Обложка: Как детей обучают работе с Python

Как детей обучают работе с Python

Сергей Бурдин

Сергей Бурдин

эксперт школ программирования и цифрового творчества Championika Digital

Сегодня мы живем в мире, где дети могут научиться программированию в самом раннем возрасте. Кодинг пригодится им на протяжении всей жизни: в детстве он развивает логическое мышление, а с возрастом – помогает стать востребованным соискателем на рынке труда. Главное в этой истории то, что при всех плюсах обучения программированию, оно также вызывает у детей настоящий интерес. Способствуют этому самые разнообразные направления курсов и вовлекающие современные форматы учебы.

Чаще всего юные программисты говорят с компьютерами на языке Python, одним из трех наиболее распространенных профессиональных языков программирования наряду с Java и семейством С. В школах Championika Digital мы выбрали именно Python для курса по программированию, благодаря тому что он отлично подходит для знакомства с IT – сам язык достаточно молодой, а значит динамичный и адаптивный. Python прогрессивный, и не требует знания сложных структур данных или принципов объектно-ориентированного программирования, то есть структуры программы в виде объектов и классов. Если проводить аналогию, можно сравнить его с автомобилем с автоматической коробкой передач. В то время как Java – машина на ручной коробке. Java требует написание более длинных строчек кода, а в Python используется минимальная длина кода. Кроме того, на Python регулярно выпускаются новые инструменты для работы в различных сферах: от мобильных разработок до игровой индустрии.

Изучение языка можно начать уже с 14 лет, когда дети уже способны воспринимать информацию более системно, проводить аналогии, знают английский язык на достаточном уровне. Принцип занятий кодингом такой же, как и в остальных науках. В этом возрасте можно добиться хорошего уровня владения языком программирования, но это зависит от предрасположенности ребенка, профессионализма педагога и атмосферы обучения.

Здесь важно не давать сухую теорию, а затем скучную практику. Чтобы сделать обучение интересным и насыщенным, мы используем множество практических заданий и геймификацию, добавляем игровые элементы, такие как аналогия. Например, буквально через 15 минут после начала занятия мы уже прописываем простейшие программы. Это позволяет показывать детям, что теория актуальна. В начале обучения мы программируем примитивные циклы, а уже на 2-3 блоках разрабатываем более сложные игры. Конечно, важно, чтобы практика была не эфемерной, а приближенной к реальной жизни. Чаще всего мы даем детям задачи с определенной историей. Так ученики не просто вычисляют, а, например, помогают мальчику Васе посчитать выручку или написать программу для камеры, которая стоит на дорогах и регистрирует скорость автомобилей.

Еще одним инструментом, который отлично показал себя на практике, стала командная работа. У разработчиков принято разделять свои обязанности: одни пишут алгоритмы, другие их тестируют, а третьи пишут пользовательские интерфейсы, чтобы люди, не умеющие программировать, могли ими пользоваться. На некоторых занятиях ребята делятся на команды, распределяют роли (кто-то отвечает за дизайн, кто-то – за интерфейс, а кто-то – за внутреннюю программную часть), как в реальных IT компаниях, и разрабатывают продукт в течение занятия.

Главная сложность, возникающая при изучении языка Python, заключается в том, что детям бывает непросто понять, как программа взаимодействует с оперативной памятью, как создаются переменные, списки и другие объекты. Также трудно детям дается объектно-ориентированных подход. Но здесь также хорошо помогают аналогии, например, в мире есть категория предметов – автомобили, а машина – объект в этой категории автомобилей.

На выходе чаще всего получается игровой продукт. Например, аналоги популярных игр, викторины и др. Есть также варианты прикладного характера: помощник с расписанием уроков, программа учета и прочее.