Игра Яндекс Практикума
Игра Яндекс Практикума
Игра Яндекс Практикума

Как написать чистый код и сделать жизнь проще

Рассказали, что такое чистый код и зачем он нужен и опишем принципы его создания. Советы основаны на книгах по теме и личной практике.

9К открытий13К показов

В университетах, как правило, рассказывают базовые понятия: алгоритмы и структуры данных, вычислительную математику. Но не про то, как красиво спроектировать приложение и сделать код удобочитаемым и пригодным для доработок. В итоге на практике мы часто получаем бессистемный подход и нечто, что трудно читать, сложно и страшно рефакторить. Потому что явно что-то где-то да упадёт.

Как написать чистый код и сделать жизнь проще 1

Чтобы не допускать такого, мы запускаем серию статей про код, где подробно расскажем, как писать красиво и чисто и получать на выходе поддерживаемый код. В первой части расскажем, что такое чистый код и зачем он нужен и опишем принципы его создания. А дальше на конкретных примерах разберём, как делать надо и не надо.

  1. Да кому вообще нужен этот чистый код?
  2. Как написать чистый код?
  3. Подробное руководство
  4. Как править НЕ чистый код?

Да кому вообще нужен этот чистый код?

Читаемый, легко тестируемый, легко компонуемый код, который решает бизнес-задачу и сам является документацией, сокращает ТТM (time to market). За счёт времени, которое разработчик тратит на изучение приложения, внесение изменений в код, добавление новых фич и прочее.

И если приложение плохо спроектировано, код спутан — продуктивность команды, которой приходится разбираться с этим примерно 70% рабочего времени, падает. Это факт. И я с ним сталкивался.

Так что, по сути, он нужен всем, кто работает в IT.

Разработчикам

В первую очередь для того, чтобы быстро анализировать и дорабатывать уже готовый код — в том числе собственный, написанный два месяца назад и благополучно за это время забытый. Так, сокращаем TTM.

К тому же, если мы плохо проектируем, плохо пишем, плохо автоматизируем, плохо доставляем, структура начинает тормозить, возникают ошибки. И приходят бизнес, лиды, тестировщики с претензиями, баг-репортами и доработками.

Чистый и юзабельный код не ценность — а обязанность. И чем он однообразнее, скучнее и проще тем проще нам автоматизировать процессы.

Лидам

Лиды, как и разработчики, отвечают за качество готового продукта. И им чистый код помогает быстрее проводить ревью, переключаться между задачами и следить за соблюдением соглашений.

Бегите из команды, если ваш техлид говорит: «Чистый код — это миф. А те, кто пишут про него книги, статьи и доклады, не работают, а выдумывают теорию, которая на практике неприменима».

Бизнесу

Бизнесу доклады про эстетику и красоту кода неинтересны. Бизнесу важна скорость появления фичей и отсутствие багов.

Так что чем быстрее работает команда, чем больше качественных продуктов и доработок она выпускает, тем больше бизнес может заработать.

Хорошо, и как тогда написать чистый код?

Сперва почитать хорошие книги

Да, лень — но надо. Всё хорошее и «правильное» уже придумано, и чтобы писать код грамотно, необязательно 5 лет изобретать велосипеды, как это делал я.

Рекомендую читать Роберта Мартина, Владимира Хорикова, Джошуа Блоха, Скота Влашина, Стива Макконнелла и стремиться к профессиональной простоте кодирования. Важно: старайтесь читать книги в оригинале.

Clean Code: A Handbook of Agile Software Craftsmanship

Clean Code: A Handbook of Agile Software Craftsmanship

 

 

Code Complete

Code Complete

 

 

Effective Java (2nd Edition)

Effective Java (2nd Edition)

 

Принципы юнит-тестирования

Принципы юнит-тестирования

Важно понимать, что некоторые топики, которые тот же Мартин отстаивал в 2008, уже не актуальны. Советую отсеивать их и просто забирать полезное.

Обратить внимание на принципы Unix

  • Write programs that do one thing and do it well — Каждая программа, класс, функция выполняет одну задачу — и выполняет хорошо.
  • Write programs to work together — Программы работают совместно, и мы можем выстроить пайплайн. Компоненты на разных уровнях работают вместе и взаимодействуют посредством классов.
  • Write programs to handle text streams, because that is a universal interface — Программы взаимодействуют, используя универсальный текстовый интерфейс, а классы — код. Тип — универсальный интерфейс взаимодействия функций и классов.

Эти принципы помогают мне осознавать архитектуру в срезе сложного приложения, и проектировать программы/классы/функции.

