Как написать статью, которая пройдёт модерацию и понравится сообществу*

*но это не точно.

Мы только запустили пользовательские публикации, поэтому не даём вам сразу публиковать посты на сайт. Это защита от волшебного неизведанного. Мы оставляем за собой право скорректировать орфографические и пунктуационные ошибки, типографику и заголовок при публикации. Если что-то не понравилось или есть вопросы, обращайтесь на authors@tproger.ru.

О чём писать

Так как мы IT-издание, писать можно обо всём, что связано с технологиями, программированием и людьми, которые работают в этой сфере.

Читателям интересны и так называемые hard skills — например, как выучить технологию или язык, так и soft skills — как не уставать на работе, как лучше общаться с начальником, как из программиста вырасти в руководителя. Посты про досуг айтишника тоже подойдут: научпоп, игровая индустрия, кино, всевозможные хобби. Можно вспомнить прошлое, рассказав про PDP–11, или провести аналитику трендов, чтобы показать, что нас ждёт через двадцать лет. Главное — писать искренне и для сообщества таких же сумасшедших, как мы с вами.

Кто вас прочитает

IT-шники. Можно делать посты для любого профессионального уровня. Материалы для новичков, скорее всего, получат больше просмотров и реакций: начинающих в принципе гораздо больше, чем сеньоров. Если писать для среднего и продвинутого уровней, можно собрать аудиторию под ваш интерес, с более глубокими вопросами в обсуждениях.

Не IT-шники. Да-да, они нас тоже читают. Как те, кто только планирует стать разработчиком, так и те, кто взаимодействует с программистами (управленцы, заказчики, HR). Также много людей, которые не занимаются программированием и не планируют этого делать, но хотят самостоятельно сделать какую-то программистскую штуку — например, создать простой лендинг, обработать изображение и так далее.

Можно написать в таком формате

Новости. Что-то произошло в мире IT, и вы не можете об этом молчать. Если вы готовы рассказать про новость подробно, проанализировать несколько источников и/или дать свой экспертный комментарий — делитесь.

Кейсы. У вас была проблема и вы её решили. Расскажите об этом. Примеры тем: «Как я научился управлять своими задачами», «Как мы развернули сервис мирового масштаба, имея лишь одного программиста».

Мнения. В таких статьях автор высказывает своё мнение по поводу сложившейся практики. Мнение может быть и положительным, но зачастую оно отрицательное. Пример темы — «Писать на Electron.js плохо, и вот почему».

Инструкции, гайды, руководства. Материалы этого типа похожи на кейсы, но носят более общий характер и рассказывают об устоявшихся практиках решения проблем. Пример — «Инструкция по развёрытванию Node.js приложения на серверах AWS».

Подборки (дайджесты). Здесь всё просто: вы делаете подборку чего-либо на IT или около-IT тему. Примеры: «Список инструментов для веб-разработки», «Подборка бесплатных онлайн-IDE». Крайне желательно, чтобы автор опробовал инструменты и сервисы, которые описывает в подборке, а не просто дал описание с официальных сайтов.

Планы обучения. В таком материале вы помогаете читателю освоить навык. В статье нужно предложить алгоритм прокачки и оставить ссылки на ресурсы для обучения. Пример — «План обучения языку JavaScript для начинающих».

Переводы. Можете переводить на русский язык любую статью по теме издания. Убедитесь, что переводите из качественного источника, а также в том, что статья ещё не переведена на русский.

Подробнее о структурах статей можно почитать в материале Нади Поминовой.

Вы можете написать и другие посты — объяснить любимый айтишный мем в стиле «мемепедии», рассказать историю разработки своего проекта и поделиться ссылкой на него, сделать тезисную расшифровку видео, и так далее.

Перед тем, как начать писать

  • Ознакомьтесь с редакционной политикой. В ней описано, материалы какого содержания точно не пройдут модерацию. Например, мы принимаем только уникальные статьи — то есть те, которые не были ранее опубликованы на других платформах.
  • Задумайтесь, какую мысль вы хотите донести до читателя и чем она ему может быть полезна. Не ставьте себе цель написать много. Главная цель — донести мысль. Всё остальное — вода.
  • Воспользуйтесь поиском на сайте, чтобы посмотреть, какие материалы на схожую тематику уже публиковались. Проанализируйте комментарии, чтобы учесть их при написании своей статьи.

Как писать

Фактчекинг

  • Помните, что вы подписываете пост своим именем, поэтому важно, чтобы он содержал правдивую проверенную информацию. Если она не проверена, так и пишите: «по слухам», «есть такое мнение» и так далее.
  • Давайте ссылки на источники («где пруфы?!»)
  • Если ваш пост содержит код, математические расчёты, формулы и тому подобное, убедитесь в технической корректности: код работает, соблюдены отступы, расчёты проверены…

Стилистика

  • Избегайте как очень коротких, так и сложноподчинённых длинных предложений.
  • Не используйте сорные слова и выражения (типа, как бы, в общем-то, собственно говоря и похожие). Эти слова не несут смысловой нагрузки и их лучше исключить.
  • Избегайте канцеляризмов в тексте.
  • Допускается использование профессионального сленга, но слишком насыщать им текст не стоит. Это же относится и к англицизмам. Например, вместо «задеплоил в продакшен», лучше написать «развернул на рабочем окружении».

Новые статьи добавляются на сайт через визуальный редактор. Вот подробная инструкция, как с ним работать. В ней также описано, как редакторы сайта помогают авторам делать тексты лучше.

Проверяйте орфографию и пунктуацию. Кроме встроенных в популярные MS Word и Google Docs средств проверки, есть масса онлайн сервисов. Воспользуйтесь ими, и вашу публикацию будет приятнее читать.