Обложка: Профессия QA: успевает ли спрос за предложением и когда будут только автотестеры?

Профессия QA: успевает ли спрос за предложением и когда будут только автотестеры?

Анна Мосягина поговорила с преподавателями Нетологии о том, как обстоят дела на рынке QA-специалистов, как построить карьеру и какие перспективы они видят в профессии.
Анна Мосягина
Анна Мосягина

продюсер факультета «Программирование» в «Нетологии»

Во время пандемии многие сферы бизнеса «перетрясло» и QA не исключение. Все специалисты отмечали стагнацию рынка. Но парадокс в том, что когда случился локдаун, бизнес начал перестраиваться, пошел в онлайн и спрос на QA-специалистов быстро вырос.

Люди думают, что ковид, кризис, и поэтому боятся менять что-либо. Но потребность в специалистах остается и их стало сложно теперь достать. Это означает, что рынок стабилен, предложение работы стабильно, а вот спрос на эти вакансии со стороны соискателей, мне кажется, подпросел.

Василий Дорохин, QA-инженер

Причиной такой разницы в спросе-предложении может быть и то, что несколько лет назад вход в профессию был проще. Сейчас требования к кандидату стали более серьезными. И это повышает конкуренцию среди новичков. Также с включением режима удаленной работы, компании стали открыты к набору сотрудников из регионов, где зарплатные ожидания на порядок ниже, чем в Москве и Санкт-Петербурге. Это тоже оказывает немалое влияние на рынок и уровень зарплат в целом.

 Кто такой QA и чем занимается?

«Я иногда слышу, что люди, когда узнают, что я тестировщик, говорят: «В смысле? Я думал ты аналитик, или разработчик, или еще кто-нибудь», — признается Василий Дорохин. Так кто же такой QA и чем занимается? Давайте разбираться.

Профессия QA (Quality Assurance) уже своим названием говорит о том, что должен уметь QA–специалист. Основная его задача — заниматься контролем качества, начиная от работы пользовательских путей и заканчивая работой сайта, мобильных приложений и т.д. Это подразумевает, что у специалиста есть понимание о процессах в целом, что позволяет автоматизировать проверки и избежать ситуаций, когда кто-то что-то не досмотрел.

Рабочий день у QA-специалистов, как и у большинства сотрудников, перешедших на удаленку, начинается, как правило, со звонка с командой, чтобы обменяться статусами, а далее переходит в выполнение непосредственных рабочих задач: проверка исправленной ошибки или новой фичи, написание и поддержание в актуальном состоянии тестовой документации, анализ и разбор обращений от коллег и пользователей, ревью макетов, документации и др.

В течение дня я могу заниматься разработкой, спринтами с разработкой (construction sprints), писать на это документацию и автотесты на вновь разработанный функционал. Еще я очень часто делаю code review других автотестов, которые пишут другие тестировщики. Иногда я участвую в мероприятиях компании, где мы делимся опытом с другими коллегами или командами

Оксана Мельникова, Senior software engineer ADP

Так комментирует свой рабочий день Василий Дорохин:

Давайте возьмем для примера вчерашний день. Это был чертовски длинный день, на самом деле. Мне не очень повезло. Я начал работать еще до утреннего планинга с командой. У нас сейчас заканчивается спринт, поэтому мы проверяли результаты разработки за последние пару недель. Я проверил несколько сервисов и производил переустановку новых версий на интеграционный стенд, чтобы регресс смог стартануть со всем, что необходимо. После чего у нас был еще один планинг. Мы с другими разработчиками обсуждали способы реализации нового сервиса. После я общался с коллегами-тестировщиками о том, что мы будем проверять и каким образом, что будет входить в релиз, чтобы мы максимально быстро могли понять, что могло задеть новыми изменениями. Затем я занялся тем, что запустил несколько скрипов на генерацию тестовых данных, которые нам потребуются. Стартанули регресс. В процессе произошла проблема: один из сервисов начал валиться, потому что были проблемы с выполнением запросов в базе. Но мы с этим разобрались

Где место QA в компании и как начать карьеру?

