Написать пост

Ребёнок хочет быть айтишником: как ему помочь

Школьники старших классов и студенты колледжей могут удалённо и бесплатно погрузиться в IT-сферу: выбрать направление, пройти практику, а в финале — создать и защитить выпускной проект.

Ребёнок хочет быть айтишником: как ему помочь
Такие возможности предоставляет «Долина Технологий» от «Лаборатории Касперского». Ниже — рассказ создателей и экспертов этой программы.

В «Долину Технологий» вложен не только их профессиональный, но и персональный родительский опыт: у детей некоторых наставников как раз подошло или подходит время подростковой практики и профориентации.

«Иногда программа устаревает прямо в процессе обучения»

— Я начал преподавать, ещё учась в аспирантуре, и так втянулся, что без этого себя уже не представляю. Прямо сейчас, например, обучаю администрированию виртуальных сред (по сути, готовлю будущих DevOps-ов и DevSecOps-ов) и 3D моделированию в Московском авиационном институте. А в целом за эти 15 с лишним лет я успел поработать, кажется, со всеми возможными аудиториями — не только со студентами, но и со школьниками и даже со взрослыми на программах профессиональной переподготовки и повышения квалификации.

И, как правило, во всех случаях у обучения есть одна проблема. Даже если в моменте у университета есть достойная и сильная учебная программа, то сложная структура самих вузов — кафедры, факультеты, специальности — не позволяет им быть гибкими и в полной мере соответствовать динамике индустрии.

Основная причина этого — длительный процесс утверждения программы.

Сначала проверка и согласование со стороны соответствующих инстанций, затем поиск компетентных преподавателей; а когда наконец всё готово и дисциплина начинает преподаваться, то может оказаться, что набор навыков, которыми должен обладать выпускник этой специальности, уже неактуален. Не раз и не два был свидетелем того, как программа устаревает прямо в процессе обучения…

У меня двое детей: 11-ти летний сын и 8-ми летняя дочь. И ровно по тем причинам, которые я описал выше, они находятся на семейном образовании. Это означает, что они учатся дома, но прикреплены к школе, где проходят ежегодную аттестацию; а мы с супругой, как родители, получаем регулярную синхронизацию нашей собственной учебной программы с общеобразовательной.

Это даёт возможность, во-первых, если ребенок что-то не понимает, потратить на это столько времени, сколько нужно. В школе же учителю, как правило, нужно уложиться в чёткие рамки, и он не может останавливать программу и несколько недель разбирать с парой учеников какую-то тему, пока остальные 20-25 человек скучают. А во-вторых, подбирать для них предметы и траекторию обучения по факту возникновения интереса у ребенка, а не по факту начала предмета в школе.

К примеру, моему старшему в 10 лет стала интересна химия. При хрестоматийной системе ему бы сказали: «Ну, ты потерпи 4 года, она у тебя в 8-м классе начнётся»… А за эти 4 года он уже потеряет интерес. В моём же случае можно сразу купить условный «Набор юного химика» и записать ребенка в кружок химии, астрономии, биологии, программирования — словом, туда, где он с удовольствием будет развиваться здесь и сейчас.

Поэтому я и как родитель, и как педагог, за то, чтобы у ребенка была своевременная возможность прикоснуться к чему-то реальному, попробовать то, что ему прямо сейчас интересно, и понять, чем ему больше нравится заниматься. Так он сможет выбрать себе профессию ещё до института (или напротив — уже в старших классах школы отринуть то, что ему совершенно неинтересно), и значит, сможет легче развиваться и осознаннее строить свою карьеру.

«Мы не видели всего диапазона возможностей, а современным детям проще»

— Я помню, в детстве всё моё окружение мечтало о каких-то профессиях. Кто-то хотел стать космонавтом, кто-то летчиком, кто-то пожарным и так далее. Ни один не желал быть, например, разработчиком или тестировщиком, потому что в тот момент таких вариантов в нашей голове не было. Мы просто не видели всего диапазона возможностей. А современным детям в этом смысле гораздо проще. Более того, получив стартовую техническую базу в юном возрасте, её легко конвертировать в любую ИТ-специальность.

