Виммельбух, 3, перетяжка
Виммельбух, 3, перетяжка
Виммельбух, 3, перетяжка

IT-технологии для педагогов — чему учиться?

Аватарка пользователя Мария Кривоченко
Отредактировано

Мы спросили экспертов, какой софт может помочь в этом учителю. А также узнали, какие проекты он может развернуть в школе.

862 открытий936 показов

Игорь Зорихин работает учителем географии в средних классах в школе в городе В.Салда Свердловской области. В октябре 2020 года с помощью благотворительного фонда «Эмпатия» он прошёл курс по цифровым инструментам в работе педагога от Высшей Технической Школы из Тулы (ВТШ). Там его научили работать с инструментами Google.

Новые навыки помогли Игорю выиграть в номинации «Использование информационных технологий в образовании» на этапе конкурса «Учитель года». А также получить специальный грант от фонда «Эмпатия» на дальнейшее развитие.

Теперь он хочет продолжить внедрять технологии в работу с учениками: оптимизировать дистанционку и начать делать образовательный контент. Мы спросили экспертов, какие технологии могут помочь педагогу. А также узнали, какие проекты он может развернуть в школе.

Какие технологии педагогам лучше использовать на дистанционке?

Во время дистанционного занятия (школьного урока, лекции, контрольной работы и так далее) преподаватель и ученики постоянно находятся на связи друг с другом, работают с одинаковым софтом на своих личных компьютерах. При необходимости — пользуются программами, установленными на сервере или в облаке учебного заведения. Поэтому для дистанционной работы и педагогам, и учащимся нужна надёжная и современная операционная система. Такая, которая способна обеспечить бесперебойную работу компьютеров пользователей и серверных ресурсов учебного заведения, бесперебойную связь по защищённым каналам. Которая обладает большой экосистемой совместимых с ней прикладных программ.

Операционная система должна быть российской. Это условие стало обязательным для школ и вскоре будет распространено на вузы и колледжи.

Операционная система должна быть проста в установке, то есть не требовать от пользователя специальной квалификации в области ИТ. В идеале, чтобы её можно было использовать по принципу «включил и работай».

Ещё одно условие — для физических лиц ОС должна быть бесплатной. В этом случае при переходе на дистанционку можно создать одинаковую цифровую среду на компьютерах всех учеников и педагогов.

Операционные системы на основе ядра Linux выпускаются в виде дистрибутивов — наборов прикладных программ. Крайне желательно, чтобы существовал специальный дистрибутив для образовательных организаций, с большим набором софта для изучения разных дисциплин. Тогда можно создать рабочее место, типовое для данного учебного заведения. И буквально в считанные минуты оснастить им дистанционные компьютеры. Единообразие инструментов — огромное подспорье в организации учебного процесса. В идеале, в дистрибутив должны быть включены средства для организации дистанционного обучения. И, разумеется, прикладные программы в составе дистрибутива тоже должны быть бесплатны для физических лиц.

Всем перечисленным условиям в разной степени удовлетворяют российские операционные системы. Желательно выбрать отечественную ОС, которая больше других адаптирована к поддержке образовательного процесса — как очного, так и дистанционного.

Когда в марте прошлого года мы начали переводить кружки робототехники на дистанционный формат работы, для связи с учениками в основном использовались Zoom, Bluejeans или Skype. Однако мы быстро поняли, что функциональность этих онлайн-площадок весьма ограничена. Через Skype можно без проблем заниматься программированием, которое не требует дополнительного оборудования. Детям достаточно иметь компьютер и доступ в интернет.

Однако занятия по робототехнике, 3D-моделированию и схемотехнике — совсем другое дело. На офлайн-уроках дети обычно собирают и программируют роботов, создают собственные изобретения из конструкторов «РОББО». И в целом много работают руками. Мы понимали, что если предложить им просто наблюдать за действиями преподавателя, дети быстро потеряют интерес. А необходимость покупать дополнительное оборудование могла оттолкнуть родителей. Поэтому мы перенесли большинство наших курсов в симуляторы собственной разработки.

Более того, недавно мы начали разворачивать для всех кружков единую LMS-платформу. Естественно, адаптировав её к задачам детского технического образования. В ROBBO LMS, помимо видеоуроков, «виртуальных досок» и групповых чатов, предусмотрены рабочая тетрадь с техническими заданиями для учеников, двухмерный симулятор для обучения детей классическому программированию роботов с использованием визуального языка Scratch, а также симулятор робота Gazebo на базе инженерного ПО. В перспективе всё это позволит нам сделать уроки интерактивными даже без использования офлайн-оборудования.

