Написать пост

Плюсы, минусы и перспективы ООП в современной разработке

Аватарка пользователя Yulia Sukhovey

Давайте применим концепцию MVP к рассмотрению объектно-ориентированного, функционального и прототипного программирования.

Давайте применим концепцию MVP к рассмотрению объектно-ориентированного программирования, а чтобы не быть субъективными, также взглянем на функциональное и прототипное программирование. Прежде всего, интересно, что разработано на них. А также какие перспективы ждут разработчиков — то есть количество открытых вакансий на рынке труда.

Прототипные языки программирования

Императивная парадигма, где реализация программного продукта осуществляется за счет оперирования иерархиями объектов. Это полезно для компактных программ с небольшим объёмом кода.

Самая известная реализация прототипной спецификации ECMAScript — язык JavaScript. Традиционная его ниша — фронтенд. Но с недавних пор ведётся также активная разработка на этом языке и бэкенд-решений.

Вот как выглядит поиск по вакансиям программистов на прототипных языках:

  • JavaScript — 16 603;
  • Node.js — 1 403;
  • Slate — 9;
  • Agora — 3;
  • Cecil — 0.

Функциональные языки программирования

Декларативная парадигма программирования, которая строится на функциях, что удобно для параллельной и распределенной разработки. Программам, написанным с использованием данной парадигмы, свойственны такие свойства, как высокая степень параллелизации вычислений, повышенные требования к производительности и надежности.

Haskell применяется в финансовом программировании, при анализе рисков, в системах поддержки принятия решений. Erlang применяется в телекоммуникациях.

Смотрим вакансии (кстати, уровень зарплаты по ним выше среднего):

  • Haskell — 71;
  • Erlang — 70;
  • Lisp — 10.

Объектно-ориентированное программирование

Императивная парадигма, где реализация программного продукта осуществляется за счёт оперирования иерархиями классов и объектов. Базируется на таких подходах, как полиморфизм, инкапсуляция, абстракция и наследование.

Всё построено на повторном использовании кода, что ускоряет разработку. Кроме того, найти программистов на ООП несложно, потому что это очень развитый рынок — и в продуктовом, и в HR-смыслах. Это хорошо видно по количеству вакансий:

  • Java — 12 346;
  • PHP — 7 159;
  • C++ — 5 795;
  • Kotlin — 3 049.

ООП используется при написании операционных систем, СУБД, компиляторов, драйверов, множества прикладных программ. Например, достаточно сказать, что почти все известные браузеры, Microsoft Office, Adobe Photoshop и Illustrator — продукты объектно-ориентированного программирования.

Похоже, его рано списывать со счетов. Однако многие критикуют ООП. Какие претензии предъявляют очевидному лидеру, чем он не угодил?

Критика объектно-ориентированного программирования

ООП не раз подвергалось критике. Одно из самых ярких обвинений прозвучало от британского программиста — Джо Армстронга.

Проблема с объектно-ориентированными языками заключается в том, что у них есть вся эта неявная среда, которую они носят с собой. Вы хотели банан, но получили гориллу, держащую банан и все джунгли.

Это во многом справедливо. Помимо недостаточно качественной поддержки параллельных и распределенных систем, ООП отличается относительно низким качеством конечного продукта.

В процессе трансляции объектно-ориентированных программ в исполняемый код центрального процессора возникает ряд неоптимальностей по использованию памяти и вычислительного времени процессорных ядер.

ООП предоставляет вам множество способов замедлить работу ваших программ.

А небезызвестный Линус Торвальдс часто критиковал ООП и С++ в частности, упоминая в том числе отсутствие ограничений. Речь о том, что большое количество инструментов и методов позволяет добиваться функционально одинаковых реализаций множеством различных способов. Это можно было бы считать преимуществом, но появляется риск ошибок, обнаружить которые очень сложно. Наследование объектов может привести к тому, что баг «вылезет» в неожиданном месте, далеко от исходной неточности в описании «родителя».

