Написать пост

«Из ста два ответят и ноль пригласят‎»‎. Как сегодня найти работу в Великобритании

Аватарка пользователя Мария Кривоченко

Александр Шуляк — DevOps-инженер. Мы спросили его, как построить карьеру в UK и как привыкнуть к тонкостям британской жизни человеку из СНГ.

Александр Шуляк — DevOps-инженер с 7 годами опыта в IT. Полтора года назад он переехал в Великобританию. Мы спросили его о том, как построить карьеру в UK, каких специалистов ценят на британском рынке и к каким тонкостям британской жизни приходится привыкать человеку из СНГ.

— Почему вы выбрали именно DevOps?

Я начинал с системного администратора и сетевого инженера. Но потом перешёл в DevOps. Плюс довольно рано побыл DevOps-лидом — где-то около года. В компании не было такого направления, и меня туда наняли. Пришлось развиваться самостоятельно, потом нанять людей, обучить их — я занимал лидирующую позицию и позицию менеджера.

Мне нравится DevOps, потому что он находится и не в области программирования, и не на «железной» стороне. Я не люблю только писать код потому что достаточно неплохо знаю железо и системный уровень. Но и чисто системная сторона кажется довольно ограниченной потому что писать собственные инструменты и модифицировать систему под собственные задачи удобно.

Плюс DevOps — это не только про настройку и совмещение кода программистов с платформой. Это про взаимодействие с разными людьми: с разработчиками, с продакт оунерами. Всё, разумеется, зависит от компании, размеров команды и так далее. Это интересная часть процесса.

— Вы сперва переехали из Минска в Ригу. Как это произошло?

Мне написал рекрутер из Accenture. Сказал, что у них есть позиция DevOps’а и предложил пройти собеседование. Проходить собеседования вообще очень здоровская практика для поддержания профессионального развития и тренировки технических навыков — иногда они бывают намного сложнее, чем ежедневная работа. Поэтому я согласился. Прошёл оба собеседования и получил оффер. В принципе, решение переехать в Латвию было скорее авантюрным — почему бы не попробовать?

— Как проходило собеседование?

С первым техническим специалистом собеседование проходило примерно так: огромная Excel-таблица с кучей технологий. Их перечисляли, а я говорил, в чём есть опыт. Если он был, мы старались забраться всё глубже и глубже, чтобы интервьюер понял, насколько хорошо я разбираюсь в теме. Я приводил примеры того, что делал, а он задавал кучу уточняющих вопросов — технических или общего характера, если они касались soft skills. Потом мои ответы собрали, дальше я разговаривал в лидом направления, это было скорее team-fit интервью.

— Как компания помогла вам переехать в Ригу?

На тот момент — это был 2018 год, поэтому я не могу говорить, что сейчас предлагается — компания покрыла все расходы на переезд: визовые расходы, расходы на открытие банковских счетов, расходы на топливо — если едешь на машине — или на самолёт. Далее нашла местного риелтора, который помог снять первую квартиру.

Компания помогала и с визовыми вопросами. Но у них типовым кейсом были российское гражданство и визы для российского паспорта. Поэтому я больше разговаривал с посольством Латвии в Минске. Спрашивал, как и что оформлять и заполнять и как подавать документы.

— Почему вы переехали в Великобританию?

Рига очень похожа на Минск, только меньше и нет друзей. Так зачем жить в Риге, если можно жить в Минске и при лучших условиях?

Мне захотелось попробовать ещё что-то, посмотреть, как дальше на Западе. Я начал присматриваться к странам — в итоге выбрал Великобританию, потому что за время работы в Accenture я довольно хорошо развил английский язык. И в принципе проще жить в стране, в которой ты понимаешь все бытовые вопросы.

— А в Великобритании с бытовыми вопросами проще, чем в Риге?

Во-первых, в Риге латышский язык, и если нужна какая-то документация, это может стать проблемой. Есть переводы, госслужащие разговаривают на русском языке и могут тебе помочь, но всё-таки это остановка. Плюс для иммигранта Латвия подходит меньше, потому что здесь нужно ждать пять лет до получения вида на жительство и десять лет до получения паспорта. В то время как в Великобритании — пять лет до ВНЖ и шесть до паспорта. То есть практически моментально после ВНЖ ты можешь получить паспорт. Для мигранта это имеет больший смысл.

