Написать пост

Как создать свой проект и не пролететь. История выпускника МФТИ

Аватарка пользователя Мария Кривоченко

Как создать личный проект с нуля и сделать его успешным? История выпускника МФТИ с опытом запуска проектов.

Я Николай, СТО Авиа Центра, огромного туристического холдинга. Успел поразрабатывать сам, поуправлять командами, запустил два стартапа — один из них по факту стал «спин-оффом». И хочу рассказать, как это удалось (и при чём тут домашки, факапы и пары по философии).

Понял, что пора запускать свой проект

Всю карьеру я строил в ИТ. Был инженером на аутсорсе, работал в стартапах, в больших корпорациях. С годами превратился из разработчика в менеджера: управлял командами, продвигал продукты…

Так, постепенно добрался до мысли: «Надо придумать что-то своё». Во-первых, потому что пришла пора творить и расти дальше. Во-вторых, потому что классные, уникальные продукты — это всегда козырь, и я хотел помочь нашему СEO и всей бизнес-команде создать такой.

У нас в компании можно запустить внутренний стартап и исполнить опцион в случае успеха. Приходишь к акционерам с идеей, утверждаешь, получаешь деньги на проект.

Но знаний о том, как сделать быстро, круто и действительно полезно, не хватало. Можно было бы получить их сразу на практике, но это долго, дорого, сложно — и не факт, что выйдет. Так что я решил пойти на учёбу.

Нашёл магистратуру

Если честно, в 30 лет учиться уже не особо хочется. Я смотрел разные курсы, и ни один не вдохновлял. По крайней мере настолько, чтобы тратить на него время по выходным.

Но в процессе увидел онлайн-магистратуру «Технологическое предпринимательство» от МФТИ — она оказалась хороша.

  • Объясняла, как из хорошего айтишника превратиться в предпринимателя за понятный срок.
  • Делала упор на практику — около тысячи часов работы над конкретным проектом.
  • Проходила онлайн. А это — огромный плюс для человека, который работает в офисе и не готов постоянно ездить в учебный корпус.
  • Обещала хорошую тусовку (как и всякий хороший вуз).
  • Предлагала системное образование и диплом государственного образца. Да, были и пары, и сессии, и лекции по философии. Но на то ТехПред и магистратура.
  • А ещё с недавнего времени программа находится под эгидой Сколково, и это огромный плюс.

Поступил и начал делать проект

В программу входили онлайн-лекции, домашки, вебинары, на которых разбирали проекты. Мы учились:

  • выявлять потребности клиентов и искать «тот самый» продукт;
  • работать с интеллектуальной собственностью: патентами, авторскими правами и прочим;
  • строить финансовые модели;
  • управлять проектами и ресурсами;
  • выводить продукты на рынок и продвигать их;
  • привлекать деньги от фондов и венчурных инвесторов.
На каждый шаг в запуске стартапа — один полноценный курс.

Ещё был неплохой, профильный, английский: как общаться с зарубежными партнёрами, как писать сопроводительные письма, на которые точно обратят внимание и так далее.

У меня всё уходило примерно 10 часов в неделю. У кого-то доходило до 25, а кто-то тратил и по два (хотя зачем тогда вообще было идти в магистратуру — загадка).

Самым трудным оказался первый семестр. Надо было снова привыкать к учёбе — и к тому, что вечером надо делать домашку, а в воскресенье не спать весь день, а на вебинар. Но со временем я привык. К тому же «случился» 2020 год, я всё время проводил дома — и смог найти больше времени на ТехПред.

Также пришлось искать новую идею для стартапа. Изначально я планировал сделать платформу для встраиваемых систем, но для её развития не хватило бы знаний: рынка, целевой аудитории, бизнес-модели. Зато я знал, что такое трэвел: как устроена индустрия, кто в ней работает, чего эти люди хотят, за что готовы платить. Поэтому начал делать SaaS-платформу для деловых поездок.

Ииии… проект не взлетел

Я занимался этой платформой всю магистратуру. На бумаге метрики выглядели многообещающе, на защите мне поставили пять, акционеры внутри компании оценили проект и дали на него ресурсы. Всё начиналось прекрасно.

