Обложка статьи «Как пройти интервью успешно: рекомендации для аналитиков»

Как пройти интервью успешно: рекомендации для аналитиков

Леонид Юденков

Леонид Юденков

Lead Business Analyst в EPAM

Меня зовут Леонид Юденков, я ведущий бизнес-аналитик и ресурсный менеджер в EPAM. На интервью (давайте сразу договоримся о терминологии, так мы называем собеседования) мне довелось посмотреть с разных сторон: я проводил их, проходил их и смотрел, как их проходят другие.

В этом материале я хочу рассказать о том, как подготовиться к интервью, как пройти его и оставить о себе отличное впечатление.

Подготовка

Вы — опытный аналитик: за вашими плечами годы практики, десятки проектов, сотни пользовательских историй и диаграмм, тысячи часов митингов. Неужели этого недостаточно, чтобы пройти часовое интервью?

В случае с интервью лучшая импровизация — это та импровизация, которая подготовлена заранее. Несколько часов подготовки значительно повысят ваши шансы и помогут показать себя с лучшей стороны.

Заранее познакомьтесь с компанией (20 мин.)

В этом помогут интернет или коллеги, которые, возможно, в ней работают или работали:

  • За счет чего компания зарабатывает деньги?
  • Как давно она на рынке?
  • Где расположены ее офисы?
  • Участвовала ли компания в разделениях/присоединениях/поглощениях за последний год?

Посмотрите свежие новости о компании: там тоже может быть что-то интересное.

Эта информация не обязательно пригодится на интервью, но определенно даст вам больше контекста. А вовремя подмеченный факт может приятно удивить и произвести впечатление на собеседника.

Изучите информацию о бизнес-домене (1-3 ч.)

Важно потратить отведенное на подготовку время с умом. Сконцентрируйте свои усилия на том, чем вам предстоит заниматься на новом месте. Если задача проекта заключается в автоматизации складского учета в фармацевтической компании, не стоит начинать 100-часовой курс по биологии. Значительно полезнее найти и ознакомиться с feature list для warehouse management-систем и проконсультироваться с коллегами, которые работали на аналогичных проектах.

У вас еще будет время с головой погрузиться в бизнес-процессы и предметную область, но сейчас оно ограничено.

Выясните требования к позиции и причину ее появления (20 мин)

Подойдите к вопросу со стороны определения business need:

  • Что пытается решить компания, открыв эту позицию?
  • Как я могу помочь закрыть эти потребности, используя свои навыки?

Хорошо, если описание позиции на hh.ru или карьерном сайте содержит всю необходимую информацию. Но бывает так, что описание позиции отсутствует или оформлено в общих словах. Если требования не приносят на тарелочке, их нужно добывать самому. В этот момент нужно вспомнить, что вы — аналитик! Расспросите HR или рекрутера. Не бойтесь задавать вопросы заранее, ведь предупрежден — значит, вооружен.

Согласитесь, замена аналитика на проекте, который идет полным ходом или старт нового направления — совершенно разные задачи. Соответственно, и требования к вашим компетенциям будут разными.

Подготовьте список вопросов (20 мин.)

Интервью — это не экзамен, а диалог профессионалов. Вы можете (и должны) свободно задавать вопросы, которые кажутся важными и могут повлиять на решение о совместной работе. О чем могут быть вопросы:

  • компания и бизнес-домен (Life Science, Telecom, Finance, E-Commerce etc.);
  • технологии и платформы (FE/BE, Mobile app, Data migration, OSS/BSS, CRM, Hybris, AEM etc.);
  • командировки (частота, продолжительность, задачи);
  • процессы и методология (Waterfall, Agile, RUP etc.);
  • задачи и артефакты (что от вас ожидают и в каком виде);
  • скоуп и время (какие задачи/эпики сейчас в работе и когда ожидается их завершение);
  • фаза проекта и дальнейшие планы (Discovery, POC, MVP, Delivery, Go Live etc.);
  • команда (численность, география, состав команды);
  • инструменты (Jira, Confluence, etc.);
  • онбординг (есть ли материалы для погружения в проект и сможет ли кто-то передать знания).

Подготовьте самопрезентацию (30 мин.)

Речь здесь не про слайды в Power Point, а про ту часть интервью, в которой вы рассказываете о себе. Мой совет: держите этот рассказ всегда под рукой на русском и на английском (если рассматриваете международные компании) языках. Акценты делайте на наиболее релевантном и свежем опыте.

Фокус:

  • ваш вклад в результаты проекта;
  • ваши персональные достижения;
  • роли и обязанности;
  • навыки, актуальные для проекта и возможность их адаптации в новых условиях.

Избегайте:

  • описания результатов команды/проекта как своих личных достижений;
  • информации, не актуальной для позиции, на которую вас собеседуют;
  • слишком глубокого погружения в детали при описании опыта;
  • рассказа про внепроектные активности (в этом нет ничего страшного, ведь внепроектные задачи помогают расти и развивать большое количество полезных навыков. Просто не забывайте о приоритетах).

 Узнайте, кто будет вас интервьюировать (20 мин.)

