Контрибьюторы из России: как живут Open Source разработчики в нашей стране
Разработчики открытого кода рассуждают о том, какую роль Open Source технологии сыграли в поддержании жизнеспособности IT-инфраструктуры в стране и от чего зависит развитие индустрии.
233 открытий3К показов
Почти два года назад жизнь российского IT разделилась на “до” и “после”. Более 170 зарубежных IT-компаний в 2022 году свернули работу на российском рынке, прекратив поставки и техподдержку, еще порядка 50 ввели ограничения. Среди них гиганты, на которых держался рынок ПО: Microsoft, HP, Dell Cisco, SAP, Oracle, IBM, Apple. Стресс тогда испытали многие — по выражению самих айтишников, в одночасье весь софт превратился в “кирпичи”.
Считается, что наименее пострадавшей “областью”, к удивлению многих, оказались Open Source технологии. Горизонтальные связи и открытые данные, позволяющие создавать собственные продукты на основе накопленной разработчиками мировой базы кодов, стали в некотором роде спасением для российской IT-отрасли.
В этом тексте мои коллеги, контрибьюторы GoOpenSource, рассказали о том, как сегодня живут разработчики решений с открытым кодом в России. Испытывают ли сложности во взаимодействии на международном рынке, как оценивают вклад Open Source технологий в поддержании жизнеспособности IT-инфраструктуры и чего ждут для дальнейшего развития индустрии открытого кода.
Белов Александр, Senior Full-Stack Developer
Если говорить о международной ситуации, она однозначно является стоп-фактором в связи со сложностями оплаты, сотрудничества с организациями из стран, наложивших санкции и так далее. Однако это может очень положительно сказываться на развитии продуктов на внутреннем рынке из-за потребности в замещении и ослаблении конкуренции со стороны уже устоявшихся компаний и проектов.
У нас уже есть большой вклад в Open Source проекты — взять тот же nginx, который используется у половины web-and-application-servers рынка. Потенциал однозначно есть. Для компаний Open Source снижает затраты на приобретение и лицензирование, позволяет адаптировать ПО под конкретные нужды бизнеса, обеспечивает прозрачность, а тем самым и безопасность, аудит ПО будет проходить быстрее и качественнее. Важным моментом в текущей политической обстановке также является независимость от поставщика, что обеспечивает стабильность для инфраструктуры российских компаний.
Что касается роли государства, в зависимости от регуляции это может быть как положительным влиянием, так и негативным. Положительная сторона состоит в том, что можно получить гранты, правовую защиту и кадровую подготовку. Из минусов — чрезмерное регулирование может сильно замедлить отрасль и привести к политизации сектора.
Со стороны бизнеса развитию Open Source в России помогут инвестиции и поддержка независимых разработчиков. Также, возможно, положительным эффектом для отрасли будет распространение практики выделения оплачиваемого времени на контрибуцию в Open Source для сотрудников частных компаний. Это может быть выгодно как для бизнеса за счет поддержания развития сотрудников, так и для OS.
Константин Заварницын, PHP / Go developer
Каких-либо трудностей в своей работе я не почувствовал. К примеру, сложности с докер-образами (пакет, содержащий все необходимое для запуска приложения: код, среду выполнения, библиотеки, файлы конфигурации и т.д.) для меня не были заметны, поскольку они обходятся инфраструктурой компании. У нее есть собственные репозитории докера, за наполнение которых отвечают девопс-инженеры. И при необходимости я и сам могу эти проблемы обойти, если речь идет об Open Source продуктах и инструментах для разработки.
На Github нет прямого указания на страну контрибьюторов, там не принято на это смотреть или вообще как-то ограничивать разработчиков – это противоречит самой идеологии Open Source. Линус Торвальдс, который и создал гит, написал книгу “Just For Fun”, где поделился мыслью, что многие люди делают что-то, просто потому что это здорово. Тем не менее, сообщество состоит из людей – я слышал о польском авторе проекта, не принимавшем пулл реквесты от российского разработчика, но такие случаи единичны.
Я считаю, что вклад российских разработчиков в развитие Open Source технологий в мире очень большой, часто встречаю русские имена, хотя не уверен, что все эти специалисты живут в России.
Open Source сыграл определенную роль в поддержании жизнеспособности ПО и IT-инфраструктуры российских компаний. Разработчики обычно используют много Open Source библиотек или продуктов на их основе, часто обойтись без них просто невозможно.
В целом российским контрибьюторам ничего не мешает, может быть иногда недостает квалификации, но это вопрос собственного профессионального развития. Когда ты разработчик хорошего уровня, иногда хочется улучшить либы. Новички не всегда видят, как это можно сделать.
