Написать пост

Почему айтишнику стоит идти работать в продуктовый ритейл

Аватар Типичный программист

Рассказ о том, как растить инновации внутри и какие навыки получают технические специалисты в продуктовом ритейле.

За последнее время продуктовый ритейл переживает бурный процесс цифровой трансформации: меняются форматы взаимодействия с аудиторией, запросы и потребности клиента. Сейчас даже необязательно приходить в магазин, чтобы купить нужный товар — ведь есть доставка. Это формирует среду для постоянного поиска и внедрения инновационных решений, по количеству которых ритейл уже догоняет, а порой и опережает классический банковский сектор и даже технологические компании. Как растить инновации внутри и какие навыки получают технические специалисты в продуктовом ритейле, рассказывает начальник управления продуктов торговой сети «Пятёрочка» Валерий Петриев.

Почему ИТ — это и про ритейл?

Исторически сложился стереотип, что продуктовый ритейл – это больше про «купил – продал помидоры и картошку», а не про высокие технологии. Между тем, на всём том пути, что совершает товар от поставщика до корзины покупателя (а порой – и до холодильника), применяются передовые ИТ-разработки. К примеру, для определения локации, где будет открыт новый магазин, мы используем большие данные и предиктивную аналитику, оценивая привлекательность места на основе информации о трафике, плотности населения, наличии конкурентов, расположения других наших торговых точек и многих других параметров. Если оценивать скорость, с которой ритейл развивает и внедряет цифровые инновации, то большинство этапов сейчас он проходит даже быстрее, чем, например, банковская сфера.

Проекты в ритейле направлены не только на экономию и рост операционной эффективности бизнес-процессов. В первую очередь, они ориентированы на сегодняшние потребности клиента. Изначально мы вкладываемся только в те решения, которые будут интересны и полезны нашим гостям: кассы самообслуживания, экспресс-доставка, магазины с автоматизированной системой покупок, системы контроля качества продукции (особое внимание уделяем свежести овощей и фруктов) при поступлении от поставщиков, удобное мобильное приложение.

«Мы создаём собственную экосистему»

«Пятёрочка» – крупнейшая сеть магазинов «у дома» в стране. Наши магазины есть в 66 регионах России, и 260 тысяч сотрудников работают, чтобы каждый день обеспечить более 13 миллионов гостей нужными продуктами и товарами. Чтобы вся эта громадная машина работала бесперебойно, мы используем широкий спектр ИТ-технологий, которые затрагивают и коммерческие процессы, и логистику, и управление персоналом.

Мы создаём собственную цифровую систему, делая ставку именно на внутренний ресурс, отдавая на аутсорс только стандартизированные сервисы, такие как ИТ-поддержка в магазинах, обслуживание техники и т.д. Все значимые инициативы рождаются внутри компании, что даёт нам возможность накопления собственной экспертизы и инновационного ресурса, помогает наращивать ИТ-компетенции и потенциал. Например, автоматизированный магазин без персонала «Пятёрочка #налету» – это полностью внутренний продукт компании, который был реализован за достаточно короткое время. Так быстро среагировать на коснувшиеся всего мира изменения нам удалось за счёт наличия наработок во многих областях, уже существовавших внутри.

Потребность в столь масштабных изменениях в бизнесе диктует необходимость переосмысления подходов к развитию технологической сферы. С 2019 года в компании Х5 и торговой сети «Пятёрочка» принят продуктовый подход как драйвер развития технологий. В отличие от проектного взгляда на развитие, продуктовый подход предполагает более тесную интеграцию бизнеса и технологий в решении как внутрикорпоративных, так и задач, к примеру, по улучшению покупательского опыта.

В частности, продукт «управление ассортиментом» охватывает существенную область бизнеса, где есть задача улучшения бизнес-составляющих, финансовой модели, и при этом закрывает потребность клиента в лучших ценах.

Кого мы ждём в нашу команду?

Специалист в отрасли информационных технологий уже несколько лет остаётся в списке самых востребованных профессий в мире. Прежде всего, мы хотим, чтобы кандидаты понимали, чем занимается компания: мы не только продаём, мы создаём передовые цифровые решения, которые востребованы и в других областях на рынке. Поэтому основная задача – показать, что мы действительно делаем.

Помимо классической разработки ПО в последнее время мы много внимания уделяем таким аспектам, как командная разработка (включая вовлечение нескольких команд к созданию одного продукта) и проведение продуктовых исследований.

Это серьёзно расширяет разнообразие требуемых компетенций, проходящих развитие внутри компании и привлекаемых с открытого рынка. Так, наряду с аналитиками, разработчиками и тестировщиками мы сейчас активно ищем скрам-мастеров и agile-коучей, специалистов продуктовой аналитики, продуктовых исследований и пользовательского опыта, а также трекеров продуктов.

Учитывая потенциал кратного роста количества продуктов в ближайшие год-два, мы ждём профессионалов своего дела, открытых для инноваций, тех, кто готов искать пути совершенствования. Только в области работы магазина их ждут задачи повышения эффективности внутренних процессов и стандартов качества на основе систем видеоаналитики, применения smart-устройств обслуживания (такие как «умные кассы» с системой компьютерного зрения), автоматизации распределения задач и создания возможности сотрудникам работать по гибким графикам. Помимо этого, есть ещё управление логистикой, недвижимостью, взаимоотношениями с партнёрами и многие другие.

Стек технологий

Говоря об используемых стеках технологий, сложно выделить какой-то приоритетный, так как по охвату развиваемых направлений нас пора уже сравнивать с современной многопрофильной ИТ-компанией. Для перечисления списка центров компетенций уже не хватает пальцев рук: тут и распространённые языки программирования, такие как Java, Python, C\C++, и современные системы организации, обработки и представления данных (Hadoop, QlicSense, Tableau, к примеру), для разворота систем в тестовых и продуктивных средах широко применяется собственное «облако» для предоставления услуг динамической инфраструктуры и система контейнеризации приложений Kubernetes. Отдельное внимание уделяется микро-сервисной архитектуре, анализу больших данных и машинному обучению.

Если говорить об условиях, то компания предлагает гибридный формат работы: несколько дней в неделю в офисе, несколько дома. Для этого в рамках проекта Home Office введены разные графики: 4/1, 3/2, 2/3 и т.д. У нас современный офис, который переоборудован по типу коворкинга, есть система бронирования рабочих мест, переговорные, локеры, куда можно убрать вещи в те дни, когда работаешь вне офиса.

С уверенностью можно сказать, что мы предлагаем ИТ-специалистам сложные и интересные задачи и предоставляем большие возможности для развития и карьерного роста. В работе мы применяем продуктовый подход, оперативно реагируем на изменения и делаем то, что нужно именно сейчас, двигаясь в рамках agile: пробуем, экспериментируем, получаем новый опыт, анализируем его и ставим новые цели. Всё это говорит об изменении культуры управления бизнеса в целом.

Следите за новыми постами
Следите за новыми постами по любимым темам
2К открытий2К показов