0
Обложка: Конструктор триггеров в Telegram. Как мы сделали простейшего, но полезного бота

Конструктор триггеров в Telegram. Как мы сделали простейшего, но полезного бота

Пишем чат-бота в Telegram, который будет реагировать на триггеры в сообщениях и выполнять заданные действия.

Привет! Меня зовут Боровков Евгений, и я предприниматель. В этой статье я расскажу про свой pet-проект. Или как я решил проблему вечного поиска информации прямо в уютном Телеграммчике.

Скажу сразу: я не программист. Я скорее менеджер, который работает в команде с программистами. Поэтому прошу меня простить, если технической глубины в статье не будет хватать.

Бизнесовая часть и проблематика

Идея не нова. Скорее всего вы или уже пользовались такими ботами, или пробовали написать такого своего. Но в поиске оптимального решения своей проблемы, мы пришли именно к такой конфигурации.

Суть бота очень проста и видна на видео ниже:

Если смотреть не хочется, то вкратце:

Еду, значит, я в метротаксиавтобусе на работу. И тут новому подрядчикуколлегеклиенту срочно потребовалось скинуть наши реквизиты. Для счетадоговораактачего угодно.

Где мне их найти быстро? В закладках? В автозамене? В загрузках в телефоне? В «Избранном»? Думаю вы уловили, или сталкивались с таким сами 🙂

У нас даже в какой то момент появилось специальное удобное хранилище таких файлов и информации. Но достаточно быстро оно все равно забилось и проблему не решило. Пример с реквизитами тут взят исключительно как пример. Ведь всем вокруг постоянно нужны кроме реквизитов еще и логотип в «линиях», ссылки на какие-то сайты, или, в конце концов, смешные гифки.

В какой-то момент я пробовал подключить стороннего похожего бота. Но он то не работал, то как-то криво отвечал, то вообще слал рекламную рассылку. Пробовали других ботов: то же самое. Некоторых неудобно настраивать, где-то нет списка всех триггеров, где-то нет русского языка.

В итоге решили писать своего. Чат-ботов мы делаем уже больше 4 лет, видение уже ± сформировалось, на серверах место для еще одного бота найдется. Поехали!

Бизнесовая логика работы бота

Вторая гифка как продолжение первой:

Бот работает на столько просто, что разберется даже ребенок:

  • Добавляем бота @trigger_new_bot в чат (можно не делать админом).
  • Пишем какое-то сообщение или кидаем гифкуфайлвидео — что угодно.
  • Делаем реплай нужного сообщения и пишем команду /set_trigger ключевое слово (или триггер) например «/set_trigger реквизиты».
  • Бот пришлет сообщение «триггер установлен».
  • Все, пишем то ключевое слово которое только что писали (ровно так же прям), и он пришлет то сообщение, куда был реплай.

Больше бот не делает НИ-ЧЕ-ГО. И, тем самым, соблюдает две основные заповеди ботостроения: имеет простой функционал и молчит, когда его не спрашивают.

Количество чатов не ограничено, количество триггеров внутри чата тоже не ограничено.

Как это работает под капотом

Основной ЯП, который мы используем — это Java. По нему у нас накоплена самая большая компетенция. Поэтому бот построен на Spring boot стеке:

<dependency>
<groupId>org.telegram</groupId>
<artifactId>telegrambots-spring-boot-starter</artifactId>
<version>5.7.1</version>
</dependency>

База — MongoDB. Бот не хранит сами сообщения и не скачивает файлы. Ему достаточно хранить только ссылки на них.

Теперь по пунктам

  • Пишем сообщение: гифкуфайлвидео — что угодно
  • Делаем реплай нужного сообщения и пишем команду /set_trigger ключевое слово (или триггер) например «/set_trigger реквизиты».

После этого бот:

1. Достает имя триггера из сообщения:

String command = userText.replace("/set_trigger", "").trim();

2. Достает ссылку на само сообщение, которое должно быть сохранено:

if (reply.hasText()) {
Message reply = update.getMessage().getReplyToMessage();
String triggerMessage = reply.getText();
}

3. Собирает триггер и сохраняет его в БД:

Trigger  trigger = Trigger.builder()
.chatId(chatId)
.commandName(command)
.triggerMessage(triggerMessage)
.triggerType(triggerType)
.build();

triggerRepository.save(trigger);

4. Отправляет ответ, что все сделано:

Bot.send(new SendMessage(
chatId.toString(),
EmojiParser.parseToUnicode(":white_check_mark:") + createdInfo + "n + triggerMessage));

Другие технические тонкости

Собирается проект с помощью Maven. Просто так вышло, не спрашивайте почему. Другие проекты мы собираем, как правило, с помощью Gradle.

Собранный jar запущен на vps как unix-сервис. Для комфортной работы бота хватает 512 мб памяти. Не смотря даже на количество пользователей и количество заведенных триггеров, этого пока вполне достаточно.

Кому нужны исходники, можете написать, мы готовы ими поделиться. В общий доступ выкладывать не хочется. Хотя и секрета там особого нет. И да, сидим мы на гитлабе в приватных репозиториях, а не на гитхабе.

Бот не требует никакого обслуживания и внимания. Единственное, что недавний переход телеги на 64-битный идентификатор заставил перелопатить некоторых наших ботов. Вкратце, там дело в хранении IDшников пользователей.

В отличие от других ботов, тут мы не использовали свою State машину. Но в других проектах, где используется более 5 стейтев бота рекомендуем уже использовать либо спринговскую State машину либо самописную. Иначе с развитием проекта, код быстро превращается в набор спагетти методов.

Что еще

На данный момент, мы думаем как улучшить бота, не уничтожив его «шарм минималистичности». Если есть идеи, пишите в комментарии.

Еще у нас есть вот такой чек-лист «Что учесть при разработке чат-бота». Забирайте — это бесплатно.

Чек-лист «Что учесть при разработке чат-бота»