Не Waterfall единым: топ неочевидных методов управления командой разработки
Расскажем о том, какие существуют неочевидные методы управления проектами в команде разработки в отрыве от известных Kanbanов и Scrumов
338 открытий3К показов
Многие знают, что Agile и Waterfall — два кита, на которых держится планета project-менеджеров. Но ими все не ограничивается. Существуют методы управления проектами, которые не только упрощают процесс взаимодействия внутри команды, но и выводят продукты на новый уровень. Рассмотрим их подробнее.
PRINCE2
PRINCE2 (Projects in Controlled Environments) — это методология управления проектами, разработанная в Великобритании в 1980-х годах (удивительно, что она до сих пор — британский стандарт). Предлагает структурированную схему ведения проектов различного масштаба и сложности. Основные принципы PRINCE2 заключаются в ориентации на бизнес-цели и поэтапное управление продуктом (stage-by-stage).
Процесс разработки по PRINCE2
Процесс разработки по методологии PRINCE2 состоит из семи взаимосвязанных этапов. Далее на примере конкретного проекта рассмотрим каждый.
Наш проект: Разработка нового модуля для корпоративной системы управления ресурсами (ERP).
1. Создаем проектный устав (Project Initiation Documentation):
- Цель проекта: Разработать новый модуль управления запасами для корпоративной ERP-системы.
- Руководитель проекта: Александр Иванов, менеджер проектов.
- Проектная группа: Ведущие разработчики, аналитик, тестировщик, представитель бизнес-подразделения.
- Структура управления: Руководитель проекта, Проектный комитет, Группа пользователей.
2. Планируем (Project Planning):
- Этапы проекта: Анализ требований, Проектирование, Разработка, Тестирование, Внедрение.
- Сроки: 4 месяца.
- Бюджет: 500 000 рублей.
3. Запускаем работу (Starting up a Project):
- Проводим встречу по запуску проекта, знакомим команду с целями, ролями и ответственностью.
- Обязательно подтверждаем готовность команды начинать работу.
4. Управляем этапами проекта (Controlling a Stage):
- Проводим еженедельные совещания проектной группы для мониторинга хода работы.
- Отмечаем контрольные точки по завершению каждого этапа, оцениваем прогресс.
- Документируем все принятые решения и результаты каждого этапа.
5. Управляем продуктами проекта (Managing Product Delivery):
- Организуем командную работу по выполнению запланированных задач разработки.
- Осуществляем контроль качества промежуточных продуктов (архитектурный дизайн, прототипы, исходный код).
6. Управляем границами проекта (Managing Stage Boundaries):
- Проводим оценку достигнутых результатов и готовность к переходу на следующий этап.
- Корректируем план проекта с учетом изменений, рисков и уроков предыдущих этапов.
- Получаем одобрение Проектного комитета и переходим к следующему этапу.
7. Закрываем проект (Closing a Project):
- Оцениваем достижение целей проекта и соответствие его результатов требованиям.
- Передаем новый модуль ERP-системы в эксплуатацию
- Документируем уроки, извлеченные в ходе реализации проекта.
Плюсы и минусы PRINCE2
Плюсы:
- Фокусируется на достижении бизнес-выгод и оправдании инвестиций в проект.
- Позволяет адаптировать методологию к специфике каждого проекта, что повышает её применимость в разных контекстах.
- Определяет ключевые роли, такие как Спонсор, Менеджер проекта и Команда управления проектом. Спонсор проекта отвечает за достижение бизнес-целей, а менеджер — за оперативное управление.
Минусы:
- Полное внедрение PRINCE2 требует значительных усилий по обучению персонала и перестройке организационных процессов. Компании, привыкшие к более гибким подходам, могут испытывать трудности при переходе на строгую методологию.
- Из-за большого количества документации и отчётности PRINCE2 может кажется излишне бюрократичной.
- Несмотря на возможность адаптации, модель всё же остаётся более жёсткой методологией по сравнению с Agile-подходами.
- PRINCE2 часто требует интеграции с другими методиками (например, со Scrum для разработки).
Для каких IT-проектов подходит PRINCE2
PRINCE2 эффективен для крупных и сложных IT-проектов, где требуется высокий уровень контроля, управления рисками и формализованная отчетность. Примеры подходящих IT-проектов:
- Внедрение ERP, CRM и других корпоративных систем.
- Разработка критически важных информационных систем.
- Крупные интеграционные и миграционные проекты.
- Модернизация legacy-приложений и IT-инфраструктуры.
- Реализация ИТ-инициатив в госсекторе и крупных корпорациях.