Считаю, что участие государства в качестве регулятора в Open Source не нужно, пока речь не идет о полном отключении от интернета. Но и в этом случае надежный vpn через дружественные страны предпочтительнее любого участия. Потому что репозитории надо обновлять, они живые. Затеи с созданиями наших клонов сработают, только если не будет другого выбора. А людей, генерирующих неработающие идеи, надо увольнять. Они едят ресурсы.
Роль бизнеса в развитии Open Source сейчас уже довольно высока. Многие компании выкладывают исходный код своих проектов, даже если лицензия проприетарная. Это позволяет находить ошибки, показывает отсутствие бекдоров и вовлекает людей в использование продукта. Отрасли помогло бы такое выкладывание ряда библиотек или утилит, но это и так делается. Часто код содержит легаси (устаревший софт, работать с которым обычно сложно или неприятно), и его буквально стыдно выложить. Поэтому помогла бы опять квалификация сотрудников и культура кода.
Алексей Савин, руководитель разработки искусственного интеллекта
В развитии Open Source проектов в России я столкнулся со страхами и отсутствием мотивации для их внедрения, предвзятостью к технологиям открытого кода. Это создает значительные препятствия, несмотря на потенциал и преимущества.
Сегодняшнюю ситуацию я рассматриваю как новые возможности для развития направления Open Source в России. Российские разработчики по-прежнему активно участвуют во многих международных проектах.
Для меня технологии с открытым исходным кодом представляют силу вне зависимости от политики и географии. У Open Source, у нас определенно есть потенциал для развития, в том числе международных проектов, а также для импортозамещения и других направлений IT. Сегодня открытое ПО играет ключевую роль в поддержании жизнеспособности программного обеспечения и IT-инфраструктуры российских компаний, и она будет только расти. В текущей ситуации по мере устаревания используемых технологий аналогичные решения на основе открытого ПО будут постепенно их замещать.
Российским контрибьюторам и разработчикам не хватает интеграций и запросов на внедрение программного обеспечения с открытым исходным кодом. Для развития этого направления необходимо больше активных проектов, поддержка от бизнеса и государства, а также создание сообщества вокруг открытого ПО.
Думаю, что регулятором в вопросах программного обеспечения выступают не государство, а здравый смысл и легальная часть экономической зоны. Закрытый код имеет мало общего с открытым исходным кодом. Открытый исходный код помогает выявлять уязвимости и разрабатывать методы защиты, не требуя прямого регулирования. Возможно, нужны этические нормы, которые должны исходить от министерств, работающих с ОС, подходящей для их доменных зон.
Что касается планов Минцифры по развитию OS, они могут быть полезны для создания стандартов и стимулирования использования открытого ПО. Но важно, чтобы вмешательство государства не было излишним и не ограничивало свободу разработки и инноваций в этой сфере.
Ключевую роль в развитии открытого ПО, конечно, играет бизнес — стимулирует доступность и прозрачность через инвестиции и спонсорство, сотрудничество и партнерство, через внедрение технологий открытого кода в свои продукты, поддержку сообществ и вклад в гиперавтоматизацию.
Дарья Лебедева, ML разработчик
ПО с открытым исходным кодом становится все более востребованным в российских компаниях. В ситуации геополитических и экономических вызовов оно становится стратегическим преимуществом. Так, российские фирмы добиваются технологической независимости, снижают затраты и получают возможность гибко адаптировать софт к своим потребностям. Все это снижает риски, связанные с международными санкциями, и в целом обеспечивает устойчивость IТ-инфраструктуры.
Участие государства может обеспечить поддержку и ресурсы, способствовать созданию национальной экосистемы с открытым исходным кодом. Но решающую роль в разработке такого ПО играют предприятия. Крупные компании, в частности, могут стимулировать инновации, выделять значительные ресурсы и устанавливать отраслевые стандарты.
Компании могут привлекать собственных разработчиков для разработки кода, исправления ошибок и создания новых функций для проектов с открытым исходным кодом. А партнерство с академическими институтами для поддержки исследований и разработок может привести к прорывам и обеспечить постоянный приток новых талантов и идей в экосистему с открытым исходным кодом.
В мировом IT началась эра сотворчества, и это сегодня хорошо видно на примере России. Стремительно входящие в ежедневные задачи каждого разработчика Open Source, а также AI технологии расширяют наши связи и усиливают общую работу. Сила сейчас не только в вертикальных корпорациях, а в горизонтальной коммуникации и умении грамотно использовать общие ресурсы. И спорить с этой перспективой сегодня невозможно.
233 открытий3К показов