— Как проходил поиск работы в Великобритании?

Поиск работы в Великобритании существенно отличается от поиска работы в СНГ. Во-первых, здесь ты ищешь работу, потому что конкуренция высокая — а не работа ищет тебя.

Первое, что надо сделать, — это заполнить профиль в LinkedIn, открыть себя для рекрутеров и поставить регион «Великобритания». Потом ты начинаешь заходить на специализированные сайты типа Indeed, Glassdoor или LinkedIn Jobs, искать компании в UK с интересующими тебя позициями и начинаешь рассылать резюме. Конверсия примерно такая: на сотню высланных откликов десять [работодателей] ответят и в лучшем случае один пригласит на собеседование. Это довольно хорошая конверсия. Скорее, из ста два ответят и ноль пригласят.

Надо рассылать веером и очень много. Во-первых, у них есть стандартные фильтры резюме. То есть, если в твоём резюме нет ключевых слов, его могут дропнуть до того, как на него взглянет человек. Возможно, ты им подходишь, но так, на первичных фильтрах можно очень легко соскочить.

Потом после того как твоё резюме приняли, тебе, скорее всего, позвонят. В Британии всегда звонят по телефону. Любая служба, поддержка — это телефон, а не письмо или сообщение в чате. Точно так же и рекрутер будет звонить тебе — возможно, через полтора месяца после отклика — и спрашивать, заинтересован ли ты ещё, готов ли ты подаваться, какой у тебя опыт. Желательно помнить, в какую компанию ты подавался.

Связь может быть омерзительного качества, поэтому надо быть готовым разбирать британскую речь, которая имеет собственный акцент, труднопонимаемый, в отличие от американского. И, упаси Боже, тебе позвонит ирландец. Скорее всего, не поймёшь ничего. Буквально. Например, у меня CEO компании ирландец, и его не понимают англичане.

После первого телефонного звонка есть два варианта: либо тебе присылают тестовое задание — ты можешь взять его или отказаться — либо зовут на техническое собеседование. Если после него всё ок, то идёт собеседование с нанимающим менеджером. Здесь часто проверяют, подходишь ли ты по soft skills компании, какие у тебя взгляды на жизнь, токсичный ли ты человек и можешь ли кого-нибудь куда-то внезапно послать.

Техническое собеседование немножко отличается от нашего, особенно в DevOps. У нас DevOps — это обычно человек-швейцарский нож, который делает всё и сразу и в какой-то мере знает все технологии. И начинает их упоминать на всех собеседованиях. Чем дальше на запад, тем больше люди верят в узкую специализацию. Если ты специалист по облакам, то будь добр выделить конкретное облако, в котором лучше всего себя ощущаешь.

В процессе прохождения собеседований ты собираешь собственный core stack, который знаешь лучше всего. И когда спрашивают, с какими технологиями вы работали, лучше всего озвучивать его. Потому что, если внезапно зададут какие-то глубокие технические вопросы, будет проще ответить. Если перечислить всё, с чем ты работал, могут задать глубинный вопрос по инструменту, который ты один раз конфигурировал и помогал поддерживать на протяжении месяца-двух.

Ещё [в Великобритании] не надо стесняться, если технический стек не подходит под компанию. Можно спокойно отказаться, и это нормально. Я собеседовался как-то в аутсорс компанию, и у них весь стек майкрософтовский. Несмотря на то что я прошёл техническое собеседование, понял, что это не моё: я этот стек не знаю и мне будет некомфортно переучивать кучу всего. Я просто отказался, потому что это не то.

Ищите на свой стек технологий — так будет проще работать. Не надо пересиливать себя и учить то, что совершенно не знаешь.

— А сколько резюме разослали вы?

Я разослал много запросов, наверное, больше двух сотен. Но свою текущую компанию нашёл в первые два дня поиска. Дальше просто шло оформление визы, в процессе которого я искал какой-то бэкап.

— Как думаете, чего хватило вам, но не хватило другим соискателям, чтобы получить эту должность?

Я не хочу себя хвалить) Это относится не только к Великобритании: сейчас, когда люди только входят в IT и учатся или работают до, к примеру, миддла, то редко понимают что-то за пределами своих инструментов. Проще говоря, человек умеет запускать какие-то скрипты на Linux, запускать Jnux, но совершенно не понимает, как всё работает под капотом. Я всегда ухожу глубоко в воду и смотрю, как работают системы.

