Написать пост

Код как у сеньора: рефакторинг

Разбираемся, чем отличается настоящий рефакторинг от банального переписывания кода на примере книги Мартина Фаулера «Рефакторинг».

Все мы знаем, что такое рефакторинг. Берешь невнятный кусок кода, выкидываешь и пишешь новый, быстрее, без багов… К сожалению, все не так просто. Давайте попробуем вместе разобраться, чем же отличается настоящий рефакторинг как практика от банального переписывания кода.

Это — первая серия проекта «Код Раковского», где Александр Раковский, Senior Java разработчик компании ITentika, расскажет о том, что считает важным и интересным в сфере программирования.

Превью видео ejXxWxt3xOk

Каких-то жестких правил тут не будет, главное, запомните:

  1. Здесь не любят костыли и велосипеды.
  2. Здесь не терпят код без тестов.
  3. Здесь чтут отцов аджайла.
  4. Здесь суровое экстремальное программирование.

Возьмем пример из революционной книги Мартина Фаулера «Рефакторинг». Книге в следующем году 20 лет стукнет, поэтому пример оттуда сегодня будет смотреться необычно.

Этот небольшой проект, написанный на Java — программа для печати чека клиенту в видеопрокате. Исходники кода можно взять тут.

Она выводит арендованные фильмы и стоимость их аренды и рассчитывает общую сумму, которую должен клиент, при этом в чек выводятся баллы программы лояльности. Проект специально наполнен кучей огрехов, которые в книге называются Code Smell — так имитируется кусок кода типичного корпоративного приложения. В рамках примера нам надо будет добавить пару фич, для чего мы и проведем небольшой рефакторинг.

Что мы будем рефакторить?

Давайте посмотрим на структуру кода.

Наш проект состоит из 4 классов: главного класса, класса клиента, класса аренды и класса фильма.

Код как у сеньора: рефакторинг 1

В главном классе мы создаем фильмы и записи об их аренде, вызываем метод вычисления счета и выводим результат на экран.

Код как у сеньора: рефакторинг 2

В классе клиента есть только метод вычисления счета — это, по сути, единственная логика во всей программе. Ее-то мы и будем рефакторить.

Код как у сеньора: рефакторинг 3

 

Для вычисления счета этот класс оперирует данными аренды и фильма. Это, по сути, классы данных, не содержащие в себе никакой логики: аренда содержит в себе ссылку на фильм и срок аренды, фильм содержит в себе название и тип фильма: обычный, детский или новый релиз.

Код как у сеньора: рефакторинг 4

 

Код как у сеньора: рефакторинг 5

Давайте представим, что нам надо добавить две новые фичи. Во-первых, клиент хочет вывод еще и в HTML. Во-вторых, клиент хочет добавить другие типы фильмов — например драмы, комедии, триллеры. В текущую структуру эти правки ложатся с трудом, поэтому нам придется ее изменить.

Длинные и короткие методы

Первый код-смелл, который тут же бросается в глаза — длинный метод. Нередко приходится слышать, что длинные методы — это удобно, ведь все на виду, а при чтении кода, состоящего из множества мелких методов, кажется, что никакого вычисления не происходит вовсе — весь код превращается в цепочку делегирований.

Код как у сеньора: рефакторинг 6

Так в чем же тогда проблема длинных методов? Основных проблем две:

  1. Обычно весьма трудно разобраться, что в них происходит.
  2. Если метод уже стал большим по какой-то причине, то, скорее всего, по этой же причине он и будет расти дальше. Уверен, многие из вас видели «монстров» по несколько сотен и даже тысяч строк.

В то же время короткие методы имеют серьезные преимущества перед длинными:

— Понятный код. Если вы хорошо называете методы, то вашему коду не нужны никакие комментарии — вместо них будут работать имена.

— Простая навигация. Хорошие названия работают как оглавление. Вам не надо читать всю книгу, чтобы понять, в каком месте ее открыть.

— В конце концов, короткие методы больше способствуют переиспользованию кода.

Ну хорошо, а как понять, что метод длинный?

— Если встал вопрос, значит, скорее всего, длинный.

— Если вопрос не встал — метод, скорее всего, тоже длинный. Ведь в реальных кодовых базах есть очевидное преобладание длинных методов над короткими.

— Если за несколько секунд не удалось понять, что происходит в методе — он длинный.

— Наконец, если в нем больше 10-12 строк — абсолютно точно длинный. Хорошая длина метода — от одной до 3-4 строк.