Как же получилось, что такой уязвимый, избыточный, громоздкий подход к программированию стал основным в глобальном масштабе и до сих пор сохранил свои позиции?

Преимущества объектно-ориентированного программирования

Первые программы на языках программирования высокого уровня, по сути, не были структурированы, и это не вызывало проблем, потому что объёмы кода были, по современным меркам, ничтожны. Кроме того, тогда ещё не существовало репозитариев, не было интернета, и тиражирование исходных кодов программных продуктов было крайне затруднительным.

По мере того, как наперегонки развивались Hardware и Software, объёмы исходных кодов в программах начали стремительно расти. Теперь для его поддержки уже требовалась определенная архитектура. Стали применяться различные подходы к оформлению исходных кодов, и в конечном счёте появились парадигмы программирования. ООП выделялось сразу несколькими критично важными отличиями:

  • Удобное разделение задач по разработке между разными программистами, отделами, компаниями. Модульность за счёт инкапсуляции, возможно, стала решающей причиной такого широкого распространения ООП.
  • Потенциал для масштабирования. Можно добавлять новые компоненты, расширяя уже написанное программное обеспечение — и всё будет работать.
  • Обработка разнородных структур данных. Благодаря полиморфизму, софт на ООП можно гибко модифицировать, дополнять, «апдейтить». Это незаменимое свойство для коммерческих продуктов, а ведь именно они определяют доходы, бюджеты и создают ресурсную базу для новых и новых проектов.

Повторяемость кода ООП привела к созданию библиотек классов. Можно тратить всё меньше времени на получение уже полученных ранее результатов — причём даже не очень важно, кем именно и на каких проектах были сделаны прежние разработки. Так и начал формироваться парадокс банана: с одной стороны — упрощение разработки за счёт тиражирования уже реализованных классов. С другой — неоптимальное использование аппаратных ресурсов.

В ходе развития программного продукта могут потребоваться расширения и дополнения, уже реализованные в подключенных библиотеках, и тогда остаётся только их задействовать. Нечто похожее сейчас используется во многих коммерческих продуктах, причём не только софтверных.

Сама идея «разработки про запас» довольно удобна с точки зрения продаж. Как и выбор высокого темпа вместо перфекционизма в качестве кода. Лучше продать сегодня и сдать проект завтра, чем растянуть всё на годы и вылететь с рынка.

При всех своих недостатках объектно-ориентированное программирование позволяет быстрее, экономичнее и гораздо удобнее в плане управления процессом распределённой разработки получать работающий код. Да, возможно, в нём есть значительные неоптимальности, возможно их даже много. Но зато проект уже работает, по крайней мере, в виде прототипа. Этого достаточно для презентаций, получения первых клиентов и внедрений.

Всё равно первоначальные маркетинговые, интерфейсные и многие другие идеи придётся ещё неоднократно дорабатывать, а возможно, и менять. С точки зрения компании и особенно стартапа, выгоднее двигаться быстрее.

Резюме

В нулевых годах начали массово распространяться многоядерные и многопроцессорные системы. Возникла потребность в распределенных вычислениях, а чуть позже в вычислениях на графических процессорах. Оказалось, что ООП справляется с такими задачами значительно хуже, чем функциональные программы. Даже исходя из одного этого фактора, можно усомниться в бесконечном доминировании ООП.

Конечно, пропорции в разработке будут меняться. Это уже происходит. Кроме того, рано или поздно появятся принципиально другие, новые подходы — и они могут оказаться недостижимо более производительными, особенно на модернизированном железе.

Тем не менее, пока что ООП остается надёжным, удобным инструментом. Похоже, в ближайшие годы ничего не предвещает серьезных подвижек, так что можно смело использовать объектно-ориентированное программирование и в качестве личного карьерного плана, и для запуска проектов.

Следите за новыми постами
Следите за новыми постами по любимым темам
14К открытий14К показов