Но рынок оказался гораздо меньше, чем я думал: людей мало, привлекать их дорого и долго. В итоге я тратил миллион рублей в месяц, а зарабатывал — 350 тысяч. К концу первого года бюджет кончился.

Пришлось превратить проект в консалтинг: мы с командой создали похожий продукт для одной большой российской компании.

Менторы, которые вместе с преподавателями помогали нам запускать проекты, предупреждали о возможных рисках. Но на то стартапы и стартапы. Нужно:

  • найти ценность — что-то, что окажется очень важным для клиента;
  • убедиться, что продукт захотят купить;
  • быстро сделать MVP;
  • быстро привлечь первых покупателей — чтобы инвесторы вдохновились и дали денег на развитие;
  • понять, сколько будет стоить привлечение клиентов и сколько получится на них заработать;
  • и только в конце выходить на рынок и «расталкивать» конкурентов.

Последние два пункта мне не удались, поэтому идея потерпела фиаско.

Менторы — это бизнесмены. Они хорошо знают, как работают инновации, как превратить технологию в успешный продукт, знакомы с людьми, которые могут, например, стать инвесторами. А ещё смотрят на вас, как на бизнес-партнёра, а не на новичка-студента, который ничего не знает и не умеет.

Но я попробовал снова

Второй проект мы делали на основе полученного опыта на первом проекте. И учли несколько ошибок.

  • В первом случае мы не подтвердили ценность продукта для большого рынка. Во втором — сперва провели проблемные интервью, собрали предзаявки от пользователей — изучили спрос. И только потом взялись за прототип.
  • В первом случае мы попали в нишу больших корпоративных платформ. Компании внедряют их годами, параллельно съедая множество ресурсов. Во втором сделали фокус на максимально лёгкое развёртывание платформы. Из-за этого продукт растёт быстрее: и по выручке, и по пользователям.

Сейчас мы продолжаем работать над вторым проектом — PnrDrive — это productivity tool, которая экономит онлайн трэвел-агентствам две трети времени на поддержку пассажиров.

Начав работу над проектом в феврале, к концу весны мы закончили MVP, а к концу лета уже привлекли первые шесть агентств с более чем сотней рабочих мест. И к концу года, в консервативном сценарии, рассчитываем удвоить это количество.

Казалось бы, не так уж и много, и это значит, что мы уже преодолели пресловутую «долину смерти» стартапов и начинаем уверенный рост.

Получая положительную обратную связь от наших пользователей и дорабатывая продукт, уже начинаем задумываться о выходе на иностранные рынки. Технологии дистрибуции авиабилетов везде примерно одинаковые, и нам не придётся кардинально ничего менять.

Во многом успех второго проекта — заслуга ТехПреда. Да, я не смог запустить стартап с первого раза. Но без магистратуры потратил бы не три года на два проекта, а по пять и на тот, и на тот (и не факт, что получил бы результат лучше). Возможно, запустил бы ту самую платформу для встраиваемых систем — без нужной экспертизы. Наткнулся на всевозможные подводные камни, снова неверно оценил рынок. Но вынес меньше.

К тому же помог нетворк. Я продолжал общаться с людьми, которых встретил в магистратуре. Приходил с идеями, задавал вопросы — всё, как в университете.

Что в итоге?

ТехПред — это полноценное образование. Да, придётся делать домашки, да, придётся слушать онлайн-лекции и сидеть на вебинарах. Но это реально даёт результат. Я понял, что такое технологический стартап и как превратить идею в бизнес, научился привлекать финансы.

Магистратура помогла мне найти хорошую идею для бизнеса, обойти большинство подводных камней (именно большинство — обходить все и всегда вас не научит ни один специалист).

А ещё я понял, что не обязательно быть гениальным технарём, чтобы делать технологические стартапы. Так, с нами учился бывший журналист. За время магистратуры он создал проект — и теперь выпускает искусственные алмазы. Его бизнес-партнёр знал, как устроена технология, а сам Вячеслав, благодаря программе, смог превратить её в инновационное предприятие.

Мне это напоминает историю Джобса и Возняка: один собирает компьютеры, а второй — делает бизнес.

Следите за новыми постами
Следите за новыми постами по любимым темам
2К открытий3К показов