Написать пост

Кейс: от базовых навыков в HTML до менторинга

Логотип компании Solvery

Руководитель backend-разработки в Ситилинк и ментор Solvery рассказывает о своём пути, о том, как стал ментором, и о менторинге в целом.

Привет! Меня зовут Никита Сапогов, я руководитель Back-end разработки в Ситилинк и ментор Solvery. Первую программу я написал 15 лет назад и тут понеслось. В итоге в промышленной разработке я уже 10 лет. Прошел путь fullstack-разработчик -> PHP -> Golang, от разработчика до руководителя команды из 40 Golang-разработчиков. Сейчас я делюсь знаниями со своими подчинёнными на работе и с менти на сервисе Solvery. Расскажу о своём пути и о том, как стал ментором, и о менторинге в целом.

Начало

Первым делом я изучал HTML, просматривая исходный код страницы. Через какое-то время попросил у родителей деньги на курсы в Бауманке, первый курс был по Photoshop, а второй — по CSS. Я даже начал верстать страницы своих сайтов, но тут столкнулся с межбраузерной вёрсткой, и она отбила желание заниматься вёрсткой навсегда.

Моё второе начинание связано с языком макросов для бота openkore в игре Ragnarok. Начинал с простых макросов, а закончил тем, который прокачивает персонажа с 1-ого уровня по 99-ый. Я его заопенсорсил. Макрос оказался настолько хорош, что мне ещё несколько лет писали с вопросами по нему. Также для обхода ограничений приходилось опускаться ниже в Perl, это позволяло пулять фаерболты с минимальной задержкой.

Далее я занялся обрезанным lua для эмулятора eAthena для игры Ragnarok. Там я создал скрипт, который позволял запускать любые чужие эвенты в (полу-)автоматическом режиме. И даже был удивлен, насколько скрипт получился универсальным.

Анализируя своё начало, хочу сказать, что это было не из-за желания «научиться программировать», а скорее из-за желания автоматизировать скучные задачи и дела. А язык программирования был лишь инструментом достижения цели.

Учёба

Я хотел поступить в МГУПИ на кафедру программирования. Когда подавал документы, узнал что открылась новая кафедра — по информационной безопасности — и подал документы ещё и туда. В итоге проскочил последним в списке на бюджетное место.

На кафедре давали знания по программированию на языках Pascal, C++ и теорию. И хоть я и не доучился до конца, считаю, что те основы, которые мне дали, помогают мне по сей день.

Работа

Я проработал в нескольких компаниях, и уже несколько лет, текущее место работы — «Ситилинк». Там я и вырос из разраба в лида лидов.

Я не покрылся мхом и не отстал от жизни, только благодаря буйному росту самой компании, отличной культуре разработки, использованию современных и подходящих инструментов (Go, Docker, Kubernetes и так далее). А также отличному коллективу и руководству.

Каждый год был не похож на предыдущий. Рос и уровень задач, и уровень ответственности. Каждый раз когда я думал, что познал всё и решил все проблемы, невидимая рука стучала по плечу и голос говорил: это было просто, давай теперь решать по-настоящему сложные вещи. Тогда появлялись новые нерешённые вопросы и проблемы.

Один из вопросов — как научить технологиям других людей, привить им правильные привычки и навыки. И тут я только в начале пути.

Про менторинг

В определённый момент я понял, что обладаю опытом и хочу им поделиться. Начал делать это на работе: где-то просто рассказываю у доски, где-то делал маленький митапчик. Хотел пойти дальше, но попадались только курсы, то есть нужно было готовить материал, проверять домашку и вести сам курс.

Через некоторое время я узнал слово mentor, но подходящей площадки, соединяющей менти с менторами, не было. Лишь личные страницы с менторами, где они рассказывали о себе, вроде это называется личный бренд. Тогда я задумался над этим, но работы было очень много, и я откладывал этот вопрос.

Примерно год назад я проанализировал то, чем занимаюсь на работе, а именно:

  • переобучение разработчиков с другого языка программирования на Go;
  • обучение тимлидов.

И я понял, что не только могу обучать, но и занимаюсь уже этим успешно некоторое время. Я решил, что пора исполнить мою давнюю мечту по обучению других и начал ещё раз шерстить интернет по слову ментор. Я нашёл две площадки по менторингу, первая N, вторая Solvery. Решил остановиться на второй.

Мне понравилось, что есть документация по тому, как правильно менторить. Применяются простые инструменты, типа Zoom и Telegram, которыми пользуюсь на работе — и не надо было изучать новый инструментарий. Также нравится, что попал в сообщество умных людей, из разных специальностей и всегда слежу за обсуждениями, которые идут в чате с менторами.

Работа ментором

Первым делом я узнаю цель ученика: для чего он ко мне пришёл, какую проблему хочет решить. Если я понимаю, что я не смогу ему помочь, отказываю.

Теперь возьмём самый распространённый кейс — обучение языку программирования Go. Я строю обучение вокруг самостоятельной работы. То есть сначала нагружаю ученика большим количеством информации и даю ему время всё прочитать. Потом он возвращается ко мне, чтобы уточнить всё то, что он не смог понять.

Уровни учеников разные. У кого-то вопросов нет, и мы сразу начинаем писать код, кому-то надо построчно с примерами разбирать некоторые темы. Другим же — рассказать про то, как программа работает с памятью.

После того, как обучение завершено, я всегда интересуюсь: добился ли цели ученик, может, он хотел сменить работу, или брать задачи по Go на работе. И успокаиваюсь, когда цель достигнута, и моя работа с ним пошла на пользу.

Самый успешный кейс — это когда я передал все необходимые знания ученику и сказал, что мне больше нечему его учить. Отправил его составлять резюме, потому что тот уже был готов для того, чтобы работать Go-разработчиком.

Следите за новыми постами
Следите за новыми постами по любимым темам
1К открытий1К показов