Как пройти интервью успешно: рекомендации для аналитиков
Статья будет полезна аналитикам, чтобы узнать, как подготовиться к интервью, пройти его и оставить о себе отличное впечатление.
9К открытий9К показов
Леонид Юденков
Lead Business Analyst в EPAM
Меня зовут Леонид Юденков, я ведущий бизнес-аналитик и ресурсный менеджер в EPAM. На интервью (давайте сразу договоримся о терминологии, так мы называем собеседования) мне довелось посмотреть с разных сторон: я проводил их, проходил их и смотрел, как их проходят другие.
В этом материале я хочу рассказать о том, как подготовиться к интервью, как пройти его и оставить о себе отличное впечатление.
Подготовка
Вы — опытный аналитик: за вашими плечами годы практики, десятки проектов, сотни пользовательских историй и диаграмм, тысячи часов митингов. Неужели этого недостаточно, чтобы пройти часовое интервью?
В случае с интервью лучшая импровизация — это та импровизация, которая подготовлена заранее. Несколько часов подготовки значительно повысят ваши шансы и помогут показать себя с лучшей стороны.
Заранее познакомьтесь с компанией (20 мин.)
В этом помогут интернет или коллеги, которые, возможно, в ней работают или работали:
- За счет чего компания зарабатывает деньги?
- Как давно она на рынке?
- Где расположены ее офисы?
- Участвовала ли компания в разделениях/присоединениях/поглощениях за последний год?
Посмотрите свежие новости о компании: там тоже может быть что-то интересное.
Эта информация не обязательно пригодится на интервью, но определенно даст вам больше контекста. А вовремя подмеченный факт может приятно удивить и произвести впечатление на собеседника.
Изучите информацию о бизнес-домене (1-3 ч.)
Важно потратить отведенное на подготовку время с умом. Сконцентрируйте свои усилия на том, чем вам предстоит заниматься на новом месте. Если задача проекта заключается в автоматизации складского учета в фармацевтической компании, не стоит начинать 100-часовой курс по биологии. Значительно полезнее найти и ознакомиться с feature list для warehouse management-систем и проконсультироваться с коллегами, которые работали на аналогичных проектах.
У вас еще будет время с головой погрузиться в бизнес-процессы и предметную область, но сейчас оно ограничено.
Выясните требования к позиции и причину ее появления (20 мин)
Подойдите к вопросу со стороны определения business need:
- Что пытается решить компания, открыв эту позицию?
- Как я могу помочь закрыть эти потребности, используя свои навыки?
Хорошо, если описание позиции на hh.ru или карьерном сайте содержит всю необходимую информацию. Но бывает так, что описание позиции отсутствует или оформлено в общих словах. Если требования не приносят на тарелочке, их нужно добывать самому. В этот момент нужно вспомнить, что вы — аналитик! Расспросите HR или рекрутера. Не бойтесь задавать вопросы заранее, ведь предупрежден — значит, вооружен.
Согласитесь, замена аналитика на проекте, который идет полным ходом или старт нового направления — совершенно разные задачи. Соответственно, и требования к вашим компетенциям будут разными.
Подготовьте список вопросов (20 мин.)
Интервью — это не экзамен, а диалог профессионалов. Вы можете (и должны) свободно задавать вопросы, которые кажутся важными и могут повлиять на решение о совместной работе. О чем могут быть вопросы:
- компания и бизнес-домен (Life Science, Telecom, Finance, E-Commerce etc.);
- технологии и платформы (FE/BE, Mobile app, Data migration, OSS/BSS, CRM, Hybris, AEM etc.);
- командировки (частота, продолжительность, задачи);
- процессы и методология (Waterfall, Agile, RUP etc.);
- задачи и артефакты (что от вас ожидают и в каком виде);
- скоуп и время (какие задачи/эпики сейчас в работе и когда ожидается их завершение);
- фаза проекта и дальнейшие планы (Discovery, POC, MVP, Delivery, Go Live etc.);
- команда (численность, география, состав команды);
- инструменты (Jira, Confluence, etc.);
- онбординг (есть ли материалы для погружения в проект и сможет ли кто-то передать знания).
Подготовьте самопрезентацию (30 мин.)
Речь здесь не про слайды в Power Point, а про ту часть интервью, в которой вы рассказываете о себе. Мой совет: держите этот рассказ всегда под рукой на русском и на английском (если рассматриваете международные компании) языках. Акценты делайте на наиболее релевантном и свежем опыте.
Фокус:
- ваш вклад в результаты проекта;
- ваши персональные достижения;
- роли и обязанности;
- навыки, актуальные для проекта и возможность их адаптации в новых условиях.
Избегайте:
- описания результатов команды/проекта как своих личных достижений;
- информации, не актуальной для позиции, на которую вас собеседуют;
- слишком глубокого погружения в детали при описании опыта;
- рассказа про внепроектные активности (в этом нет ничего страшного, ведь внепроектные задачи помогают расти и развивать большое количество полезных навыков. Просто не забывайте о приоритетах).
Узнайте, кто будет вас интервьюировать (20 мин.)
