0
Обложка: Интеграция 1С в Cloud: выгоды, проблемы и сроки

Интеграция 1С в Cloud: выгоды, проблемы и сроки

Актуальность проблемы интеграции 1C в Cloud (ex SberCloud) возникла в ушедшем году. Как известно, многие вендоры, если не сказать все, просто отказались поставлять оборудование, в частности, серверное. Параллельный импорт дорог, скидки от вендора и «партнёрские прайсы» получить невозможно.

Кроме того, коммерческие накрутки поставляющих компаний, отсутствие поддержки и обновлений делают стоимость железа, если не катастрофическим, то очень критичным фактором для бизнеса.

Альтернатив не много, либо российские производители, с поставками у которых, говоря мягко, не всё гладко, либо облачные платформы, которые сегодня выглядят самым простым, быстрым и адекватным по стоимости вариантом для размещения цифровой бизнес-инфраструктуры, в частности, 1С.

Мы уже писали о миграции 1C в Яндекс.Облако. Ещё одним из наиболее подходящих вариантов для развертывания 1С мы видим в использовании Cloud.

В этом посте мы хотим описать наш опыт работы и достоинства размещения 1С в этом облаке, его достоинствах и сложностях развертывания. Автор — статьи Илья Александрович Кадышев, начальник управления общесистемной инфраструктуры ЕАЕ-Консалт.

Ресурсы

Cloud обладает хорошо оптимизированными вычислительными ресурсами, что подтверждается популярными в 1С комьюнити тестами Гилёва. В зависимости от конфигурации ландшафта 1С Cloud выдаёт до 40 баллов из 60 возможных.

Так у одного из наших клиентов при развертывании 1С в другом облаке получалось 19 баллов, при использовании Cloud для идентичной инфраструктуры мы получили 39 без какого-либо «тюнинга» с базовыми возможностями сервиса.

Ещё одним преимуществом Cloud является то, что они последний облачный провайдер в России, сохраняющий легальную возможность использования некоторых западных лицензий.

Практические цели и сравнение затрат

Самым критичным при использовании Cloud, равно как и других облачных сервисов для развертывания 1С, является скорость. Так, базовую бизнес-инфраструктуру в подобном облаке можно подготовить за несколько дней. Более сложную за 2-3 недели.

Это не идёт ни в какое сравнение с поставками и инсталляцией серверного оборудования по параллельному импорту, либо от российских вендоров.

Ресурсы в облаке можно менять несколько раз в день.

С физическим оборудованием обратная ситуация — нужно на несколько лет вперед просчитывать необходимость в той или иной вычислительной мощности, заранее представлять себе тот зоопарк устройств и ПО, который понадобится для ЦОДа. Иначе можно «попасть» на апгрейде, и в случае с большими предприятиями — это могут оказаться многомиллионные затраты. Также можно перестраховаться и купить излишне мощные сервера для тривиальных, лёгких задач. Облака исключают такие риски.

Несмотря на то, что работа с облаком не исключает планирование и прогнозирование, ошибки в них не столь критичны и могут легко исправляться. Фактически, можно запланировать ресурсные расходы на год вперёд, но ближе к концу года скорректировать объём закупаемых мощностей, заложить скорректированные параметры на следующий период. И, что главное, быстро, одной заявкой за несколько минут нарастить производительность.

Стоимость облачных решений, например Cloud для развертывания 1С, сопоставима, но, на первый взгляд выше, чем у физического оборудования при равных вычислительных характеристиках. Однако при сопоставлении совокупных затрат в реальных проектах облако получается дешевле.

Затраты на облака используют операционный, а не инвестиционный бюджет, с которым значительно проще работать, кроме того, облачные решения в качестве сервиса предоставляют высокую доступность, т.е. снижают риски отказов.

Для реализации отказоустойчивости и высокой доступности при использовании частного ЦОДа, нужно покупать второй идентичный сервер, чтобы объединить их в кластер. Это удваивает расходы на оборудование.

Облако со старта поставляется провайдером с высокой доступностью и, в случае отказа оборудования провайдера, данные в облаке бесшовно переносятся и остаются доступными. Аналогичная ситуация с резервным копированием.

