0
Обложка: Public vs private cloud: как выбрать облачные сервисы для бизнеса

Public vs private cloud: как выбрать облачные сервисы для бизнеса

Алина Пархоменко
Алина Пархоменко

Директор по развитию сервисов ITGLOBAL.COM

По оценкам International Data Corporation, в 2020 году глобальный рынок публичных облачных сервисов вырос на 24% по сравнению с 2019 годом и составил 312 миллиардов долларов США. Алина Пархоменко, директор по развитию сервисов ITGLOBAL.COM, расскажет об особенностях выбора облачных решений для бизнеса и перспективах cloud-технологий.

Пандемия повлияла на стремительное развитие облачных сервисов: успешность бизнеса стала зависеть во многом от того, насколько быстро компания способна перейти на удалённый формат работы и разворачивать облачные инструменты.

Почти треть работодателей в России планируют сохранить дистанционный или гибридный формат работы для своих сотрудников на длительный период, поэтому у организаций появилась постоянная необходимость в удалённых рабочих столах и обеспечении информационной безопасности. Пользуются популярностью решения, позволяющие быстро разворачивать дистанционные рабочие места облаках.

Разновидности облачных технологий

Публичное облако

Публичное облако или IaaS — общедоступный облачный сервис, предоставляемый бесплатно или по подписке. Эта инфраструктура, используемая одновременно множеством компаний, подходит для среды разработки и тестирования. Среди преимуществ — высокая доступность, масштабируемость и гибкая тарификация.

Публичное облако применимо для компаний, которые хотят избавиться от капитальных затрат, организовать резервную площадку, запустить временный проект, и если организация не имеет специфических потребностей или ограничений. Оно подходит в случаях, когда бизнес не хочет нанимать новых сотрудников в ИТ-подразделение. Малому бизнесу часто хватает небольших гиперскейлеров, например, сервиса аренды облачной инфраструктуры Serverspace.

Частное облако

Частное облако, в свою очередь, представляет ИТ-инфраструктуру для одного предприятия. Это решение подходит, если у бизнеса есть особые требования к переподписке ресусов, пиковым нагрузкам, доступу к администрированию всей инсталляции, и если существуют ограничения со стороны службы информационной безопасности. Клиентам с особенными потребностями, например PCI DSS или ФЗ 152, подойдут специализированные облака, имеющие аттестаты и сертификаты.

Встречаются ситуации, когда компания не может размещаться в публичном облаке из-за требований службы информационной безопасности или позволить себе покупку оборудования и техподдержку. В таком случае стоит использовать private cloud, которое можно развернуть даже в ЦОДе клиента.

Гибридное облако

Гибридное облако подразумевает совместное использование частных и публичных облачных систем. Технология дает гибкость для переноса данных, а также возможность оперативно перенастраивать работу в ИТ-инфраструктуре.

Как показывают результаты исследований компании Accenture, большинство организаций по всему миру использует гибридную инфраструктуру, сочетая публичные и частные облака, а также пограничные вычисления, при этом интеграция между ними все еще слабая. Однако ситуация постепенно меняется: все больше компаний строят инфраструктуру с учетом лучших практик сервис-провайдеров публичных облаков для развития собственной ИТ-инфраструктуры.

Другие виды

Корпоративный и массовый IaaS отличаются по набору функций и отвечают разным бизнес-задачам. Если требования к проекту неспецифичны, то стоит использовать массовый IaaS. Если организации требуется масштабирование с высоким уровнем доступности сервиса, надежности и безопасности, следует выбрать облако с высокой степенью отказоустойчивости или корпоративный IaaS.

Клиент получает желаемую функциональность и платит за то, что ему действительно необходимо. Плюс ко всему компании нужно определиться, какие задачи она решает с помощью облака, и оценить внутренние ресурсы: для каких-то задач лучше использовать свои сервера.

Public vs private cloud: особенности применения

В России растёт потребление облачных сервисов, большая доля которых приходится на SaaS (Software as a Service). Помимо этого, мы наблюдаем проникновение cloud-технологий в бизнес- и ИТ-приложения: более 40% компаний используют облака для работы CRM (Customer Relationship Management), ERP (Enterprise Resource Planning), платёжных шлюзов, BI, ПО для закупок и так далее. На первый план в средних и крупных компаниях выходят вопросы безопасности и кастомизации, потому происходит переход от классического IaaS в Private Cloud.

При выборе провайдера облачных услуг компания должна учитывать опыт, набор предоставляемых решений, SLA, репутацию на рынке, а также географическую близость серверов. Последний пункт имеет особое значение, поскольку физическое расстояние до сервера влияет на скорость работы с ним. В случае глобального бизнеса стоит выбрать провайдера с распределёнными площадками, в том числе за рубежом. А при работе с персональными данными понадобится решение, которое отвечает требованиям 152-ФЗ.

Прогнозы развития рынка облачных сервисов

Эксперты прогнозируют, что к 2028 году объём глобального рынка облачных сервисов составит 791,48 млрд долларов США, с ежегодным приростом почти 20%. Если раньше облачными сервисами пользовались молодые смелые компании, то сейчас это must have для любого бизнеса.

На российском рынке сложилась уникальная ситуация. AWS не используется массово, как в Европе или США, одновременно нет компании-монополиста, вроде китайского Alibaba Cloud. Это происходит, прежде всего, из-за отсутствия у глобальных игроков своих дата-центров на территории страны.

Благодаря этому в России появились сильные локальные игроки: существуют свои гиперскейлеры, строятся ЦОДы, развивается сегмент PaaS и managed-услуг. Исследования Accenture показывают, что большинство российских компаний готовы рассматривать отечественных провайдеров для перехода в облако, если они обеспечивают гибкость и масштабируемость на уровне международных игроков.

Плюс ко всему опрошенные компании отмечают рост финансовых показателей при использовании облака. Сервисы IaaS помогают сократить затраты, тогда как SaaS больше влияет на повышение доходности: такие результаты отметили более 40% респондентов.