Моя история в IT: от системотехника до Python-разработчика
Александр Оликов, Python-разработчик в EPAM, рассказывает, как пришёл к программированию и что важно развивать начинающим разработчикам.
6К открытий7К показов
Александр Оликов
Мидл Python-разработчик, EPAM
Выбор пути: электростанции или разработка
Изначально я решил идти по стопам своего дедушки. Он был инженером на электростанциях — объездил весь мир, потому что таких знаний и навыков, как у него, ни у кого не было. Например, три года он работал в Ливии, строил самый крупный военный аэродром при Каддафи и пять лет работал в Индии, там строил электростанцию полностью, с нуля до запуска.
Я устроился в БГУИР на специальность «Радиоэлектронные системы». Классического программирования у нас почти не было, изучались смежные области, и в основном железо. Через два курса я понял, что это не то, чем хотелось бы заниматься всю жизнь. Было по-своему интересно, но технологии всё-таки казались местами устаревшими.
Я ценю университет в первую очередь за то, что он показал, кем я быть не хочу. Такой же ценный опыт я получил после месяца работы в продажах на одной халтурке. Не знаете, кем хотите быть — сначала узнайте, кем вы быть не хотите!
Я начал искать боле близкие и интересные сферы. Попробовал самостоятельно изучать Python и через пару месяцев понял, что интерес не пропал. Поэтому на втором курсе я немного сменил направление и занялся разработкой. Стал меньше времени уделять основной учёбе и больше — самостоятельному изучению программирования.
С летней халтурки заработал кое-какие деньги, которые вложил в комплексный курс по веб-разработке на Python. Он шёл около трёх–четырёх месяцев и отсеял примерно 25 человек из 30. С отличием его закончили я и ещё один человек. С ним мы сдружились, и через пару месяцев он пригласил меня пройти собеседование в компанию, куда устроился он сам.
Первая работа
Собеседование было довольно формальное. Компании на тот момент было всего пять месяцев, и была большая потребность в новых разработчиках. Мне нужен был любой опыт, поэтому я был готов работать на первых порах даже бесплатно. Месяц я пробыл на стажировке, а затем устроился официально как Python-разработчик.
Самая большая удача — не в том, что я устроился на работу, а в том, каких людей там встретил. Человек, который меня позвал в компанию, не относился к работе как к работе — и это было чертовски заразительно! Я начал воспринимать это как хобби и погружался всё глубже и глубже с каждым месяцем.
Мы занимались автоматизацией бизнеса, используя бельгийский фреймворк Odoo. Из-за того, что компания была маленькой, приходилось заниматься, в принципе, абсолютно всем: общаться с клиентами напрямую, собирать их бизнес-требования, преобразовывать их требования в нечто имеющее право на жизнь. Сейчас такими задачами занимаются бизнес-аналитики.
Также приходилось работать и с Docker, и с удалёнными серверами. Нужно было разворачивать приложения на серверах, контролировать их работу. То есть были и девопсовские задачки. Какое-то время даже поработал как тимлид, получил небольшой опыт в управлении, ревью кода и мог собеседовать людей на позиции (но не очень хотел).
Но в какой-то момент я подошёл к зоне комфорта: новые сложные задачки не появлялись, и я начал задумываться о том, что пора что-то менять.
Сначала я пробовал повлиять на руководство на работе — у меня были хорошие отношения с директором. Я поднимал вопрос о том, что мне наскучили старые задачи и нужна возможность дальнейшего развития. Были обещания, но растягивались они надолго, и мы всё ещё оставались в рамках одних и тех же технологий и одних и тех же задач. Поэтому я стал искать пути развития вне компании. В итоге это меня и привело в Практикум.
Что мне дал Практикум?
Я искал курсы для тех, у кого уже есть опыт в разработке, — и ничего не нашёл. Практикум посоветовал бывший преподаватель, который для меня всегда обладал большим авторитетом.
На входе я уже был довольно опытным питонистом, но была нехватка опыта работы с фреймворками, и некоторые пробелы в знаниях работы баз данных. На выходе мы поработали с различными базами — реляционными и нереляционными, — использовали все актуальные фреймворки для написания самостоятельных сервисов. Я начал комфортно чувствовать себя с асинхронной разработкой, успел несколько раз побыть лидом в модулях, где подразумевалась командная работа. Таким образом я подтянул не только хардскилы, но и софтскилы — стало больше уверенности в своих силах, а это очень важно.
Хоть учеба и занимала достаточно много времени, со временем я привык и даже параллельно устроился на вторую работу на фрилансе. В общем, совмещал две работы, учёбу в Практикуме и как-то успевал уделять внимание девушке.
В целом ощущения от обучения очень приятные. Особенно запомнилось, как мы в команде с моим товарищем защищали диплом на довольно сложную тему — биллинг для онлайн-кинотеатра. Волновались, что лиды из крупных компаний засыпят нас вопросами, на которые мы не сможем ответить. Но в итоге им понравилась наша работа. На самом деле альтернатив Практикуму очень мало — я бы даже сказал, что их вообще нет.
Собеседования ради опыта и 12 офферов
Буст к уверенности в своих компетенциях, который я получил во время учёбы в Практикуме, помог преодолеть страхи по поводу смены работы. Изменилась и ситуация: раньше я не понимал, куда пойти, потому что не знал, возьмут ли. В итоге на руках появились 12 офферов — и редкая возможность выбрать, чем мне интереснее заниматься.
У меня был аккаунт на LinkedIn с относительно небольшой сетью контактов. Я просто отправил сообщения всем рекрутерам, что были у меня в контактах, и пошли звонки.
Изначально я хотел пройти всего пять собеседований, чтобы понять, что из себя представляют реальные собеседования. Затем я вошёл во вкус и прошёл ещё более десятка. Работодатели шли сами, и я в какой-то степени к этому привык.
Каждое последующее собеседование было проще предыдущего. Я постепенно привык к стрессу, который приходится преодолевать. Хотя мне до сих пор сложно делать какую-то задачу за ограниченное время, когда за каждым шагом наблюдают несколько человек. Под таким давлением некомфортно что-либо делать — не только подбирать алгоритмы для решения задач.
Самое важное, что я понял во время собеседований — надо уметь себя продавать. Без лжи и преувеличения рассказывать, что умеешь. Нужно понять, что ищет работодатель, и стараться быть максимально конкретным, когда описываешь свой опыт.
Работа в EPAM
Среди знакомых разработчиков бытует мнение, что продуктовая компании лучше. А я выбирал работу исходя из своих интересов, и понимая, что на продукте стек технологий скорее всего будет одним и тем же — и через год уже станет скучно. Мне хотелось пойти туда, где есть вариативность. Поэтому я пошёл в EPAM.
Сейчас я работаю мидл-Python-разработчиком. В основном все мои задачи — с уклоном в core, а не веб-разработку. Я работаю недолго, поэтому не могу особо поделиться впечатлениями. Но нравится то, что я попал в сильную команду: все ребята намного опытнее меня. И мне интересно то, с чем нам предстоит работать — направление разработки и проекта. Если не вдаваться в подробности, это связано с электромобилями.
И совет напоследок
Не нужно бояться сложностей и не нужно бояться задавать вопросы — только так и можно расти. Несколько раз возникала ситуация, когда я не знал, что делать, и писал вопрос, чтобы мне помогли разобраться, а после того, как я правильно его сформулировал, сам понимал, что нужно сделать. Не зря говорят, что правильно заданный вопрос уже содержит в себе половину ответа.
6К открытий7К показов