  • Это технический специалист или человек от бизнеса? Ответ на этот вопрос поможет вам лучше подготовить рассказ о себе и использовать подходящие примеры из своего опыта при ответе на вопросы.
  • Какую роль этот человек занимает на проекте? Как он относится к проекту? Является ли он человеком, принимающим решения?

В случае, если по какой-то причине вам не удалось уточнить эту информацию до интервью и собеседник не представился, попросите его об этом в начале встречи.

Если вам предстоит общаться с представителем бизнеса, примите во внимание, что человек, который будет вас интервьюировать, не является аналитиком. В реальности это может быть кто угодно: руководитель департамента или даже CEO, менеджер проекта, продукт-оунер, кто-то из ключевых стейкхолдеров. Приготовьтесь услышать самые неожиданные вопросы.

Помните: работодатель видит в вас человека, который должен решить его проблемы. О том, что его беспокоит, не всегда известно заранее.  Ваша задача — сформировать гипотезы и проверить их во время диалога, а также постараться хорошо подготовиться к интервью.

Подумайте об организации рабочего пространства (online формат) (5 мин.)

Не хочется писать об этом много, но не упомянуть нельзя:

  • Забронируйте комнату, если вы работаете из офиса, или создайте на время интервью тихую обстановку без отвлекающих факторов (особенно актуально в период удаленной работы).
  • Проверьте оборудование и звук (специальная гарнитура всегда лучше и надежнее любых беспроводных вкладышей).
  • Будьте полностью готовы за пару минут до начала интервью.

Во время интервью

Будьте дружелюбны

Ваша способность выстраивать коммуникацию — это именно тот навык, который может оценить любой человек, независимо от его познаний и опыта в IT. Какими бы ни были ваши потенциальные обязанности на проекте, от вас ожидается умение общаться и располагать к себе.

Не забывайте про внешний вид

Даже если интервью проходит онлайн, вас вполне могут попросить включить камеру. Помните, что общаясь с работодателем, вы должны показать себя с наилучшей стороны. Всегда лучше выглядеть более формально (Smart Casual), чем появиться в шортах и майке.

Отвечая на вопросы

Будьте конкретны. Приводите релевантные примеры и четко отвечайте на поставленные вопросы.

Не бойтесь переспросить, если не поняли или не расслышали вопрос. Это гораздо лучше, чем пять минут говорить не о том, о чем вас на самом деле спросили.

Будьте проактивным. Не бойтесь проявить инициативу, поддержать диалог самостоятельно, задать свои вопросы или провести small talk.

Не закапывайтесь в детали. Вам может быть очень интересна бизнес-логика процесса согласования договоров в системе, версия API или подход к проведению ретро на проекте. Все это обязательно нужно узнать, когда вас туда возьмут. Но сейчас лучше потратить свое время и время работодателя на более актуальные вопросы.

Заготовьте в уме несколько «козырей» — наиболее ярких и показательных кейсов, в которых ваша работа помогла решить реальные проблемы или привела к созданию бизнес-ценности для клиента. В нужный момент эти кейсы можно будет достать, как кролика из шляпы.

Используйте «золотую формулу» ответа на вопросы:

  • Уточните, правильно ли вы поняли вопрос и проговорите его своими словами. Если нужно, попросите переформулировать.
  • Задайте уточняющие вопросы.
  • Приведите примеры из своего опыта.
  • Предложите альтернативные варианты решения.
  • Подкрепите свой ответ теоретической базой, основанной на индустриальных стандартах и экспертном мнении (BABOK, PMBOK, Wigers, Cockburn etc.).

Помните, что никто не знает всего на свете. Если у вас нет опыта в чем-то, честно признайтесь в этом и расскажите, как бы вы поступили, основываясь на знаниях теории. Дайте понять, что вы готовы освоить необходимые навыки, если это будет необходимо.

Дополнительно

Если ваш опыт позволяет, а позиция подразумевает:

Дайте понять, что вы можете работать в условиях нехватки информации, в неидеальном процессе и принимать решения в сложных ситуациях.

Будьте проблемно-ориентированным. Умение выполнять поставленные задачи — это хорошо. Но еще лучше — понимать, почему эти задачи возникают, как оптимизировать процесс и устранить источник появления лишней работы.

После интервью

Не принимайте поспешных решений и не давайте обещаний сразу после интервью. Очень важно взять паузу, «переварить» полученную информацию. Вы выбираете работодателя точно так же, как он выбирает вас.

Узнайте, в какие сроки и кто должен предоставить ответ по результатам интервью. 

Это поможет сохранить нервы и закрепить договоренности.

Если вам отказали, обязательно запросите фидбек. 

Причин для отказа может быть множество, например, позицию просто передумали открывать. Если же у работодателя возникли сомнения именно по поводу ваших навыков, их стоит проанализировать и, возможно, уделить время чтобы подтянуть свои знания.

***

Все мы хотим попасть на работу мечты. Но важно понимать, что «работа мечты» — это не точка на карте и не золотой город Эльдорадо. Работа мечты для каждого своя. Ей может стать любое место, куда вы идеально подойдете, где можете эффективно применять свои навыки, приносить максимум пользы, расти и помогать расти другим.

Готовьтесь к проектному интервью и ваши усилия обязательно будут оценены. Удачи!