DSDM
DSDM (Dynamic Systems Development Method) — это гибкая методология управления проектами, которая была разработана в 1994 году группой независимых консультантов. В отличие от традиционных каскадных подходов DSDM ориентирован на быструю разработку и итеративное улучшение продукта. Важно, чтобы при разработке проекта конечные пользователи были вовлечены во все этапы (так можно внести правки еще на первых стадиях).
Процесс разработки по DSDM
Процесс разработки заключается в итеративном (поэтапном и ориентированном на заказчика) и инкрементальном (последовательном) подходах к разработке. Ниже рассмотрим 7 этапов.
Наш проект: Разработка нового веб-приложения для учёта и анализа продаж в компании
1. Предисловие (Preproject):
- Определяем бизнес-требования к новому веб-приложению.
- Формируем кросс-функциональную команду проекта, включающую бизнес-представителей, разработчиков, тестировщиков и аналитиков.
- Утверждаем сроки, бюджет и приоритеты для реализации проекта.
2. Исследование (Feasibility Study):
- Проводим анализ технической реализуемости проекта.
- Определяем ограничения и допущения, которые могут повлиять на проект.
- Предварительно планируем высокоуровневый функционал системы.
3. Анализ бизнес-требований (Business Study):
- Определяем ключевые пользовательские истории и приоритеты их реализации.
- Согласуем критерии приёмки для каждой пользовательской истории.
4. Функциональное моделирование (Functional Model Iteration):
- Разрабатываем прототипы интерфейсов и моделей данных.
- Проводим воркшопы с участием бизнес-представителей для уточнения и валидации функциональных требований.
- Обновляем приоритизированный бэклог продукта.
5. Разработка (Design and Build Iteration):
- Команда разработчиков реализует наиболее приоритетные пользовательские истории.
- Регулярно проводим демонстрации промежуточных результатов.
- Параллельно выполняем тестирование и отладку разработанных компонентов.
6. Внедрение (Implementation):
- Подготавливаем рабочую версию веб-приложения.
- Проводим обучение пользователей, организуем поддержку и сопровождение.
- Оцениваем достигнутые результаты и степень соответствия бизнес-требованиям.
7. Пост-проектная оценка (Evaluation):
- Анализируем извлечённые уроки и рекомендации по улучшению процессов.
- Определяем дальнейшие шаги по развитию и совершенствованию системы.
- Готовим финальный отчёт о реализации проекта.
Плюсы и минусы DSDM
Плюсы:
- Модель фокусируется на быстром прототипировании и ранней реализации ключевого функционала продукта. Часто команды используют DSDM для создания MVP и его последующего итеративного улучшения.
- Метод предполагает тесное сотрудничество с конечными пользователями на всех этапах, что повышает качество и соответствие их потребностям.
- DSDM позволяет быстро реагировать на изменяющиеся требования и условия за счёт итеративного подхода.
- Подход предполагает регулярный анализ процессов и поощряет постоянное совершенствование.
Минусы:
- Высокий темп разработки и правок в DSDM могут создавать ощущение «хаоса» и непредсказуемости.
- Модель полагается на активное участие конечных пользователей, что не всегда легко обеспечить.
- Применение DSDM в крупных, распределенных проектах требует дополнительных усилий по координации.
Для каких IT-проектов подходит DSDM
DSDM идеально подходит для IT-проектов с высокой неопределенностью требований, быстро меняющимися условиями и необходимостью регулярно предоставлять работающий продукт. Примеры таких проектов:
- Разработка новых программных продуктов и мобильных приложений.
- Внедрение гибких информационных систем (CRM, ERP).
- Создание прототипов и MVP для валидации идей.
- Интеграционные и модернизационные IT-проекты.
- Разработка веб-сайтов и веб-приложений.
P3 Express (легче, чем P3M)
P3 Express (Principles, Practices, and Processes for Project Management) — это упрощенная и гибкая методология, разработанная специально для небольших, ограниченных по времени и бюджету команд.
В отличие от более сложных и формализованных подходов, таких как PMBOK или PRINCE2, P3 Express фокусируется на простоте, практичности и быстром получении результатов. Она предлагает базовый набор принципов, практик и процессов, которые можно легко адаптировать под конкретные нужды команды.
Процесс разработки по P3 Express
Процесс разработки IT-проекта по методу P3 Express заключается в гибком подходе, ориентированном на быстрое получение результата. Вместо длительной фазы проектирования, используются интенсивные циклы разработки и итеративной доработки. Основное внимание уделяется быстрой реализации базовых функций, а не детальной проработке полного функционала.
Наш проект: Разработка нового модуля для управления складскими запасами в корпоративной ERP-системе.
1. Инициация проекта (Initiate):
- Определяем цель проекта
- Разрабатываем краткий устав проекта, определяем основные ограничения и допущения.