Unix-философия хорошо подходит для проектирования микросервисов (программ). Поэтому я рекомендую исследовать мир Unix и использовать Linux разработчикам.

Внимательно прочитать руководство ниже

Здесь я привёл основные рекомендации по написанию чистого кода, основанные на многих годах практики и книгах «Чистый код» и «Чистая архитектура: Руководство ремесленника по структуре и проектированию программного обеспечения».

Как написать чистый код и сделать жизнь проще 2

Всегда улучшайте код, с которым работаете

Мартин использует «Правило бойскаута» и призывает улучшать кодовую базу постоянно (так же, как бойскауты оставляют кемпинг в лучшем состоянии, чем он был до визита). Это очень важная жизненная идея.

Поддерживайте свой код в хорошем состоянии. Исправляйте ошибки как можно раньше, удаляйте неиспользуемый код и обновляйте его, чтобы он соответствовал новым требованиям.

И если нашли «сомнительную, странную дичь» в старом коде — соберите команду, обсудите то, что обнаружили. Вероятно, это «нечто» именно то, что стоит улучшить — или вовсе избавиться.

Think twice, code once

Прежде чем приступить к разработке, доработке, рефакторингу, разберитесь в том, как функция/система работает по данному потоку. Станьте экспертом в предметной области.

Используйте функциональную парадигму

Она загоняет нас в рамки чистого кода и способствует следовать лучшим практикам. Кроме того, чистое ООП в программах не нужно. Серьёзно, нет.

Это тема для отдельной статьи, но тут поделюсь фактом: в нескольких больших банках функциональная парадигма — стандарт де-факто при написании микросервисов. И советую почитать, что Роберт Мартин пишет в блогеAnd the future is looking very functional to me.

Делите код на слои

Каждый слой должен выполнять определённую функцию и быть независимым от других слоёв.

  • Разделяйте логику и представление, чтобы упростить тестирование и обеспечить независимость компонентов.
  • Используйте Вертикальное разделение. «Переменные, функции должны быть определены близко к тому месту, где они используются» (G10 Vertical Separation Clean Code, page 292).
  • Опирайтесь на луковичную архитектуру, где внутренний слой ничего не знает о внешнем — это помогает визуализировать и проектировать структуру приложения.
Как написать чистый код и сделать жизнь проще 3

Пара материалов по теме:

Соблюдайте принципы SOLID для проектирования сервисов, классов и функций

Нам особенно важен «Принцип единственной ответственности (Single Responsibility Principle)» для классов и функций, сервисов:

«Каждый класс или функция должны выполнять только одну задачу».

То есть пишите функции, которые делают только одну вещь — и делают её хорошо. Есть несколько способов убедиться, что выполнили это правило:

  • функция выполняет только те действия, которые находятся на одном уровне с объявленным именем, выполняет задачу как бы замкнуто в своём теле; и если какие-то запросы пролетают наружу, как это бывает в функциях сервисов приложений, то через шлюзы;
  • функция выполняет действия, которые находятся на одном уровне абстракции;
  • из одной функции не получается выделить другие;
  • функцию не получается разделить на секции.

Избегайте наследования

Сложные иерархии наследования приводят к путанице и проблемам отладки. Постарайтесь ограничить сложность класса, сохраняя связанную функциональность вместе, а не распределяя её по нескольким уровням абстракции.

Предпочитайте полиморфизм операторам If/Else

Приложение будет более гибким, если мы вынесем поведение в классы, убрав тем самым бизнес логику принятия решений, ветвлений в родственные доменные классы.

DRY

Код должен быть повторно использован только тогда, когда имеет ту же ответственность.

Если вы используете один и тот же код несколько раз, выносите его в отдельную функцию (класс, компонент, сервис) чтобы избежать дублирования и упростить поддержку.

Не увлекайтесь DRY при написании тестов. Универсальность в них часто уменьшает читабельность, а значит, ясность. Помните, тест — это документация.

Классы не должны знать о внутренней реализации других классов

Не думайте о внутренней работе юнита (класса, функции) — лучше смотреть на него, как на чёрный ящик. Это поможет при проектировании и писании прекрасно тестируемого кода.

G22: Make Logical Dependencies Physical

Если один модуль зависит от другого, эта зависимость должна быть физической, а не только логической. Также зависимость должна быть очевидной

Используйте понятные и описательные имена

Для всего: переменных, функций, классов и других элементов кода. Избегайте сокращений и аббревиатур.

