открытий5К показов