Как и в любой профессии в QA есть определенная градация специалистов. Зачастую это Junior, Middle, Senior. Но все зависит от конкретной компании и того, как в ней построены процессы. В некоторых случаях QA входит в состав команды разработчиков, как, например, в команде Василия Дорохина. Некоторые идут по пути скрам-команд, где есть по одному представителю из каждой области знаний. Есть компании, где QA — это обособленные отделы: команда разработки существует отдельно, QA — отдельно. Команда разработки закончила свою работу над проектом и отправила все в отдел QA на верификацию.

Cамый классический вход в профессию QA на Junior-позицию — через ручное тестирование. С этого началась карьера Оксаны Мельниковой:

Я занималась ручным тестированием в команде из 10-ти тестировщиков в одном финтех проекте. Мы делали подобие искусственного интеллекта для обработки поведения рынка акций и адвайзинга для клиентов этого сервиса — тестировали математические модели. Там же я постепенно и начинала изучать автоматизацию.

Но если есть огромное желание, то в QA можно попасть и из другой сферы, как часто происходит у студентов, которые пришли обучаться на курсы в Нетологию. Такая история и у Василия Дорохина:

Я в принципе переходил из другой сферы, куда я пытался тянуть различные вещи, которые были присущи айтишному образу построения процессов. На тот момент у меня были свои проекты, в которых я занимался инфраструктурой, тестированием, развертыванием и прочим. И мне это нравилось. Я пошел на собеседование на QA-автоматизатора сразу, то есть у меня не было момента, когда я тестировал руками. И благополучно его завалил, но из-за того, что я понравился ребятам, которые меня собеседовали, мне предложили другую вакансию в этой же компании в помощь менеджеру по процессам. Собственно, я согласился, и я пошел туда. А вот дальше уже дополнял свои знания на реальном проекте и из открытых источников. Это позволило планомерно развиваться в QA.

 В чем польза QA для бизнеса?

QA-специалисты помогают компаниям не только выявлять ошибки в продукте путем тестирования, но и сохранять ресурсы бизнеса. Чем раньше подключается QA-специалист, тем дешевле стоит компании исправление дефектов. А вот если баг не выявили на этапе тестирования и он всплыл позднее, то исправить его гораздо сложнее и дороже.

В таком случае у нас создается дополнительная нагрузка на команду или на разработчиков, которые уже в принципе этим не занимаются, они продвинулись дальше. Их нужно остановить и остановить все, что они делают. Пока они этим заняты, нужны дополнительные люди, которые смотрят, что могло быть затронуто багом. И вот у нас уже работает какое-то количество людей, которые вынуждены делать дополнительную работу. И это я еще не говорю о том, что эти изменения могли бы повлечь за собой еще и финансовые потери для компании, например, мы узнали об этом баге позже, чем наши пользователи, и они смогли получить из этого какую-то выгоду для себя.

Василий Дорохин

Что ждет профессию QA?

На вопрос о будущем профессии QA, специалисты в один голос говорят о курсе на автоматизацию, но будет ли заменено ручное тестирование, вопрос спорный.

Василий Дорохин вспоминает о недавнем исследовании будущего QA-специалистов:

В нем строили облако тэгов, где на третьем месте было искусственное обучение, на втором — работа с большими данными и на первом — автоматизация. Хотя автоматизатор и дороже стоит, но это удобно: один и тот же тест будет гоняться сам по себе и нам не нужен отдельный человек, который бы этим занимался.

Оксана Мельникова считает, что в ближайшем будущем не случится замены ручного тестирования автоматизацией, потому что «только у человека есть сознание, которое может оценить поведение пользователя, оценить какие-то нестандартные пути использования продукта. И именно благодаря этому тестировщики будут востребованы».

Ручное тестирование даже сейчас — обязательная часть перед любым автоматизированным, оно делается для проверки того, а правильно ли сделан продукт и так ли, как его хотят видеть пользователи.

В любом случае понятно одно: IT-продуктов становится больше, а значит, и растет необходимость в тестировании. Специалистам важно быть технически подкованным и иметь хорошие софт скиллс, чтобы быть конкурентоспособными на рынке QA. И даже, если автоматизация заменит людей, хорошим QA-специалистам всегда можно уйти в разработку, аналитику или управление.

Тестировщик сотрудничает со всеми в команде и знает, что происходит в какой-то конкретный период времени, поэтому он становится удобной точкой для получения актуальной информации. И соответственно, если мы его избавляем от необходимости тестирования, то он вполне себе может этим всем управлять.

Василий Дорохин