Чем больше кейсов ты собираешь: с реальными проблемами или когда ты глубоко забирался в системы — тем проще проходить интервью. Потому что, даже если не знаешь, как [система] работает, исходя из своего опыта, можешь предположить, как обнаружить проблему. Этого зачастую не хватает тем, кто собеседуется.

— Что ещё может дать преимущество при собеседовании в иностранную компанию?

Английский язык. Если работать где-то за пределами СНГ, то он жизненно необходим. И на довольно хорошем уровне. Потому что вся коммуникация идёт в лучшем случае в письменном виде, в худшем случае — устно. И всё надо понимать. А если одновременно разговаривают больше двух носителей языка, понять что-то очень сложно. Я тут уже 1,5 года, нормально адаптировался и в принципе понимаю любую британскую речь. Хотя всё ещё бывают проблемы.

Ещё здесь очень ценятся soft skills: коммуникабельность, умение спокойно решать проблемы и конфликты. Конкретный пример, который спрашивают на интервью: у вас есть мнение по тому, какую технологию надо менять, и кто-то вам перечит, говоря, что надо менять другую. Как разрешить данный конфликт? Один из вариантов: вы выслушиваете оппонента и аргументированно высказываете своё мнение. Если человек не соглашается, а вы считаете себя правым, то: если это ваши полномочия, то берите на себя ответственность, если решает кто-то другой, то оба, не споря, выкладываете ему аргументированные мнения. Нет смысла доводить до личного конфликта. А что толку?

Ещё надо уметь признавать свои ошибки или недостаток опыта. Кто-то работает с другой технологией, и у него больше опыта, чем у вас. И либо вы будете изучать тему, чтобы отстоять свою точку зрения, либо придётся согласиться.

Надо готовиться к конкретному собеседованию в конкретную компанию, потому что они сильно различаются. Но там всегда есть вопросы по soft skills. Приведите пример, когда вы облажались, как вы это преподносили клиенту, как решали данную ситуацию, что сделали, в каком порядке, как можно было улучшить ситуацию — таких вопросов может быть очень много. А может и не быть — всё зависит от компании. Если нанимают технического специалиста, то вопросов будет меньше, если нанимают того, кто будет общаться с клиентами компании, вопросов может быть очень много. Когда работа связана с консалтингом и приходится презентовать какие-то решения, вы будете отвечать скорее на вопросы по soft skills и по менеджменту, чем на технические.

— На ваш взгляд, кто больше востребован в Великобритании?

Я не знаю статистики, но, на мой взгляд, недостаток в хороших специалистах есть всегда. И если вы хороший миддл и умеете себя продавать, то вы найдёте здесь работу. Но если вы сеньор и вы не умеете себя продавать, то, скорее всего, работу не найдёте, потому что помимо хороших технических знаний, необходимы soft skills и умение себя продать.

— А если я джун?

Скорее всего, [переехать] невозможно, потому что по зарплате не пройдёт. В требованиях на визу есть минимальная зарплата. Джуном можно пройти на стажировку в компанию FAANG: Facebook, Google, Amazon и так далее — но нужна серьёзная подготовка к интервью. Только такие компании будут перевозить джунов, потому что это затратно. Скорее здесь ищут от миддлов.

—Что британская компания сделала для вас как для иностранного сотрудника?

Компания полностью оплатила визовые расходы, сняла жильё на первые пять недель — и так дала мне время на поиск съёмного. А время здесь нужно. Плюс оплатила авиабилеты и, поскольку компания и сотрудники здесь очень душевные, они помогали со всеми бытовыми вопросами.

Плюс компания помогла с открытием банковского счёта. Здесь есть порочный круг: чтобы открыть банковский счёт, нужен proof of address, то есть подтверждение адреса, по которому живёшь. А чтобы снять жильё и получить proof of address, нужен банковский счёт — для оплаты взноса за жильё.

На самом деле, в зависимости от банка и его правил, выход может найтись. В моём случае компания отправила письмо на гербовой бумаге: «такой-то такой-то проживает по такому-то адресу, и мы компания такая-то подписываемся под этим». Я принёс этот бланк, и банк открыл мне счёт на основе этого документа со временным адресом. Таким образом, я смог заплатить за аренду. А потом у меня появился proof of address.