Что же делать с длинным методом? В 99% случаев — извлекать из него маленькие методы. Извлечение метода должно стать первым инструментом на пути к более чистому коду. Первое, что делает любой программист, научившийся настоящему рефакторингу — начинает безудержно извлекать методы по поводу и без. И именно тогда он и понимает все преимущества коротких методов.

Код как у сеньора: рефакторинг 7

Что извлекать? Подсказками будут циклы, условные операторы и комментарии. Также стоит смотреть на места с высокой плотностью обращения к одной и той же переменной.

Код как у сеньора: рефакторинг 8

После каждого рефакторинга я обязательно проверяю, что тесты все еще зеленые, и сохраняю прогресс в системе контроля версий. Это позволит откатиться обратно в случае красных тестов.

Feature Envy

Следующий код-смелл Feature Envy в русском переводе называется «завистливая функция». Весь смысл объектов в том, данные живут вместе с поведением, однако часто приходится видеть, как метод заинтересован больше в чужом классе, чем в своем. Вот и в нашем случае метод getCharge активно использует данные класса Аренды, а вот методы и поля же собственного класса он попросту игнорирует.

Код как у сеньора: рефакторинг 9

К счастью, решение очевидно: если ваш волк смотрит в лес — отпустите его туда. То есть, если метод getCharge так интересуется с классом аренды, то, собственно, там ему и место. Давайте перенесем уже, наконец, этот метод в его новый дом. Для этого воспользуемся автоматическим рефакторингом.

Локальные переменные

Следующее проблемное место в коде — это изобилие локальных переменных. Это не то чтобы код-смелл, скорее просто верный спутник длинных методов. Прочесть локальную переменную можно только в области их видимости. Это и есть причина роста этой самой области и, как следствие, появления длинных методов.

Другая беда в том, что переменная может не раз изменить значение в течение своей жизни, тем самым неприятно удивив разработчика. Это ее свойство — неиссякаемый источник багов, которые потом может быть сложно отладить.

Код как у сеньора: рефакторинг 10

Чтобы избавиться от локальной переменной, мы воспользуемся методом рефакторинга «Встраивание переменной».

Код как у сеньора: рефакторинг 11

Кто-то может возразить, что мы таким образом снижаем производительность нашей системы. Действительно, вместо одного раза метод вызывается дважды — так что озабоченность понятна, но не рациональна.

О производительности можно и нужно разговаривать. Но, во-первых, только тогда, когда это действительно требуется, во-вторых, исключительно имея реальные замеры кода. То есть оптимизация — это отдельная работа, направленная на устранение бутылочных горлышек. В реальной практике я отказываю себе во встраивании переменной только в случае работы с файловой системой, сетью, ну или если у метода есть сайд-эффект.

Продолжаем декомпозировать длинный метод

Код как у сеньора: рефакторинг 12

Следующий на очереди к извлечению у нас кусок кода, рассчитывающий очки лояльности, так называемые рентер-поинты.

Разделение цикла

Код как у сеньора: рефакторинг 13

В этот раз мы воспользуемся методом рефакторинга под названием «Разделение цикла». Он нужен для того, чтобы декомпозировать один цикл на несколько более маленьких циклов.

Код как у сеньора: рефакторинг 14

Это снова может вызвать озабоченность по поводу производительности. Ответ будет тот же самый: без замеров и реальной необходимости в оптимизации, рассуждать о производительности бессмысленно. Оптимизация — это отдельная от рефакторинга задача, которую заметно легче решать, если ваш код хорошо структурирован.

Как только мы разделили цикл на несколько, мы можем извлечь цикл в новый метод.

Замена цикла конвейером

Код как у сеньора: рефакторинг 15

Следующий рефакторинг — замена цикла конвейером, он просто приводит ваш цикл к функциональному стилю. С одной стороны, это чистая вкусовщина. С другой стороны, замена цикла конвейером позволяет вам избавиться от локальных переменных и держать ваши циклы как можно более короткими. Впрочем, должен признать, что содержимое подобных конвейеров иногда бывает трудно прочесть.

Код как у сеньора: рефакторинг 16

На этом этапе уже можно встать на паузу и посмотреть на получившийся код. У нас есть метод, собирающий текст итогового счета, и есть отдельные методы, которые считают нужные нам данные. Этого нам УЖЕ достаточно, чтобы добавить новую фичу вывода данных в HTML. По сути, все, что осталось в этом коде — заменить текстовые строки на HTML-теги.

Код как у сеньора: рефакторинг 17

Switch case

Приступим к внедрению второй фичи: нам нужно добавить еще несколько типов фильмов. Мы могли бы поступить следующим образом: добавить новый код, например «драма», пойти в класс аренды и в switch-case добавить отдельное условие. И, если потребуется, добавить еще одно условие в метод расчета очков лояльности.

