Обложка: Как с помощью ментора решить проблемы в IT-компании 

Как с помощью ментора решить проблемы в IT-компании 

Роман Ивлиев
Роман Ивлиев

Ментор Solvery

К сожалению, о сложностях в компаниях предпочитают не говорить. В большинстве случаев с проблемами борются самостоятельно — в основном, за счёт внутренних ресурсов. И лишь иногда привлекают профессионалов и внешних консультантов. Поговорим о том, с какими проблемами сталкиваются компании, как их решают и с чьей помощью.

Вначале хочу объяснить, кто такой, по моему мнению, ментор. Это человек, который, как правило, уже добился того, к чему вы стремитесь. Он помогает вам не наступать на старые грабли, делится опытом, возможно, связями — в отличие от консультанта или бизнес-коуча.

В IT менторы — чаще всего действующие профессионалы отрасли: старшие инженеры, ведущие архитекторы, руководители подразделений, технические директора итак далее.

Немного о проблемах

Процессы

Современный бизнес — сложная конструкция, и грамотно выстроить процесс — быстро и без чрезмерных затрат — получается не всегда. С одной стороны — слабая доменная и кросс-доменная экспертиза авторов процесса. С другой — изобилие процессных методологий, адепты которых наперебой спорят о том, какая лучше.

Как результат компании часто порождают процессных монстров: неудобных, с огромными накладными расходами, избыточными элементами, сложным инструментарием. И, что самое главное — не решающих ту задачу, ради которой их создавали и внедряли.

Иногда проявляется ещё одно осложнение в виде процессного диктата (то есть обязательного строгого следования процессу) даже там, где наносит вред. Компании становятся рабами неудачно выстроенных процессов и несут убытки. Но при этом находятся в состоянии, которое я называю «ложное ощущение контроля и стабильности».

Работа с персоналом

Я долго думал, что бы такое написать в этот пункт, чтобы не выглядеть Капитаном Очевидностью. Кадры решают всё. А вот подходы к работе с ними не всегда приносят результаты, за которые не стыдно. Особенно когда речь идёт о росте или серьёзных реформах в компании.

Коммуникации

Выполнять задачи без хорошо налаженных коммуникаций непросто. Практически во всех компаниях, где мне довелось поработать за 20 лет были выстроены схемы общения, правила переписок, способы проведения собраний и тому подобное. Всё для того, чтобы снижать потери на коммуникациях.

С нуля не заработала ни одна из схем. Правила непрерывно менялись, следуя за изменениями в бизнесе и команде. Из-за этого появлялось все больше шансов понести убытки — и этими шансами регулярно пользовались.

Технологические задачи

Большинство компаний с историей сталкиваются с устареванием ПО и проблемой его замены на что-то более новое, мощное, более функциональное и удобное в использовании. Можно найти сотни статей, в которых компании рассказывают, что ПО не подошло или перестало справляться с возложенными на него задачами и его заменили на другое.

Например, наверняка многие из вас сталкивались или хотя бы слышали про задачу «распилить монолит на микросервисы». С одной стороны, все примерно представляют, как это сделать. С другой, истории известно мало случаев удачного решения этой задачи с первого раза и с небольшими затратами.

Почему не получается решить проблемы без ментора?

Часто компании и команды стремятся решить задачи самостоятельно — пусть не всегда быстро и качественно. Это позволяет накапливать экспертизу, более тонко настраивать внутренние процессы и точнее подбирать людей. К сожалению, в ряде случаев сделать это сложно. Почему?

Нехватка экспертизы внутри

Речь здесь идёт о дополнительных знаниях и умениях, которые позволяют сохранять должный уровень качества даже в условиях динамичной внешней и внутренней конъюнктуры. В IT, кажется, близко подобрались к решению этой проблемы. Здесь давно принято интересоваться друг у друга, как решать вызовы бизнеса. Отсюда высокий интерес к отраслевым конференциям, различным митапам и менторству.

Сложный рынок персонала

Многие компании были вынуждены закрываться или сокращать бизнес. На рынок вышло много специалистов, но их тут же подобрали компании, которые успели адаптироваться к новым реалиям или нашли дополнительные ресурсы на поддержку растущего рынка (в первую очередь, речь идёт о зарплатных ожиданиях и рабочих местах).