Какие IT-проекты учитель может развернуть в школе?

Уровень ИТ-проектов, которые преподаватель может развернуть с детьми на уроках, сильно рознится в зависимости от его квалификации, возраста детей и технического оснащения школы. К примеру, в наших клубах педагоги с младшей группой создают проект «РОББО сказка». Дети разрабатывают цифровой мультфильм с роботами с помощью образовательного приложения RobboJunior, которое вместо слов содержит пиктограммы. Так в формате игры они учатся элементарным основам программирования.

Дети старшей группы, в свою очередь, работают с «мозгом» робота — платой Arduino, а также начинают изучение «взрослых» языков программирования и пробуют создавать более сложные проекты в области схемотехники.

Это довольно обширный вопрос и здесь могут сотни или даже тысячи вариантов таких проектов. Во-первых, нужно понять в какой области предполагаемо будет работать программа. Это может быть роботизация, автоматизация работы контроллеров, автоматизация сбора метрик, веб-программирование, системное программирование и так далее.

На данный момент наиболее популярными направлениями являются 4 из них:

1. Создание роботов или микророботов и их программирование.

2. Сбор и анализ данных от различных датчиков, источников. Источниками данных могут быть данные промышленного оборудования или бытовые устройства. С таких датчиков будут поступать данные о работе предприятия или об окружающей среде. Задача данного проекта заключается в грамотном аккумулировании, сборе данных и их обработке. Также возможен вариант использования машинного обучения в анализе этого материала.

3. Написание утилит и программ для компьютера, а так же веб-сервисов. Это могут быть программы как для персонального компьютера, так и для обработки запроса на сервере, к которым можно отнести программирование современного фронтенда для веб-приложений. Это молодая и бурно развивающаяся сфера IT-проектов. Здесь, как и в остальных направлениях, можно придумать множество вариантов этих проектов и углубится в каждый.

4. Написание алгоритмов. Это может быть решение задач на алгоритмы или задач, связанных с анализом данных Data Science.

Учеников можно обучать программированию. Для этого, например, в дистрибутив российской ОС «Альт Образование» включены языки программирования и ПО для обучения алгоритмизации. Причём эти инструменты ранжированы по возрастам. Полученные навыки можно сразу опробовать на модернизации настоящего программного продукта. Код операционной системы полностью открыт и доступен любому желающему. Школьные педагоги рассказывают, как после экспериментов с интерфейсом ОС — а они сразу видны на экране, — у детей загораются глаза и появляется жгучее желание заниматься программированием. Их уже не надо мотивировать. Нужно только успевать направить эту энергию в нужное русло.

Большой набор ПО из дистрибутива даёт возможность осваивать с учениками основы проектирования, работы с графикой и видео. Например, в селе Квашёнки дети под руководством учителя информатики даже создали свою видеостудию «Квашёнки Пикчерз». Рисуют мультфильмы, занимаются видеомонтажом.

Очень ценно, что работа с программными продуктами на основе СПО даёт возможность экспериментировать с кодом, придавая продуктам новые интересные свойства. Это пробуждает и развивает творческий потенциал детей. А значит, в нашей стране будет больше людей, которым нравится думать и творить, а не потреблять готовое.

Существует множество вариантов, как ориентированных на практические цели, так и на исследовательские. Сейчас очень востребованы проекты по созданию внутришкольной технической поддержки силами учащихся.

Школьники могут принять участие в создании чат-бота для поиска расписания ученика или автоматической рассылки домашнего задания, разработать систему уведомления родителей том, что бабушка или дедушка забрали ребёнка из продлёнки. А старшеклассники могут помочь учителям и ученикам младших классов с подключением к дистанционным сервисам.

Основное правило — начинать с простых идей, которые могут привести к быстрому наградному результату. Важно, чтобы у учеников сразу сформировался позитивный опыт, который будет давать им стимул для повышения уровня цифровых навыков и толкать на развитие новых IT-проектов в школьной среде.

А какие технологии для педагогов вы бы посоветовали учителю из Свердловской области?

Следите за новыми постами
Следите за новыми постами по любимым темам
862 открытий936 показов