— Что непривычного для вас было в работе первое время?

Здесь work-life balance: все работают с девяти до пяти с перерывом на обед. После пяти в первую неделю меня выпинывали ногами из офиса, чтобы я не переработал ни минуты. В уставе компании даже написано, что в первую неделю вы должны покидать офис ровно в пять часов. Типа: «не перерабатывайте, наслаждайтесь жизнью, смотрите город».

Ещё здесь медленнее процессы. В СНГ разработка быстрая, возможно, даже с какими-то промахами, которые проще починить потом, но выкатить готовый продукт как можно раньше. Здесь всё дополнительно планируется, планируется и планируется. Это чутка раздражает, потому что я могу выступить с идеей, которая имеет смысл и подходит к конкретному моменту, а мы её внедрим через полтора года.

Вся коммуникация на английском языке, и это может стать проблемой в первые две-три-четыре недели, потому что ты адаптируешься к британской речи.

Основное различие здесь идёт на этапе поиска работы. Плюс сам процесс найма здесь очень медленный и если, как рекомендуют некоторые рекрутеры, подавать только в одну компанию за раз, то можно искать работу десять лет. Потому что компания может ответить через полтора месяца. У них тут такой процесс — они не спешат. Они ответили, через три недели назначили интервью, вы не прошли, через две недели они ответили отказом — проще подавать веером. И быстрее.

— Что вам помогло или помогает приспособиться к жизни в Великобритании? И насколько там комфортно человеку из СНГ?

Сложно сказать, потому что сейчас из-за коронавируса здесь закрыто всё. И особо Британию не ощутишь. Только сидишь дома и просишь на английском налить тебе кофейка в кофейне навынос.

Но здесь есть вещи, которые могут вымораживать. Например, качество сервиса здесь отвратное. Если вы куда-то идёте по делам, вам придётся прийти туда ещё раз. Допустим, вы хотите открыть евровый счёт. Вы приходите в банк и говорите: «Я хочу открыть евровый счёт». Они что-то записывают, говорят: «Хорошо, мы открыли. Вам придёт бумага через три дня». Через десять дней ничего не приходит, ты идёшь в банк, а там говорят: «Ой, мы ошиблись. Теперь мы откроем вам евровый счёт». И в этот раз они действительно его открывают.

И так придётся делать практически везде. В любую службу придётся ходить дважды. И это раздражает. Качество сервиса, качество поддержки здесь просто мерзейшее. Поддержка интернет-пройвадера сделана так, чтобы ты до неё не дозвонился. Именно сделана так, чтобы ты не дождался разговора с оператором всеми средствами: тебя будут перенаправлять, тебе будут обрывать линию — ты не дождёшься оператора. То есть просидеть надо будет примерно часа четыре на телефоне, чтобы дойти до него.

Плюс здесь есть такая вещь, как контракты: контракт на телефон, контракт на газ и воду, контракт на аренду. Ты не можешь его разорвать, чтобы бы не случилось. Если захочешь, придётся выплатить стоимость за все последующие месяцы или более мягкий exit fee — штраф за разрыв контракта. И это проблема. Можно не платить, но тогда испортят кредитную историю. И ты уже никогда не поднимешь её со дна: тебе не дадут ипотеку, никаких кредитов на машину и так далее.

Теперь поговорим о хорошем. Здесь хорошо развита банковская система. Здесь есть ипотека с формальными процентами — то есть 2%. В Минске кредитование на жилье — это 20%+. Кредиты и лизинги на машину такие же — примерно 2–3%. Ты можешь взять машину в салоне в финансовый лизинг ­и поменять через три года, потому что тебе надоело кататься на этой — дайте другую. В этом плане здесь очень клёво.

И здесь есть прекрасная культура пабов и пива. Проблема в том, что закрыто всё. Пабы, которые составляют 70% впечатления от Британии закрыты. Я в них, к счастью, успел побывать, потому что приехал в сентябре 2019 года. Там атмосфера великолепная. Древние столы — некоторым пабам по 500 лет — всё пропитано разлившимся пивом, и само пиво великолепно. Там работают чудесные, душевные люди… И, к сожалению, всё закрыто. И многие из пабов закрылись пожизненно. Когда всё откроется, вновь будет культура пабов, посиделок и «постоялок».

Следите за новыми постами
Следите за новыми постами по любимым темам
4К открытий4К показов