2. Планирование (Plan):
- Совместно с заказчиком составляем минимальный набор пользовательских историй для первой версии модуля.
- Определяем сроки, бюджет и ресурсы, необходимые для реализации проекта.
- Разрабатываем простой план управления рисками и коммуникациями.
3. Реализация (Deliver):
- Приступаем к разработке и тестированию модуля в итеративном режиме.
- Проводим еженедельные встречи для обсуждения прогресса, проблем и корректировки плана.
- Регулярно демонстрируем промежуточные результаты заказчику для получения обратной связи.
4. Контроль (Monitor):
- Отслеживаем ключевые показатели проекта: прогресс реализации, использование ресурсов и риски.
- Вносим необходимые корректировки в план или состав команды при возникновении отклонений.
5. Завершение (Close):
- После реализации всех запланированных пользовательских историй проводим итоговое тестирование модуля.
- Успешно развертываем модуль в production-среде и передаем в эксплуатацию заказчику.
Плюсы и минусы P3 Express
Плюсы:
- P3 Express предлагает более упрощенный и практико-ориентированный подход по сравнению с полноценной P3M. P3 Express использует ключевые концепции P3M, но с меньшим количеством обязательных процессов и документации.
- За счет меньшей сложности и формализации модель проще и быстрее внедрять в крупные проекты. Компания может начать с пилотного запуска в одном из подразделений, а затем распространить на всю компанию.
- Более простая и гибкая природа методологии подразумевает меньшие затраты на внедрение и обучение персонала.
Минусы:
- P3 Express может не предоставлять весь спектр возможностей, доступных в полноценной P3M.
- Выборочное внедрение элементов подхода может привести к тому, что некоторые аспекты управления проектами будут упущены.
- Для эффективного использования P3 Express компании все равно придётся адаптировать методологию под свои нужды.
Для каких IT-проектов подходит P3 Express
P3 Express подойдет для небольших и быстрых IT-проектов с ограниченным бюджетом и сжатыми сроками, где нужна гибкость и минимум формальностей. Примеры таких проектов:
- Разработка MVP.
- Внедрение/настройка небольших информационных систем.
- Миграция или интеграция IT-систем.
- Проекты по улучшению/оптимизации IT-процессов.
- Создание прототипов и экспериментальных решений.
Spiral
Спиральная модель (Spiral Model) — это итеративная методология разработки программного обеспечения, созданная Барри Боэмом в 1980-х годах. Важно помнить, что она уделяет особое внимание анализу и управлению рискам.
Процесс разработки по Спиральной модели
Процесс создания IT-проекта по методу Spiral основан на итеративном и инкрементальном подходе с акцентом на анализ рисков. Весь жизненный цикл разработки представлен в виде спиралей, где каждая означает определенный этап.
Наш проект: Разработка мобильного приложения для заказа такси.
1-й виток спирали: Анализ рисков
- Определяем основные риски проекта, например: технологические ограничения, интеграция с существующими системами, юридические аспекты, безопасность данных пользователей.
- Разрабатываем стратегии по минимизации этих рисков, по типу: создание MVP, пилотное тестирование, привлечение экспертов в области мобильных приложений и безопасности.
2-й виток спирали: Определение требований
- Проводим интервью с потенциальными пользователями, чтобы понять их потребности и ожидания от приложения.
- Определяем основные функциональные требования: регистрация пользователей, оформление заказа такси, отслеживание статуса поездки, оплата.
- Уточняем нефункциональные требования: простота интерфейса, скорость работы приложения, интеграция с платежными системами.
3-й виток спирали: Разработка прототипа
- Создаем интерактивный прототип мобильного приложения, демонстрирующий основные пользовательские сценарии.
- Прототип тестируется с фокус-группами пользователей, чтобы получить обратную связь и внести корректировки в требования.
4-й виток спирали: Планирование и разработка (здесь можно внедрить и другие методики по типу Scrum)
- На основе обновлённых требований составляем подробный план реализации проекта.
- Проводим поэтапную разработку приложения.
- После завершения каждого этапа определяем дальнейшие шаги.
5-й виток спирали: Оценка и принятие
- Готовое мобильное приложение проходит всестороннее тестирование на стабильность, производительность и соответствие требованиям.
- Приложение развертывается в магазине приложений и становится доступно первым пользователям.
- Собираем обратную связь от пользователей, оцениваем качество и принимаем решение о завершении проекта или необходимости дальнейшего развития.
Плюсы и минусы Спиральной модели
Плюсы:
- Спиральная модель явно фокусируется на идентификации и минимизации рисков на каждом этапе разработки.