Код как у сеньора: рефакторинг 18

Здесь на нашем пути встает еще один код-смелл: switch-case. Это канонический пример нарушения Open-Closed принципа из всем известных SOLID-принципов.

Главная проблема свитч-кейсов кроется в дублировании: часто мы находим один и тот же свитч-кейс, разбросанный по всему коду, и при добавлении нового условия необходимо потом мучительно искать все эти свитчи. Другая проблема кроется в том, что при каждом новом условии нам придется расширять этот свитч и добавлять в него логику. Думаю, многим доводилось видеть подобные свитчи, разросшиеся на целые сотни строк.

Код как у сеньора: рефакторинг 19

Решением этой проблемы становится полиморфизм. В данном случае мы можем создать нескольких наследников для класса «фильм», перегрузив метод расчета чека. То есть, это будут классы Regular Movie, Children’s Movie и NewReleaseMovie

Но есть одна проблема. Мартин Фаулер, автор книги и нашего примера, пишет, что схема с полиморфным фильмом всем хороша, но не всегда работает. По его словам, фильм в течение своей жизни может менять свой тип: новый релиз может перестать быть таковым и просто стать детским. Взамен Мартин предлагает воспользоваться шаблоном проектирования State Pattern: в класс Movie будет добавлено поле Price с тремя наследниками: RegularPrice, ChildrensPrice и NewReleasePrice.

Код как у сеньора: рефакторинг 20
Код как у сеньора: рефакторинг 21

Теперь добавление нового типа фильма превратилось в банальное создание нового класса с перегрузкой одного или двух методов.

«Что дальше?»

Давайте посмотрим на первоисточник.

Код как у сеньора: рефакторинг 22

Единственным способом добавить в него HTML-вывод было бы просто скопировать тело метода и заменить текст на теги. Но в таком случае при каждом изменении правил ценообразования или при добавлении нового жанра нам пришлось бы править все в двух местах. А добавляя новые жанры в этот метод, мы бы сделали его огромным и неподдерживаемым источником багов. Теперь этот код выглядит так:

Код как у сеньора: рефакторинг 23

 

Самое примечательное, что в процессе рефакторинга мы не придумывали хитрые решения, не разрабатывали сложные схемы, чтобы добавить новые фичи. Все, что мы делали, — просто устраняли код-смеллы. И в результате каждая новая фича сама собой ложилась в структуру кода. Именно эта способность хорошо отрефакторенного кода принимать новые фичи — главное преимущество рефакторинга. Потратив немного времени на рефакторинг сейчас, вы втрое сэкономите себе время потом, когда вам понадобится новая фича.

Перечисленных здесь код-смеллов и методов рефакторинга хватает для большинства задач.

Тесты и требования к ним

Однако этих знаний недостаточно, чтобы можно было сразу браться за рефакторинг реальной кодовой базы. Во-первых, для такого рефакторинга нужны весьма конкретного вида тесты. Во-вторых, необходимо понять, как встроить рефакторинг в свой рабочий процесс — то есть ответить на вопросы: когда его делать и как договориться об этом с другими.

Код как у сеньора: рефакторинг 24

 

Начнем с тестов. Первая проблема современных кодовых баз — уровень покрытия. В командах обычно принято какое-то правило, например «80% покрытия тестами», что сразу вызывает вопрос: неужели это нормально, что 20% программы не работает?

Конечно, нет. Рефакторинг требует уверенности.

Код как у сеньора: рефакторинг 25

Самый лучший способ добиться полного покрытия — просто не писать код, на который не написан тест. Это может звучать невероятно глупо, но, поверьте, это работает, и работает очень круто. Этот подход, описанный Кентом Беком, называется Test-Driven Development.

Второе требование к тестам — тесты не должны быть хрупкими!

Код как у сеньора: рефакторинг 26

Помню, как я смотрел свой первый курс лекций по юнит-тестам. Именно там я узнал, что в словосочетании юнит-тест «юнит» — это класс. Я начал писать классы парами: продакшн класс и тестовый класс. Все взаимодействия с другими классами в такой ситуации необходимо было закрывать моками. Потом, прочитав книжку по рефакторингу, я начал активно рефакторить все подряд. И какова же была моя боль, когда при каждом переносе метода или извлечении класса мне приходилось мучительно переписывать тесты.

Код как у сеньора: рефакторинг 27

Так я впервые столкнулся с проблемой «хрупких тестов». Тесты не помогали рефакторить, как предполагалось. Наоборот, они невероятно сильно мешались под ногами. Это очень глупая ситуация, ведь тесты только для того и нужны, чтобы быть уверенным, что поведение написанного кода не изменилось при редактировании. А это и есть определение рефакторинга — изменение кода без изменения поведения. В итоге я попал в ситуацию, когда тесты свою задачу практически не выполняли.

