Как и кто учат айтишке в онлайн-школах
Мировой рынок онлайн-образования переживает настоящий бум. Поговорили с преподавателями Hexlet о том, как устроены онлайн-школы и как в них обучают IT-профессиям.
232 открытий4К показов
Редакция Tproger провела небольшое интервью с преподавателями Hexlet — мы решили выяснить, как устроены онлайн-школы, в которых обучают современным профессиям: программированию, Data Science, тестированию и так далее.
Cтатья посвящена преподавателям и авторам курсов — мы хотели узнать, как именно они учат студентов, как к этому пришли и чувствуют ли они, что их вклад важен.
Рынок онлайн-образования в IT
Мировой рынок онлайн-образования стремительно растёт и уже сейчас оценивается в миллиарды долларов. По данным Global Market Insights, к 2025 году этот рынок достигнет $300 миллиардов, и сфера IT-образования играет ключевую роль в его развитии. Онлайн-курсы по программированию, Data Science и кибербезопасности востребованы как никогда.
— Почему вы решили преподавать в онлайн-школе? Расскажите про личные и профессиональные мотивы. Какие достижения и цели для себя наметили?
Мне всегда нравилось работать с джунами, помогать им расти. Когда я сама училась программированию, не было такого разнообразия школ. Обучение строилось по классической модели «учитель-ученики». Не хватало менее формального взаимодействия, когда тебе объясняют простыми словами темы, которые ты не понимаешь. В работе с джунами мне казалось важным закрыть этот пробел, и поэтому наставничество (учитывая, что это не то же самое, что преподавание) было идеальным выбором.
Каких-то целей, а тем более достижений, я не ставила, ведь это не галочка в списке, а постоянный путь.
Эти слова подтверждают важность и доступность онлайн-образования: обучающие платформы предлагают много курсов, которые помогают развиваться в IT независимо от начального уровня подготовки.
Преимущества онлайн-образования в IT
Основное преимущество онлайн-образования — это гибкость. Студенты могут учиться в удобное для них время, самостоятельно выбирая темп обучения. По данным исследования Coursera, более 60% студентов выбирают онлайн-формат именно из-за возможности совмещать обучение с работой или другими обязательствами.
— Были ли у вас личные сомнения по поводу онлайн-образования до того, как начали преподавать? Считаете ли вы, что онлайн-образование лучше традиционного? А, возможно, их стоит совмещать?
Каких-то сомнений по поводу онлайн-образования у меня никогда не было. Гибкость, асинхронность, возможность идти в своём темпе — это большие плюсы онлайна.
Студенты могут эффективно осваивать новые навыки без привязки к строгому расписанию. Онлайн-образование убирает барьеры для тех, кто проживает в удалённых регионах или не может позволить себе дорогостоящее обучение в университетах.
Минусы онлайн-образования
У онлайн-образования, однако, есть не только плюсы. Одна из ключевых сложностей — это необходимость в высокой степени ответственности и самоорганизации, без неё успешно закончить курс не получится. Согласно исследованию LinkedIn Learning, около 30% студентов не заканчивают онлайн-курсы из-за недостатка мотивации.
Важно отметить, что именно такой формат требует от студентов большей дисциплины и вовлечённости, чем традиционный офлайн.
Но несмотря на всю ламповость и дружелюбность, в онлайне теряется вся особенность человеческого общения, например, возможность чувствовать настроение и эмоции собеседника.
Поэтому нельзя сказать, что какой-то формат лучше. Везде есть плюсы и минусы. Гораздо важнее, что есть выбор между ними — в зависимости от личных особенностей и целей студенты могут подобрать то, что подойдёт именно им.
Качество курсов также зависит от платформы. Как отмечает Василиса Тюльберова, некоторые платформы предлагают курсы низкого качества, что может снизить их эффективность:
Сомнения были только в конкретных курсах на конкретных платформах, когда я видела их качество. А само по себе онлайн-образование — это прекрасный способ учиться. Оно не лучше и не хуже традиционного, оно просто другое. И отлично подходит тем, у кого нет возможности или времени учиться обычным способом, при этом хватает мотивации учиться самостоятельно.
Социальное влияние и инклюзивность онлайн-образования
Онлайн-образование играет важную социальную роль, позволяя людям из разных регионов и социальных слоев получить доступ к качественным знаниям. Это особенно актуально для тех, кто по каким-либо причинам не может обучаться в традиционных учебных заведениях. Например, программа Coursera for Refugees помогает мигрантам и беженцам получать доступ к востребованным профессиям в IT-сфере.
— Какое влияние на студентов и сообщество джунов вы можете оказывать? Сравниваете ли себя с коллегами?
Влияние — звучит как-то слишком сильно. Я делюсь своим опытом, в том числе негативным, успехами и ошибками. Стараюсь поддерживать студентов, когда они начинают сдаваться. Судя по обратной связи, они это ценят.
