Написать пост

6 мифов о работе с госсектором для программиста

Аватарка пользователя Саша Ушатинская

Госсектор ассоциируется у многих с бумажной волокитой и бесперспективностью. Юлия Саландаева, HR-директор компании «Нетрика», специализирующейся на создании ИТ-решений для государства, разрушает мифы, касающиеся якобы унылой работы в секторе B2G.

Обложка поста 6 мифов о работе с госсектором для программиста

За последний год популярность ИТ-профессий значительно возросла. Целевые вузы увеличивают количество мест на соответствующие специальности, а в принятой в конце июля программе «Цифровая экономика» особенно подчеркивается важность таких направлений, как промышленный интернет, большие данные, технологии виртуальной и дополненной реальности. Эта программа может быть одним из показателей, что наше государство с большим интересом смотрит в сторону развития высоких технологий.

Разработкой ИТ-решений для госсектора занимается множество коммерческих компаний. Однако не все молодые специалисты, узнав о том, кто выступает заказчиком того или иного проекта, решаются на сотрудничество с государственной структурой. Ведь «госы» ассоциируются у многих с бумажной волокитой и бесперспективностью.
Юлия Саландаева, HR-директор компании «Нетрика», которая специализируется на создании ИТ-решений для государства, разрушает мифы, касающиеся якобы унылой работы в секторе B2G.

Миф 1. Слишком много бюрократии

Самое распространенное мнение относительно сотрудничества с госами касается сильной забюрократизированности всех процедур. Любое решение — и в этом есть доля истины — должно пройти множество этапов согласования перед тем, как оно будет окончательно принято.

Естественно, нельзя приниматься за разработку какой-либо информационной системы для нужд госсектора, не подписав ряд документов и соглашений. Тем не менее непосредственных разработчиков, тестировщиков, технических писателей в компаниях, которые плотно работают с государством, все эти вопросы не касаются. Они получают четкое техническое задание, по которому и создают решения. Все прямые коммуникации с заказчиком осуществляют руководители проектов и бизнес-аналитики, сфокусированные именно на взаимодействии с госсектором.

Миф 2. Работать скучно

С излишней бюрократией в разработке ИТ-сервисов для госсектора отчасти соотносится еще один стереотип: работа с госзаказчиком представляется многим удручающе скучной. Молодые специалисты считают, что раз они будут заниматься разработкой государственных информационных решений, то им придется полностью отказаться от креативных задумок. Или, того хуже, забыть о цифровых благах современности и вернуться к факсу и дискетам.

В действительности всё совсем не так. Не получится создать по-настоящему качественную систему (например, портал записи на прием к врачу или электронный дневник школьника), которая бы соответствовала всем требованиям заказчика и была бы удобной в использовании, не обращаясь к креативным тактикам и актуальным методикам проектной работы. Более того, это даже приветствуется, и руководитель проекта должен убедить заказчика, что внедрение того же agile-подхода позволит долгое время поддерживать на достойном уровне и при необходимости улучшать ИТ-системы без существенных затрат. В противном же случае все решения придется переписывать через пару-тройку лет, заново выделяя на эту работу бюджетные средства.

Миф 3. Сплошь возрастные коллеги

Работу в госсекторе часто также ассоциируют с сотрудниками старой закалки, которые всю свою жизнь посвятили работе в одном месте. Но в последние годы в госорганах, как правило, работают молодые ИТ-специалисты. А средний возраст разработчиков в частных компаниях, сотрудничающих с государственными структурами, колеблется в районе 27 лет. Так что программисту из коммерческой организации будет несложно найти общий язык со специалистом из госструктуры. Да и скучать в команде разработчиков среди своих ровесников молодым специалистам точно не придется.

Миф 4. О профессиональном развитии можно забыть

Многие считают, что создавать ИТ-решения для госорганов — это то же самое, что работать в государственных структурах. Вытекающие из этой уверенности стереотипы обычно связаны со сложностями карьерного роста и чуть ли не усыпляющим однообразием. По счастью, на команду частной компании, выполняющую госконтракт, не распространяются ограничения, которые действуют в самом госсекторе. Например, внутри коммерческой компании может быть неформальная атмосфера и более гибкое штатное расписание, помогающее строить карьеру. Кроме того, специфика ИТ-бизнеса такова, что организации выращивают своих специалистов с молодых ногтей: принимают их еще студентами на стажировки, обучают и позволяют развиваться в штате. Чтобы через несколько лет молодой специалист смог стать квалифицированным руководителем проектной группы.

Постоянное совершенствование сотрудников гарантирует создание работающих систем. И заказчик просто не может менять сложившиеся в компании принципы работы с персоналом.

Миф 5. Шаг влево, шаг вправо — попытка к бегству

Возможность работать из дома и лояльное к гибкому графику руководство свойственны далеко не всем организациям. Для кого-то это может и не быть проблемой. Однако сегодня, когда люди доступны для связи фактически 24 часа семь дней в неделю, быть привязанным к рабочему месту (если вы, конечно, не врач и не учитель) уже не столь обязательно. Но если ИТ-компания создает информационные системы для государства, значит ли это, что разработчикам придется жить «по времени госов»? Вовсе нет.

Для заказчика важно, чтобы проект был выполнен в срок и чтобы решение работало. Впрочем, это имеет значение для любого клиента, государство в этом случае ничем не отличается от коммерческой структуры. То же волнует и непосредственное руководство ИТ-команды. Разница лишь в том, что руководители компании позволяют сотрудникам приходить на работу в период с девяти до одиннадцати утра или отпрашиваться на день, если им необходимо встретить сантехника или отвести ребенка в поликлинику. С другой стороны, как и в любых других компаниях, при сотрудничестве с госсектором возможны переработки для сдачи проекта в срок. После них сотрудники также могут брать отгулы для восстановления сил. И для этого им не обязательно будет писать кучу служебных записок.

Миф 6. Согласования длятся вечно, а до окончания проекта можно и не дожить

Можно предположить, что, какой бы современной ни была ИТ-компания, если она работает с государством, рано или поздно ей придется играть по тем же правилам. Например, месяцами ждать финального согласования, затягивая тем самым весь проект.

Но сроки реализации обычно регламентируются государственными контрактами, а также требованиями соответствующих министерств и глав регионов. Кроме того, помимо юридических требований, сроки могут определяться каким-либо грядущим событием (например, выступлением губернатора региона), к которому необходимо запустить ИТ-систему.

Заключение

Разработка ИТ-решений для государства — большая ответственность, ведь созданными информационными системами будут пользоваться миллионы людей. Вместе с тем, по сути не имеет значения, кто стал заказчиком услуг компании, в которой ты работаешь: госсектор или коммерческая организация. Самое главное — понимать свое место в команде и выполнять работу на профессиональном уровне. Тогда не придется даже задумываться ни об одном из этих разрушенных мифов.

Следите за новыми постами
Следите за новыми постами по любимым темам
4К открытий4К показов