- Это технический специалист или человек от бизнеса? Ответ на этот вопрос поможет вам лучше подготовить рассказ о себе и использовать подходящие примеры из своего опыта при ответе на вопросы.
- Какую роль этот человек занимает на проекте? Как он относится к проекту? Является ли он человеком, принимающим решения?
В случае, если по какой-то причине вам не удалось уточнить эту информацию до интервью и собеседник не представился, попросите его об этом в начале встречи.
Если вам предстоит общаться с представителем бизнеса, примите во внимание, что человек, который будет вас интервьюировать, не является аналитиком. В реальности это может быть кто угодно: руководитель департамента или даже CEO, менеджер проекта, продукт-оунер, кто-то из ключевых стейкхолдеров. Приготовьтесь услышать самые неожиданные вопросы.
Помните: работодатель видит в вас человека, который должен решить его проблемы. О том, что его беспокоит, не всегда известно заранее. Ваша задача — сформировать гипотезы и проверить их во время диалога, а также постараться хорошо подготовиться к интервью.
Подумайте об организации рабочего пространства (online формат) (5 мин.)
Не хочется писать об этом много, но не упомянуть нельзя:
- Забронируйте комнату, если вы работаете из офиса, или создайте на время интервью тихую обстановку без отвлекающих факторов (особенно актуально в период удаленной работы).
- Проверьте оборудование и звук (специальная гарнитура всегда лучше и надежнее любых беспроводных вкладышей).
- Будьте полностью готовы за пару минут до начала интервью.
Во время интервью
Будьте дружелюбны
Ваша способность выстраивать коммуникацию — это именно тот навык, который может оценить любой человек, независимо от его познаний и опыта в IT. Какими бы ни были ваши потенциальные обязанности на проекте, от вас ожидается умение общаться и располагать к себе.
Не забывайте про внешний вид
Даже если интервью проходит онлайн, вас вполне могут попросить включить камеру. Помните, что общаясь с работодателем, вы должны показать себя с наилучшей стороны. Всегда лучше выглядеть более формально (Smart Casual), чем появиться в шортах и майке.
Отвечая на вопросы
Будьте конкретны. Приводите релевантные примеры и четко отвечайте на поставленные вопросы.
Не бойтесь переспросить, если не поняли или не расслышали вопрос. Это гораздо лучше, чем пять минут говорить не о том, о чем вас на самом деле спросили.
Будьте проактивным. Не бойтесь проявить инициативу, поддержать диалог самостоятельно, задать свои вопросы или провести small talk.
Не закапывайтесь в детали. Вам может быть очень интересна бизнес-логика процесса согласования договоров в системе, версия API или подход к проведению ретро на проекте. Все это обязательно нужно узнать, когда вас туда возьмут. Но сейчас лучше потратить свое время и время работодателя на более актуальные вопросы.
Заготовьте в уме несколько «козырей» — наиболее ярких и показательных кейсов, в которых ваша работа помогла решить реальные проблемы или привела к созданию бизнес-ценности для клиента. В нужный момент эти кейсы можно будет достать, как кролика из шляпы.
Используйте «золотую формулу» ответа на вопросы:
- Уточните, правильно ли вы поняли вопрос и проговорите его своими словами. Если нужно, попросите переформулировать.
- Задайте уточняющие вопросы.
- Приведите примеры из своего опыта.
- Предложите альтернативные варианты решения.
- Подкрепите свой ответ теоретической базой, основанной на индустриальных стандартах и экспертном мнении (BABOK, PMBOK, Wigers, Cockburn etc.).
Помните, что никто не знает всего на свете. Если у вас нет опыта в чем-то, честно признайтесь в этом и расскажите, как бы вы поступили, основываясь на знаниях теории. Дайте понять, что вы готовы освоить необходимые навыки, если это будет необходимо.
Дополнительно
Если ваш опыт позволяет, а позиция подразумевает:
Дайте понять, что вы можете работать в условиях нехватки информации, в неидеальном процессе и принимать решения в сложных ситуациях.
Будьте проблемно-ориентированным. Умение выполнять поставленные задачи — это хорошо. Но еще лучше — понимать, почему эти задачи возникают, как оптимизировать процесс и устранить источник появления лишней работы.
После интервью
Не принимайте поспешных решений и не давайте обещаний сразу после интервью. Очень важно взять паузу, «переварить» полученную информацию. Вы выбираете работодателя точно так же, как он выбирает вас.
Узнайте, в какие сроки и кто должен предоставить ответ по результатам интервью.
Это поможет сохранить нервы и закрепить договоренности.
Если вам отказали, обязательно запросите фидбек.
Причин для отказа может быть множество, например, позицию просто передумали открывать. Если же у работодателя возникли сомнения именно по поводу ваших навыков, их стоит проанализировать и, возможно, уделить время чтобы подтянуть свои знания.
Все мы хотим попасть на работу мечты. Но важно понимать, что «работа мечты» — это не точка на карте и не золотой город Эльдорадо. Работа мечты для каждого своя. Ей может стать любое место, куда вы идеально подойдете, где можете эффективно применять свои навыки, приносить максимум пользы, расти и помогать расти другим.
Готовьтесь к проектному интервью и ваши усилия обязательно будут оценены. Удачи!
9К открытий9К показов