Написать пост

Памятка по цифровой трансформации: переходим в облако правильно

Логотип компании T1 Cloud

Это T1 Cloud. Рассказываем, как облака помогают обеспечить непрерывность бизнес-процессов и как правильно провести переезд в облако.

В мире прослеживается тренд на использование облачных технологий. Так, в 2020 году глобальный рынок облачных вычислений оценивался в $371,4 млрд, а к 2025 году достигнет $832,2 млрд. Изначально на это повлияла пандемия — переезд в облака позволял организовать удалённую совместную работу команд при минимуме затрат и рисков.

Сейчас же для российских компаний основными стали внешние факторы: подорожание оборудования и сложности использования заграничного программного обеспечения (ПО). Причём эти ограничения могут быть долгосрочными.

Это T1 Cloud. В новой статье рассказываем, как облака помогают обеспечить непрерывность бизнес-процессов и как правильно провести цифровую трансформацию.

Облака, как инструмент комплексной оптимизации

Облачные технологии могут использоваться не только для хранения файлов и совместной работы с документами, но и для комплексной оптимизации бизнес-процессов. По данным Gartner, к 2025 году более 85 % компаний будут задействовать облачные сервисы в бизнес-стратегиях, а более 95 % новых рабочих нагрузок будут развернуты в облаке. Для сравнения, в 2021 году облака использовали только 30 % компаний.

Причин такой популярности несколько:

  • Экономия. При переезде в облако компании не нужно покупать собственное серверное оборудование, обслуживать и модернизировать его. Все нужные ресурсы и сервисы пользователь получает по подписке с оплатой только за использованный объём. В итоге капитальные инвестиции переходят в операционные расходы, то есть снижается финансовая нагрузка на компанию.
  • Низкий порог входа. Работать в облаке и использовать современные инструменты или сервисы можно, даже не имея в штате большую команду ИТ-специалистов. Настройкой и обслуживанием занимается облачный провайдер.
  • Безопасность и надёжность. Обеспечивать аналогичный уровень защиты и надёжности на собственном оборудовании — дорого и сложно. За внешний контур защиты облака и его соответствие требованиям законов отвечает провайдер. Он же гарантирует отказоустойчивость и доступность виртуальной ИТ-инфраструктуры.
  • Универсальность. Облака могут эффективно использовать компании разного профиля. И ИТ-стартапы — для разработки в облаке — и крупные корпорации для более широкого спектра задач — от налаживания корпоративного документооборота до работы с большими данными. Нужные инструменты можно найти в стеке облачного провайдера.
  • Масштабируемость. В облаке нужные ресурсы можно быстро получить по запросу. С физической инфраструктурой такое невозможно: приходится докупать оборудование, интегрировать и настраивать его. На это обычно уходит много времени и денег.

Но получить преимущества облаков можно только в случае правильной, последовательной миграции.

Правила пошагового переноса бизнес-процессов в облако

Переезд в облако должен быть постепенным

Лучше не пытаться сразу перенести всю инфраструктуру и процесса, а начать с небольших шагов. В первую очередь в облаке можно развернуть тестовые среды.  Это одновременно разгрузит часть вашей физической инфраструктуры и поможет протестировать возможности облака.

По мере тестирования облака и проверки устойчивости к нагрузкам можно увеличивать объём вычислительных ресурсов в облаке.

Нужны репликации

Чтобы миграция не сказалась на доступности сервисов и данных, к ней нужно заранее подготовиться. А именно создавать дубликаты данных или сервисов, один из которых переносить в облако. К использованию сервисов в облаке стоит приступать только после того, как проверите целостность перенесённой реплики.

Лучше начинать с небольших процессов

Чтобы миграция была плавной, а риски минимальными, лучше начинать перенос с чего-то небольшого и некритичного. Например, для переноса в облако документооборота не нужна сложная перестройка бизнес-процессов, поэтому его можно выполнить в первую очередь.