Форматируйте код

Казалось бы, очевидное правило. Но как показывает практика — нет. Поэтому:

  • открыли класс в Idea, нажали Ctrl + Alt + L, продолжаем работу;
  • одной пустой строки в отступах между блоками в коде достаточно.
Современные IDE умеют форматировать перед коммитом или при сохранении файла. Но лучше один раз вручную установить стандарт — и потом придерживаться его средствами автоматизации.

Опирайтесь на 3 закона TDD

  • You may not write production code until you have written a failing unit test — Мы не выпускаем в прод код, который не покрыт тестами.
  • You may not write more of a unit test than is sufficient to fail, and not compiling is failing — Покрываем тестами код в достаточном количестве, чтобы убедиться, что данный слой (класс, функция) работает верно. Не дублируйте тест кейсы на разных уровнях. Если все сделали правильно: покрыли юнит-тестами бизнес-логику, не нужно дублировать проверку всех бизнес-кейсов интеграционными тестами.
  • You may not write more production code than is sufficient to pass the currently failing test — Написал код — написал тесты. Или в обратном порядке.
Эти законы можно интерпретировать и использовать и тем, кто не придерживается каноничного TDD.

Не используйте исключения для обработки ошибок

Мартин рекомендовал в своё время использовать исключения. А я — нет. Исключения для нас — только сигналы багов. А для обработки ошибок мы используем R.O.P.

Комментарий — признак плохого кода

Пишите комментарии внутри кода только тогда, когда они объясняют, не что код делает, а почему он написан таким образом.

Общее правило для большинства случаев: если вам приходится добавлять комментарии — перепишите код.

Задавайте границы для внешних библиотек и систем

Оборачивайте внешние библиотеки или API в API который подходит вашему дизайну — это даст запас прочности.

Применяйте Anti-corruption Layer pattern в дизайне кода. И используйте юнит-тесты.

Живите в парадигме Null Safety

Не передавайте null

Не возвращайте null

Не используйте null

Размер функции или метода — максимум пять строк

Об этом пишет Кристиан Клаусен в книге «Пять строк кода» которую Роберт Мартин рекомендует.

Сам Мартин указывает, что размер функции не должен превышать 20 строк по 150 символов каждый, но чем меньше — тем лучше.

Идеальное количество входных параметров для функции — один

Параметры усложняют функцию и запутывают её восприятие. Особенно это касается выходных — потому что мало кто ожидает, что функция в аргументах будет возвращать значения. Поэтому:

  • функция не преобразует входной аргумент;если вы видите такую функцию или написали её только что, исправьте — результат изменения нужно передавать в возвращаемом значении — и точка;
  • некоторые аргументы стоит упаковать в отдельном классе — так советует старина Блох, отец Макконэл, советую я.

Отделите бизнес-логику предметной области от логики приложения

Например, бизнес-правила, консистентное состояние объектов в системе, проверки ограничений (валидация), расчёты, используемые в решении, не следует путать с техническими деталями, такими как схема базы данных, интеграции с внешними системами, сервисами уровня приложений и уровнем DTO.

Наконец, помните, что написание чистого кода — это ремесло и где-то даже искусство, которое требует практики и терпения. Не бойтесь переписывать код, если это поможет улучшить его качество и поддерживаемость. А если ищете элегантное простое решение, смотрите кукбук.

А если мне попал в руки НЕ чистый код?

Тогда начинаем рефакторинг. Я использую такой алгоритм:

  • Просматриваем приложение сверху вниз, оцениваем насколько оно хорошо спроектировано и как описаны классы.
  • Узнаем у автора этого непотребства, что делает сервис.
  • Открываем Readme и в функциональном стиле описываем назначение сервиса. Нам пригодятся Markdown Best practices. Лучше визуализировать процесс (например, с помощью https://excalidraw.com/) это поможет представить правильную картину и структуру классов.
  • Продумываем, как будем всё это тестировать. Если всё выглядит совсем монструозно, я предлагаю воспользоваться дорогими, но покрывающими максимум кода интеграционными тестами. Раз уж это творение орков работает, зафиксируем состояние и покроем крайние точки тестами. Проверенная тактика.
  • Во время рефакторинга сразу покрываем код юнит-тестами.

На выходе получим простой элегантный дизайн в функциональной парадигме, которая способствует следованию хорошим принципам дизайна и рекомендациям Мартина в частности.

А что дальше?

В первой части я описал смысл и принципы чистого кода. В следующей мы проанализируем приложение на предмет чистоты кода. Я пройдусь по каждому классу и опишу недостатки. И расскажу, как это исправлять.

Следите за новыми постами
Следите за новыми постами по любимым темам
9К открытий13К показов