Поиск решения

Рынок стал предлагать услуги консультантов, тренеров и менторов. Есть самостоятельные эксперты, есть специализированные компании, которые закрывают определённые ниши, есть компании, которые предлагают комплексные решения задач клиента.

Чаще всего за помощью к внешним специалистам обращаются с одной из целей:

  • компенсировать нехватку экспертизы внутри команды;
  • подстраховаться при принятии сложных управленческих решений, для валидации бизнес-планов, аудита процессов и так далее;
  • решить задачи быстрее или найти неочевидные решения;
  • найти аналогии в других отраслях и бизнес-доменах.

Как выбрать ментора и не ошибиться?

В большинстве случаев пользуются личными контактами или рекомендациями. Но так все риски ложатся на вас.

К тому же  редко проблема, которую хочется решить, корневая. Чаще она — лишь одна из вороха тех, которые не видно с первого взгляда. В такой ситуации лучше выбрать компанию, которая предоставляет комплексный подход. Специалисты проведут первичный аудит и выявят перечень проблем. А также покажут, как сконцентрироваться на самых важных из них и помогут подобрать эксперта.

Ещё они могут сформировать план действий с привлечением нескольких специалистов, например, специалиста в области организации процессов и специалиста по технологии (СУБД, язык программирования, специализированный софт и так далее). Также в процессе аудита можно испытать эксперта, запросить рекомендации клиентов и навести справки.

А почему бы не нанять ментора в штат и полностью поручить ему решение проблем?

Во-первых, далеко не всегда очевидно, что вам нужен именно этот специалист. В качестве примера приведу историю одного из моих клиентов. Компания обратилась за помощью в ускорении блока IT. Мы встретились, обсудили ситуацию, я провёл аудит. Оказалось, что блок IT — не ключевая проблема. А СЕО уже был готов на самые решительные меры — вплоть до замены большей части IT-команды.

Во-вторых, далеко не всегда специалист нужен вам на долгое время. Часто требуется решить одну-две задачи, сдвинуть что-то с мёртвой точки, обучить людей, дать несколько дельных советов. А дальше команда продолжит развиваться сама. Но если по результатам работы будет понятно, что команде требуется постоянное присутствие внешнего специалиста, можно задуматься о найме.

В-третьих важна стоимость услуг. На каких-то этапах частичная занятость будет оправдана. В ряде случаев можно договориться о встречах «по запросу». Допустим, вы планируете большое изменение, но считаете, что справитесь сами. Тогда можно договориться о том, что ваш контакт с ментором будет носить эпизодический и нерегулярный характер.

При этом многие консультанты и менторы, с которыми мне приходилось общаться, соглашаются на срочные договоры при полной занятости. То есть вы можете получить услуги специалиста, например, на квартал, оценить его работу, влияние на коллектив и принять решение о дальнейшей модели сотрудничества.

Типовые ошибки при работе с ментором

Пожалуй, одна из самых распространённых ошибок — ожидание мгновенного результата. Да, порой достаточно пары часов, чтобы обсудить проблему, выработать решение, применить его и сразу получить результат. Но чаще сдвиги появляются после кропотливой работы с обеих сторон. При этом ментор ведёт своего подопечного, помогает советом и корректирует действия, работая как наставник.

Вторая ошибка — пропуск фазы анализа или аудита. Если его уже провели, можно аппелировать к нему и пригласить ментора для решения конкретных проблем. Но с моей точки зрения, лучше попросить ментора ещё раз проанализировать ситуацию. Это принесёт пользу и вам — можно посмотреть на ситуацию под другим углом.

Ещё одна типовая ошибка — нанимать ментора для помощи новичкам. Это может привести к тому, что они не научатся думать и принимать решения самостоятельно. потому что ментор передаст методы и технологии, а сотрудник будет слепо копировать за ним.

Заключение

В заключение расскажу про забавный феномен, с которым мне приходилось сталкиваться несколько раз. Это игнорирование советов и рекомендаций. Вы обратились за помощью, но тратите общее время и свои ресурсы. И в итоге принимаете решение без мнения и советов ментора.

Если вы по каким-то причинам не считаете нужным следовать рекомендациям, то обсудите это с ментором, чтобы он:

  1. понял ограничения системы, если именно они стали причиной отказа;
  2. помог вам ещё раз разобраться в ситуации и, возможно, убедить в своей правоте;
  3. принять вашу позицию, что в целом выглядит очень разумно, если вы оказались правы.