А вот сбор больших данных и их аналитика требуют сложной подготовки, поэтому их лучше переносить в облачную среду на более поздних этапах, когда будет подготовлена нужная архитектура.

Важно обеспечить безопасность

За безопасность в облаке отвечает как провайдер, так и пользователь. Задача поставщика услуг — общий мониторинг, отслеживание и блокировка атак на внешний контур защиты облака, обновление и совершенствование средств киберзащита, недопущение несанкционированного доступа и так далее.

Пользователь отвечает за установку антивирусных программ, обновление используемых решений, использование многофакторной аутентификации, безопасное хранение паролей и другие меры. Поэтому пользователь должен заранее определить порядок работы с облаком, распределить права доступа и разработать меры по обеспечению безопасности.

Надёжность и доступность облака должны соответствовать запросам

Дата-центры имеют разные уровни надёжности: от Tier I, с базовой защитой и большим допустимым временем простоя, до Tier IV, имеющих максимальную отказоустойчивость. Чем выше уровень дата-центра, тем лучше — они обеспечивают более надёжную защиту данных как на физическом (физическая защита здания, сервера и других), так и на программном уровнях.

На практике даже для критически значимых данных достаточно уровня Tier III — такие дата-центры имеют резервные линии питания, улучшенные системы аварийного восстановления и другие решения, которые гарантируют бесперебойную доступность сервисов клиента.

Кроме того, если в облаке предполагается работать с персональными данными, оно обязательно должно соответствовать требованиям ФЗ-152 — закону о защите персональных данных.

Нужно изучать и согласовывать SLA

SLA (Service Level Agreement) — соглашение об уровне обслуживания, в котором прописываются зоны ответственности заказчика и клиента, а также указываются гарантированные условия предоставляемых услуг. Среди них скорость восстановления доступа, выделяемые ресурсы и другие аспекты.

В целом, SLA — стандартизированный документ, который практически не отличается у разных провайдеров. Но это не значит, что в нём нельзя учесть все требования. С поставщиком услуг можно договориться о дополнительных условиях, если он их может обеспечить технически.

Без плана миграции не обойтись

Перед началом перехода в облако стоит проработать чёткий план миграции, в котором указывается что переносится, куда и с какими связями.

Если это предусмотреть, может рухнуть всё взаимодействие в ИТ-системе компании. Например, приложения надо переносить со всем стеком и базой данных — иначе оно не будет работать вообще или будет, но с ошибками.

Выбор облачного провайдера должен быть обоснованным

Перед заключением договора изучите не только все условия соглашения, но и дополнительную информацию. Почитайте отзывы, запросите статистику сбоев, уточните гарантии. Оптимально, если провайдер может дать подробные консультации, помочь с составлением дорожной карты миграции и регламентов обслуживания виртуальной ИТ-инфраструктуры.

Например, российский провайдер T1 Cloud предлагает комплексные решения по созданию, развитию и поддержанию облачной ИТ-инфраструктуры любого масштаба и для всех отраслей бизнеса. Облако провайдера работает в двух дата центрах уровня Tier III, предоставляет клиентам востребованные облачные сервисы и соответствует требованиям ФЗ-152 — такая облачная среда подойдет под любые запросы.

Главное по теме

  1. Переезд в облако — отличный способ оптимизации бизнес-процессов. Востребованность перехода обусловлена ростом цен на оборудование и появление сложностей с использованием зарубежного ПО.
  2. Использовать ИТ-инфраструктуру в облаке дешевле и проще, чем работать с физической инфраструктурой.
  3. Переходить в облако лучше постепенно, начиная с переноса простых процессов — это поможет снизить риски и проверить облачную среду на соответствие вашим запросам.
  4. Провайдера нужно выбирать обоснованно, для этого следует изучать SLA, читать отзывы, учитывать уровень надёжности дата-центров и другие критерии.
Следите за новыми постами
Следите за новыми постами по любимым темам
483 открытий485 показов