Сравнение с коллегами, на мой взгляд, дело неблагодарное. Всегда есть сын маминой подруги. Я составляю для себя краткосрочные роудмапы, опираясь на свои интересы и рабочие задачи — для меня это более эффективный инструмент, чем сравнение с кем-то.
Когда я сама меняла профессию, мне помогали многие. Я хорошо понимаю, что без этого было бы намного сложнее, а может — и вообще не получилось бы. Мне всегда хотелось как-то вернуть это сообществу — я довольно много времени проводила на stackoverflow, отвечая на вопросы, помогая в чатах.
Поэтому когда школа нашла моё резюме и позвала на собеседование, я даже не раздумывала. Кроме того, я в целом люблю учить людей чему-то, и вроде у меня неплохо это получается. Каких-то целей я себе не ставила и не ставлю, честно говоря. Просто каждый раз очень радуюсь сообщениям от своих студентов о том, что они вышли на работу по новой профессии.
Эти вдохновляющие заявления подчеркивают важность мотивации и социальной поддержки в онлайн-обучении, особенно для тех, кто меняет свою карьерную траекторию.
Как понять, что курс эффективен
Одним из ключевых факторов успешности онлайн-образования является обратная связь от студентов.
— Каких результатов вы уже достигли и чего ждете в будущем? Что по факту сошлось на уровне ожиданий и результатов?
Для меня главный результат — когда мои студенты успешно проходят собеседования и находят работу.
Согласно исследованию Harvard Business Review, регулярное получение отзывов помогает адаптировать контент и улучшать качество обучения.
— Как у вас происходит оценка курса? Запрашиваете ли вы обратную связь от студентов, как преподаватель лично? Как вы понимаете, что курс получился или нет?
Да, обратную связь мы запрашиваем, но это делают кураторы, поэтому я не очень участвую в процессе. Хотя и ко мне, конечно, тоже иногда приходят с фидбэком по курсу.
Я ориентируюсь на вопросы студентов, и если вижу, что по какому-то заданию они повторяются, стараюсь улучшить его, чтобы было понятнее.
Я пришла наставником на новый курс, который запустили за пару месяцев до этого. За первый год в нём очень много было переработано и улучшено, исходя из отзывов и вопросов студентов.
Будущее IT-обучения
С развитием технологий онлайн-образование в IT-сфере продолжит активно развиваться. Тренды включают в себя использование искусственного интеллекта для адаптивного обучения, внедрение технологий виртуальной реальности и геймификации для повышения вовлечённости студентов.
— Какие перспективы развития онлайн-образования в IT вы видите?
Мне кажется, онлайн-образование в IT уже на своем пике — огромный выбор школ и курсов, программ под разные нужды. Хотелось бы, чтобы росло качество.
В будущем, вероятно, мы увидим более строгое регулирование стандартов обучения и сертификации.
Заключение: как преподаватели влияют на обучение студентов
Наставничество играет ключевую роль в успехе студентов в онлайн-образовании, значительно увеличивая их шансы на успешное завершение курсов. Исследования подтверждают, что поддержка со стороны опытных менторов может повысить процент завершения онлайн-курсов до 60% (Improving Completion in Online Education Systems: An Application of Systems Thinking, LEAN INTO LEARNING). Это особенно важно для студентов, которые сталкиваются с трудностями самоорганизации и мотивации.
— Какие советы вы дадите начинающим преподавателям?
Главный совет — не бояться показаться глупым или чего-то не знать. Это нормально, и студенты должны понимать, что мы такие же люди. Просто в силу опыта мы можем быстрее найти нужную информацию и переработать её, донеся суть до студента.
Второй совет — объяснять простым языком, не боясь банальных сравнений. Наша задача не показать, сколько умных слов мы знаем, а разъяснить трудности. И простыми словами это делается намного эффективнее.
И, наконец, важно помнить, что не всегда всё будет идти гладко. Будут студенты, с которыми будет тяжело найти общий язык. Поэтому нужно обращаться за помощью к коллегам (кураторам, другим наставникам, менеджерам) — не стоит все взваливать на себя и мучиться.
Хвалите своих студентов и старайтесь их поддерживать. Им очень этого не хватает. И не бойтесь показать, что вы такой же живой человек и можете чего-то не знать и иногда ошибаться.
Персональная работа со стороны наставников помогает студентам преодолевать сложности, вовремя получать обратную связь и наращивать уверенность в своих силах. Это создаёт атмосферу доверия, что особенно важно в формате дистанционного обучения, где зачастую не хватает живого общения.
В будущем онлайн-образование будет продолжать развиваться за счёт внедрения новых технологий, таких как искусственный интеллект и геймификация, что будет способствовать ещё большему улучшению качества обучения. Однако ключевым фактором успеха остается человеческое взаимодействие — наставники и преподаватели играют здесь незаменимую роль.
Онлайн-образование в IT-сфере не просто заменяет традиционное обучение, но становится его эффективным дополнением, адаптируясь под запросы времени и предоставляя студентам возможность учиться на своих условиях.
232 открытий4К показов