6 мифов о работе с госсектором для программиста

госсектор
Юлия Саландаева

Юлия Саландаева, HR-директор компании «Нетрика»

За последний год популярность ИТ-профессий значительно возросла. Целевые вузы увеличивают количество мест на соответствующие специальности, а в принятой в конце июля программе «Цифровая экономика» особенно подчеркивается важность таких направлений, как промышленный интернет, большие данные, технологии виртуальной и дополненной реальности. Эта программа может быть одним из показателей, что наше государство с большим интересом смотрит в сторону развития высоких технологий.

Разработкой ИТ-решений для госсектора занимается множество коммерческих компаний. Однако не все молодые специалисты, узнав о том, кто выступает заказчиком того или иного проекта, решаются на сотрудничество с государственной структурой. Ведь «госы» ассоциируются у многих с бумажной волокитой и бесперспективностью.
Юлия Саландаева, HR-директор компании «Нетрика», которая специализируется на создании ИТ-решений для государства, разрушает мифы, касающиеся якобы унылой работы в секторе B2G.

Миф 1. Слишком много бюрократии

Самое распространенное мнение относительно сотрудничества с госами касается сильной забюрократизированности всех процедур. Любое решение — и в этом есть доля истины — должно пройти множество этапов согласования перед тем, как оно будет окончательно принято.

Естественно, нельзя приниматься за разработку какой-либо информационной системы для нужд госсектора, не подписав ряд документов и соглашений. Тем не менее непосредственных разработчиков, тестировщиков, технических писателей в компаниях, которые плотно работают с государством, все эти вопросы не касаются. Они получают четкое техническое задание, по которому и создают решения. Все прямые коммуникации с заказчиком осуществляют руководители проектов и бизнес-аналитики, сфокусированные именно на взаимодействии с госсектором.

Миф 2. Работать скучно

С излишней бюрократией в разработке ИТ-сервисов для госсектора отчасти соотносится еще один стереотип: работа с госзаказчиком представляется многим удручающе скучной. Молодые специалисты считают, что раз они будут заниматься разработкой государственных информационных решений, то им придется полностью отказаться от креативных задумок. Или, того хуже, забыть о цифровых благах современности и вернуться к факсу и дискетам.

В действительности всё совсем не так. Не получится создать по-настоящему качественную систему (например, портал записи на прием к врачу или электронный дневник школьника), которая бы соответствовала всем требованиям заказчика и была бы удобной в использовании, не обращаясь к креативным тактикам и актуальным методикам проектной работы. Более того, это даже приветствуется, и руководитель проекта должен убедить заказчика, что внедрение того же agile-подхода позволит долгое время поддерживать на достойном уровне и при необходимости улучшать ИТ-системы без существенных затрат. В противном же случае все решения придется переписывать через пару-тройку лет, заново выделяя на эту работу бюджетные средства.

Миф 3. Сплошь возрастные коллеги

Работу в госсекторе часто также ассоциируют с сотрудниками старой закалки, которые всю свою жизнь посвятили работе в одном месте. Но в последние годы в госорганах, как правило, работают молодые ИТ-специалисты. А средний возраст разработчиков в частных компаниях, сотрудничающих с государственными структурами, колеблется в районе 27 лет. Так что программисту из коммерческой организации будет несложно найти общий язык со специалистом из госструктуры. Да и скучать в команде разработчиков среди своих ровесников молодым специалистам точно не придется.

Миф 4. О профессиональном развитии можно забыть

Многие считают, что создавать ИТ-решения для госорганов — это то же самое, что работать в государственных структурах. Вытекающие из этой уверенности стереотипы обычно связаны со сложностями карьерного роста и чуть ли не усыпляющим однообразием. По счастью, на команду частной компании, выполняющую госконтракт, не распространяются ограничения, которые действуют в самом госсекторе. Например, внутри коммерческой компании может быть неформальная атмосфера и более гибкое штатное расписание, помогающее строить карьеру. Кроме того, специфика ИТ-бизнеса такова, что организации выращивают своих специалистов с молодых ногтей: принимают их еще студентами на стажировки, обучают и позволяют развиваться в штате. Чтобы через несколько лет молодой специалист смог стать квалифицированным руководителем проектной группы.

Постоянное совершенствование сотрудников гарантирует создание работающих систем. И заказчик просто не может менять сложившиеся в компании принципы работы с персоналом.

Миф 5. Шаг влево, шаг вправо — попытка к бегству

Возможность работать из дома и лояльное к гибкому графику руководство свойственны далеко не всем организациям. Для кого-то это может и не быть проблемой. Однако сегодня, когда люди доступны для связи фактически 24 часа семь дней в неделю, быть привязанным к рабочему месту (если вы, конечно, не врач и не учитель) уже не столь обязательно. Но если ИТ-компания создает информационные системы для государства, значит ли это, что разработчикам придется жить «по времени госов»? Вовсе нет.

Для заказчика важно, чтобы проект был выполнен в срок и чтобы решение работало. Впрочем, это имеет значение для любого клиента, государство в этом случае ничем не отличается от коммерческой структуры. То же волнует и непосредственное руководство ИТ-команды. Разница лишь в том, что руководители компании позволяют сотрудникам приходить на работу в период с девяти до одиннадцати утра или отпрашиваться на день, если им необходимо встретить сантехника или отвести ребенка в поликлинику. С другой стороны, как и в любых других компаниях, при сотрудничестве с госсектором возможны переработки для сдачи проекта в срок. После них сотрудники также могут брать отгулы для восстановления сил. И для этого им не обязательно будет писать кучу служебных записок.

Миф 6. Согласования длятся вечно, а до окончания проекта можно и не дожить

Можно предположить, что, какой бы современной ни была ИТ-компания, если она работает с государством, рано или поздно ей придется играть по тем же правилам. Например, месяцами ждать финального согласования, затягивая тем самым весь проект.

Но сроки реализации обычно регламентируются государственными контрактами, а также требованиями соответствующих министерств и глав регионов. Кроме того, помимо юридических требований, сроки могут определяться каким-либо грядущим событием (например, выступлением губернатора региона), к которому необходимо запустить ИТ-систему.

Заключение

Разработка ИТ-решений для государства — большая ответственность, ведь созданными информационными системами будут пользоваться миллионы людей. Вместе с тем, по сути не имеет значения, кто стал заказчиком услуг компании, в которой ты работаешь: госсектор или коммерческая организация. Самое главное — понимать свое место в команде и выполнять работу на профессиональном уровне. Тогда не придется даже задумываться ни об одном из этих разрушенных мифов.