Код как у сеньора: рефакторинг 28

Через некоторое время я узнал, в чем была проблема. Уже упомянутые Мартин Фаулер и Кент Бек, как оказалось, пишут тесты совсем иначе. В словосочетании «юнит-тест» для них слово «юнит» означало не «класс» и не «метод», а «поведение» — наименьший неделимый фрагмент функциональности.

Код как у сеньора: рефакторинг 29

Они не глушили тестируемый класс со всех сторон: наоборот, такие юнит-тесты проверяли целые связки классов. Это не значит, что они не использовали заглушки и моки, просто заглушки использовались только для замены внешних слоев приложения, не относящихся к бизнес-логике, то есть глушились классы взаимодействия с базами, очередями, вебом и иными внешними системами, а также, например, пользовательский интерфейс — другими словами, слои ввода и вывода данных.

 

Покажу на примере. Возьмем типичное корпоративное приложение со множеством интерфейсов ввода и вывода. В центре такого приложения всегда лежит бизнес-логика. Код, связывающий бизнес-логику со внешними системами, упакован в отдельные слои — gateway. Это могут быть репозитории, DAO, или, например, сложный клиентский код внешней системы.

Код как у сеньора: рефакторинг 30

 

Все, что необходимо глушить для того, чтобы тесты не мешали рефакторингу — это gateway. А чтобы код самих gateway тоже можно было рефакторить, пишутся отдельные тесты — интеграционные.

Как встроить рефакторинг в свой рабочий процесс?

Обычно самый первый вопрос — как правильно выделить время под рефакторинг. Заводить ли для этого отдельные таски и когда рефакторить, если фичи в приоритете?

Ответ такой: рефакторинг должен проводиться непрерывно на всем этапе разработки.

Обычно это выглядит так:

— Вы взяли задачу и начали читать код. На этом моменте обычно вам уже придется что-то подрефакторить.

— Потом вы приступили к разработке. Буквально через 5-10 минут, максимум полчаса-час, у вас должен быть рабочий кусок кода, покрытый тестом. Тут же надо его рефакторить.

— Снова разработка, снова покрытый тестами кусок кода через непродолжительный отрезок времени.

И такими вот циклами и движетесь вперед до решения задачи. Как только вы наткнулись на кусок кода, в который ваша фича не лезет никак — останавливаетесь в прогрессе и начинаете рефакторить.

Если вы делаете это в парадигме TDD, то этот подход будет называться Red-Green-Refactor. То есть сначала пишете красный тест на какой-то фрагмент функционала, потом пишете код, который делает ваш тест зеленым, потом рефакторите.

Отсюда и следуют ответы на другие вопросы:

— Заводить ли под рефакторинг отдельные таски?

— Нежелательно, запланированный рефакторинг должен быть вынужденной редкостью, а не постоянной практикой.

— Когда рефакторить, если надо делать фичи?

— Плохой код делает вас медленнее. Поэтому рефакторинг — это один из главных способов ускорить доставку новых фич. Но в плохой кодовой базе очень легко погрязнуть в рефакторинге надолго, поэтому и было придумано правило бойскаута: просто оставляйте код в лучшем состоянии, чем он был до вас. И рано или поздно вы обнаружите себя во вполне чистой кодовой базе.

Как договориться с коллегами?

Может оказаться, что менеджеру не понравится, что вы ковыряетесь в старом коде вместо того, чтобы делать новый. А может быть, и коллегам не понравится, что вы трогаете старый код с риском сломать его — особенно если это их код.

Что ж, самое простое тут — это менеджер. Рефакторинг — способ двигаться быстрее, так что можно попробовать зайти с экономической стороны вопроса. Но, в целом, можете просто ничего про рефакторинг не рассказывать, не его это дело. Фича готова? Готова. А как именно — это уже детали реализации. Самое главное — помнить, что вы профессионал и вам лучше видно, как делать свою работу.

Если против вас ополчилась команда и договориться не удалось никак, то тут все плохо. Обычно такие глубокие разногласия приводят к разводам — кто-то уходит, а кто-то остается. Вопрос лишь в том, кто у руля.

На этом мы, пожалуй, и закончим знакомство с НАСТОЯЩИМ рефакторингом.

И теперь у вас уже достаточно инструментов, чтобы безопасно и качественно приводить свою кодовую базу в порядок.

Следите за новыми постами
Следите за новыми постами по любимым темам
21К открытий22К показов