Компания-пользователь платит за занимаемый объём один раз. В случае с частным сервером необходимо покупать систему хранения данных, что ещё больше увеличивает затраты. Кроме того, на итоговую стоимость владения собственным сервером влияют затраты на электроэнергию, аренду серверной, каналы связи, поддержку со стороны персонала.

Облачные сервисы взимают плату за каналы связи, но эти затраты гарантированно ниже, чем при использовании частного или арендованного сервера.

В Cloud, например, гарантированный 100 мб канал стоит около 1500 рублей, при аренде стойки оплата за каналы связи будет в 10 раз выше, для частного ЦОДа ещё больше.

При бюджетировании затрат на сервер 20% закладывают на поддержку, даже при отсутствии саппорта вендора, в enterprise-решении она остается необходимой. Т.е. речь может идти или о российском сервере или о стороннем саппорте. В любом случае, меньше она стоить не будет.

В облачных сервисах сервис провайдера входит в базовую стоимость. Дополнительная поддержка может тарифицироваться отдельно, но её стоимость будет в любом случае меньше 20%.

Приблизительное сравнение ресурсных затрат на интеграцию 1С и Cloud

Приблизительное сравнение ресурсных затрат

Немного об RDS и Postgre или ложка дёгтя

Затраты на администраторов баз данных и в целом на администрирование 1С не отличаются на земле и в облаке. При этом в облаке доступны такие решения как PaaS (DBaS), т.е. возможность развернуть базы данных как сервис. В этом случае развертывание происходит в автоматическом режиме за 10 — 15 минут.

С физическим оборудованием установка и настройка баз занимает несколько часов. В Cloud — этот сервис называется как RDS (Relational Database Service), он поддерживает MySQL, MS SQL и, что главное, PostgreSQL, особенно востребованные сегодня в России по понятным причинам.

Но тут есть проблема, на данный момент 1С не работает в стандартном варианте с т.н. ванильным Postgre. Необходима установка дополнения, которое устраняет этот недостаток. А RDS для PostgreSQL от Cloud к работе 1C на текущий момент не готов. Т.е. при использовании этих баз данных установку в автоматическом режиме провести не выйдет.

В данный момент мы с коллегами работаем над этим вопросом. Как партнеры Cloud, мы заинтересованы в том, чтобы RDS был адаптирован для использования с 1C и PostgreSQL. В частности, занимаемся подготовкой эталонного образа, чтобы его можно было использовать для доработки сервиса.

Сроки развертывания

Нам часто задают вопросы о сроках, но это крайне индивидуально. Тут всё зависит от заказчика, его требований к системе, его виденья, в частности, от глубины технической документации проекта. Мы уже наработали несколько типовых архитектурных решений для предприятий различного масштаба.

Главные критерии — количество пользователей, объемы баз и количество систем, которые планирует установить заказчик, эти данные влияют на архитектуру решения. Она, в свою очередь, определяет времязатраты на развёртывание.

У нас были кейсы, где коллеги хотели перенести только ERP, как наиболее загруженную часть. Были ситуации, когда требовалось развернуть в облаке также продуктивный контур. Как правило, на физическом оборудовании оставляют тестовый контур, чтобы уязвимый старенький корпоративный сервер не работал с критическими данными и функциями. Были компании, которые настаивали на том, чтобы перенести в облако вообще всё.

В сухом остатке

Подводя итог написанного выше, можно говорить, что Cloud, как среда для развертывания продуктов 1С, превосходит физические сервера. Главными достоинствами подобного решения станут:

  • меньшая совокупная стоимость владения;
  • высокая скорость развертывания;
  • оптимизированные вычислительные ресурсы;
  • гибкое управление производительностью;
  • возможность использования баз данных, как сервис.

Мы старались объективно подойти к вопросу, даже учитывая, что речь в посте идёт о продуктах и услугах наших партнеров, и продемонстрировать максимально ценные для потенциальных пользователей преимущества предложенного подхода. Надеюсь у нас получилось. Мы будем признательны за ваши комментарии и вопросы, т.к. описать всё, что касается этой интеграции в рамках одного поста достаточно тяжело.