Поспорить с руководителем и познакомиться с девушкой: как тестировщикам развивать гибкие навыки

Отредактировано

Сейчас одних только знаний технической части и умения проводить тесты недостаточно. В статье — о том, почему важно развивать гибкие навыки и как это делать.

135 открытий2К показов
Поспорить с руководителем и познакомиться с девушкой: как тестировщикам развивать гибкие навыки

Сервисы, цифровые продукты и приложения становятся сложнее, а сроки на разработку и тестирование — более сжатыми. Эволюция ИТ-рынка требует от тестировщиков новых гибких навыков. Каких и как их развивать — в колонке Кирилла Лабзина, старшего специалиста по тестированию в компании IT_ONE.

Профессиональный тестировщик должен уметь адаптироваться, обладать навыками тайм-менеджмента, стрессоустойчивостью и критическим мышлением. Но главное — уметь выстраивать коммуникацию. Качество общения сотрудников напрямую влияет на эффективность работы компании и уровень выпускаемого продукта.

Можно сравнить гибкие навыки (soft skills) со строительным раствором, а профессиональные (hard skills) — с кирпичами. Без цемента высокое и крепкое здание не построить даже с большим количеством кирпичей.

Специалист без гибких навыков будет всего лишь исполнителем, а не полноценной рабочей единицей. При этом исполнителем не самым лучшим.

Без стеснения

Сегодня тестировщик должен хорошо понимать конечные желания пользователей. Главная его задача – не просто проверить функциональность нового продукта, но и привнести в сервис что-то новое. Для этого тестировщику необходимо постоянно быть на связи с другими отделами, задавать вопросы, искать и изучать информацию, адаптировать свои методики тестирования, дополнять новыми технологиями набор своих стандартных тестовых инструментов.

К сожалению, практика показывает, что многие тестировщики этого делать не хотят или не умеют. Исправить ситуацию может руководитель отдела тестирования или всего ИТ-подразделения. Во-первых, важно вкладывать ресурсы (время, средства) в развитие у специалистов гибких навыков. Во-вторых, важна простая помощь — возможность обсудить с руководителем проблему и получить совет. Высока вероятность, что сотрудник прислушается и начнет развиваться в правильном направлении.

Для этого у самого руководителя тоже должны быть хорошо развиты гибкие навыки. Ему стоит показывать на своем примере, что не нужно стесняться просить помощи у коллег. В такой атмосфере сотруднику будет в разы проще раскрыться как хорошему специалисту — ему нужно просто познакомиться ближе с отделом. 

Коммуникация внутри команды

Важно понимать, что при развитии коммуникативных навыков автоматически развиваются и другие. Поэтому стоит начать именно с них. Руководитель отдела тестирования или ИТ-директор могут сами подтянуть навыки коммуникации тестировщиков, организуя регулярное «общение без галстуков» и разные активности. Например, регулярные совместные компьютерные игры, некоторые из которых эффективно развивают в том числе и навык быстрого принятия решений. Это интересно и это объединяет. Оффлайн-игры тоже полезны с точки зрения развития коммуникативных навыков.

Мы, например, любим играть в мафию оффлайн и онлайн при включенных или выключенных камерах. Мафию знают все. Это простая игра, но в ней каждый должен себя как-то проявить. С ее помощью легко прокачиваются такие навыки, как критическое мышление, логика, ораторское мастерство, наблюдательность, стрессоустойчивость, командная работа.

В подобных играх, кстати, определяются психотипы сотрудников, становится понятно, кто как себя ведет в разных ситуациях.

Кроме того, чтобы прокачать навыки уверенности и коммуникации, можно давать сотрудникам простые задания, связанные с продажами. Либо любые другие задачи, не касающиеся профессиональной сферы. Например, поспорить с руководителем или познакомиться с кем-нибудь. Молодым неженатым тестировщикам можно давать задание познакомиться с девушкой. Такие мини-испытания очень хорошо работают для развития навыков коммуникации.

Уверенность, ораторское мастерство и умение отстаивать свое мнение хорошо хорошо прокачиваются на мозговых штурмах. Если сотрудники работают удаленно, можно устраивать brain storm онлайн. Такой формат общения обязывает каждого сотрудника высказаться — отсиживаться в сторонке не получится. Кроме того, все сотрудники условно находятся на одном уровне, пропадает иерархия, от чего высказываться публично становится проще.

Карьерный рост

Чтобы развиваться профессионально и расти по карьерной лестнице, ИТ-специалистам, в том числе тестировщикам, придется часто пользоваться гибкими навыками — возможно, чаще, чем техническими. Так, начинающий специалист будет заниматься оптимизацией своего рабочего расписания и выстраивать коммуникацию с коллегами гораздо реже, чем опытный амбициозный профессионал.

До сих пор в компаниях работает много опытных менеджеров с неразвитыми гибкими навыками. Как правило, у них существует проблема с коммуникацией внутри коллектива: они не умеют доносить свои идеи, плохо и неполно отвечают на вопросы, которые им задают.

Так, на крупном обсуждении проекта каждому сотруднику нужно дать высказаться. Даже интроверту, стеснительному человеку или новенькому. Старший менеджер с развитыми гибкими навыками понимает, кто себя чувствует неуверенно, на кого не надо давить, а кого можно спрашивать напрямую. Такой руководитель сможет дать слово всем сотрудникам в подходящий момент. В результате всестороннего обсуждения любой проект только выиграет.

Менеджер с неразвитыми гибкими навыками не сумеет справиться с этой задачей. Значит, его проекты будут менее конкурентоспособны. Эволюция ИТ-рынка рано или поздно вытеснит таких технических специалистов, вне зависимости от их положения в компании.

Правильная мотивация

При приеме на работу, как правило, несложно оценить технический уровень соискателя на должность тестировщика, в отличие от гибких навыков. Обычно, чтобы понять, насколько новый сотрудник готов развивать soft skills, достаточно трех месяцев. Тех новичков, которые показали готовность развиваться, нужно правильно мотивировать для дальнейшего роста. Для кого-то достаточно внутренней мотивации, удовлетворения амбиций, кого-то следует мотивировать через достижение целей. Для этого составляется мотивационная карта, то есть план действий, необходимых для достижения этой цели. В такой карте может быть прописано освоение некоторых технических или гибких навыков.

Своим сотрудникам, которые стремятся к карьерному росту, я советую начать с чтения подходящей литературы: книг по психологии и менеджменту. Одна из лучших книг — «12 встреч, меняющих судьбу. Практики Мастера» Дениса Чернакова.

Если сотрудник читает предложенную литературу и готов ее обсуждать, значит, он открыт к изменениям и готов развиваться. Скорее всего, он вольется в команду — поэтому стоит вкладывать ресурсы компании в его развитие.

Следите за новыми постами
Следите за новыми постами по любимым темам
135 открытий2К показов