- Итеративный характер метода позволяет легко вносить изменения в проект по мере появления новых требований. После каждого витка спирали команда может пересмотреть и скорректировать первоначальные планы в зависимости от меняющихся потребностей.
- Подход предполагает активное участие заказчика на всех этапах разработки — так ожидания не «разобьются» о реальность.
- Спиральная модель делит разработку на последовательные, контролируемые этапы, делая процесс более структурным.
Минусы:
- Компаниям, привыкшим к более традиционным «водопадным» подходам, может быть сложно перейти на ориентированный на риски процесс.
- Итеративный характер Спиральной модели затрудняет точное планирование и прогнозирование сроков и бюджета проекта.
- Акцент на управлении рисками может создавать ощущение неопределенности и недостатка контроля.
Для каких IT-проектов подходит спиральная модель
Спиральная модель наиболее эффективна для крупных, сложных и рискованных IT-проектов, требующих тщательного планирования и контроля:
- Разработка критически важных информационных систем.
- Внедрение корпоративных приложений (ERP, CRM).
- Создание программных продуктов с высокой степенью инноваций и ориентацией на пользовательский опыт.
- Модернизация и интеграция устаревших IT-систем.
- Разработка встроенных систем и программного обеспечения.
Extreme Programming (XP)
Extreme Programming (XP) — это методология гибкой разработки программного обеспечения, созданная в 1990-х годах программистом Кентом Берком. Примечательно, что она вбирает лучшие практики Agile (здесь и поэтапная быстрая разработка через временные итерации, как в Scrum, и визуализация процесса, как в Kanban) и ориентирована только на digital-продукты.
Процесс разработки по XP
В основе XP лежит идея постоянного общения между командой разработчиков и заказчиком. Вместо классической «водопадной» модели, где требования собираются раз и навсегда, XP предполагает итеративный процесс.
Наш проект: приложение для заказа еды от сети ресторанов.
1. Планируем релиз:
- Совместно с заказчиком (владельцем ресторана) определяем основные функции приложения: возможность оформления заказа, просмотр меню, отслеживание статуса заказа, оплата.
- Формируем план работ на 3 итерации по 2 недели каждая.
- Определяем метрики: количество новых пользователей, средняя сумма заказа, время доставки.
2. Проводим итерации:
- В начале первой итерации уточняем задачи по реализации базовых функций приложения: страница меню, корзина, оформление заказа.
- Задачи распределяем между разработчиками, дизайнером и тестировщиком.
- Согласовываем сроки и ответственных за каждую задачу.
3. Разработка:
- Для каждой задачи сначала создаем автоматизированные тесты.
- Код пишем с небольшими приращениями, с регулярным парным программированием и рефакторингом.
- После завершения каждой задачи запускаем тесты для проверки качества.
4. Интегрируем:
- Несколько раз в день интегрируем код в единую систему.
- Автоматизированные тесты запускаем после каждой интеграции.
- По мере реализации ключевых функций проводим приёмочное тестирование с участием заказчика.
5. Релиз:
- После первой итерации выпускаем первую рабочую версию приложения с базовым функционалом.
- Собираем обратную связь, которую используем для планирования следующих итераций.
6. Проводим ретроспективу
Плюсы и минусы XP
Плюсы:
- Модель ориентирована на быстрое реагирование на изменения требований заказчика. Короткие итерации, постоянная обратная связь и гибкое планирование позволяют оперативно вносить коррективы в продукт.
- XP предполагает тесное взаимодействие с заказчиком на всех этапах разработки. Регулярные демонстрации промежуточных релизов и приемочное тестирование помогают своевременно выявлять и исправлять недочёты.
- Один из ключевых принципов подхода — автоматизированные тесты ещё до написания самого кода. Это позволяет оперативно выявлять и исправлять ошибки.
Минусы:
- XP требует активного участия всех членов команды в ежедневных встречах, парном программировании и других практиках.
- Координация работы большой команды в рамках подхода может быть более трудоёмкой. Практики, эффективные для небольших групп, могут не масштабироваться на крупные проекты.
Для каких IT-проектов подходит XP
Метод подходит в первую очередь для разработки небольших и средних по размеру программных продуктов, которые требуют частых изменений и обновлений:
- Интерактивные веб-сайты
- Интернет-магазины
- Веб-приложения с регулярными обновлениями
- Приложения для смартфонов и планшетов
- Мобильные игры
- Системы управления взаимоотношениями с клиентами (CRM)
- Прототипы и MVP
Выбор конкретной методологии, безусловно, зависит от команды. Но сегодня совсем не обязательно обращаться лишь к проверенным техникам — важно расширять горизонт планирования своих IT-продуктов.
338 открытий3К показов