Например, я рассказывал про тестирование — и это важно, потому что в современном ИТ тестировщики нужны при запуске любого проекта: будь то видеоигра, сайт или мобильное приложение. В рамках курса я учу ребят основам тестирования, показываю как выявлять ошибки и создавать отчёты.

При этом даже если само тестирование как таковое им не понадобится, полученные знания о том, какими баги бывают и откуда они могут появиться, станут хорошим базисом для любой ИТ-профессии.

И ещё за более чем 10 лет работы в «Лаборатории Касперского» я обучил нескольких стажеров, и могу отметить, что бОльших успехов добились те, кто с ранних лет самостоятельно занимался чем-то помимо учебы: проходил какие-то курсы, делал пет-проекты, создавал ботов в том же Telegram… Кто-то вообще сервера разворачивал! Поэтому уже будучи школьником, ребенку важно участвовать в как можно большем количестве активностей.

«Интерес к ИТ может открыться гораздо раньше, чем в 18-20 лет, и ребятам нужен мостик»

— Мы уже много лет сотрудничаем с разными школами и колледжами — наши коллеги проводят мастер-классы, читают лекции и помогают учителям актуализировать их знания в области информатики. И мы всё чаще стали получать запросы и от школ, и от колледжей, и от самих учителей и учащихся: «А расскажите, как выглядит мир информационных технологий. А покажите, как у вас там всё устроено, как большая компания работает изнутри.»

И мы подумали: а почему бы и нет? Почему бы не дать возможность школьникам и студентам колледжей немножко окунуться в этот мир, попробовать себя в различных профессиях и понять, куда можно развиваться в сфере ИТ и в частности в информационной безопасности?

Кроме того, в «Лаборатории Касперского» уже существует программа стажировок SafeBoard для студентов, и исходя из неё мы видим, что интерес к ИТ может открыться гораздо раньше, чем в 18-20 лет. Поэтому мы захотели выстроить вот этот мостик к SafeBoard для ребят, которые уже со школьной скамьи проявляют интерес к айти и ищут, как себя проявить.

При этом мы не образовательное учреждение, и не намерены претендовать на такую роль в полном смысле этого слова. Но нам важно показать, как работают реальные люди и рассказать, как они пришли к выбору профессии.

Мы хотим дать возможность заинтересованным в программировании, или даже более широко, заинтересованным вообще в компьютерах детям возможность прикоснуться к реальной работе. Поэтому мы намеренно не делали отборочные тесты какими-то очень сложными или — все нынешние родители хорошо это помнят слово — олимпиадными: чтобы их выполнить, достаточно сильного желания развиваться и минимального погружения в IT-сферу.

Ну и ещё отмечу, что я не просто родитель, а фактически целевая аудитория своего же проекта: мой сын сейчас заканчивает 9-й класс и, можно сказать, он начинающий айтишник. Всё пошло с «Майнкрафта» — он начал в него играть ещё когда был маленьким. Сначала просто играл, потом начал что-то там кодить, строить с помощью программирования дома, деревни. Ну и дальше пошло-поехало: начал сам искать бесплатные курсы по Java, Python, сейчас изучает основы C++. У него установлены Blender, и Unreal Engine — в последнее время он увлекся геймдевом, 3D-моделированием.

Прием заявок в «Долину технологий» «Лаборатории Касперского» открыт до 20 мая. Откликайтесь по ссылке, чтобы ваш ребёнок мог получить не только ценные знания и представления об ИТ, но и полноценную стартовую профориентацию, а также первый проект в своем портфолио.

Обучение абсолютно бесплатно; более того, если вы живёте не в Москве, компания оплатит проезд и проживание в отеле Hilton DoubleTree рядом с офисом как ребёнку, так и сопровождающему.

Следите за новыми постами
Следите за новыми постами по любимым темам
865 открытий7К показов