НСПК / 24.12.24 / перетяжка / 2W5zFK76vmn
НСПК / 24.12.24 / перетяжка / 2W5zFK76vmn
НСПК / 24.12.24 / перетяжка / 2W5zFK76vmn

Зачем разработчику личный план развития и как его составить

Логотип компании EPAM
Отредактировано

Рассказ опытного разработчика о том, как он планирует своё развитие, почему это важно, с чего начать и что помогает ему на этом пути.

34К открытий34К показов

Андрей Евсеенко, ведущий .NET-разработчик в EPAM, работает в ИТ больше 9 лет. Он прошёл путь от стажёра до ведущего разработчика, а сейчас уже выполняет роль архитектора решений на проекте. Впереди ассессмент — ему нужно подтвердить новую должность официально. Андрей рассказал о том, как он планирует своё развитие, почему это важно, с чего начать и что помогает ему на протяжении всего пути.

Очень сложно развиваться, когда ты не знаешь, куда и как идти. И даже когда ты знаешь, где ты хочешь оказаться через какое-то время, без планирования это может так и остаться лишь видением. Подступиться к такой цели, как профессиональное или карьерное развитие, — это тяжелый труд для мозга. Он будет всячески сопротивляться исполнению этой глобальной миссии и прокрастинировать. План же даёт измеримый, прозрачный и наглядный путь и позволяет разгрузить мозг для других задач.

Определить цель

Я начал работать в компании, когда персональный план развития (personal development plan, PDP) в EPAM ещё составлялся в Excel. Сейчас мне удобнее всего планировать в Grow (этот инструмент доступен всем, кстати). Ты выбираешь, кем хочешь стать: например, ты junior .NET-разработчик и хочешь перейти на уровень middle. Система подсказывает, что нужно изучить, какие курсы посмотреть, что почитать, в целом каким требованиям необходимо соответствовать, чтобы претендовать на эту позицию, показывает так называемую матрицу скиллов. Но система не поможет определить, кем ты хочешь стать, это задача в любом случае требует самостоятельного изучения.

Чтобы понять, куда двигаться, я проанализировал, что вообще есть на рынке. Вебинары, которые проводились в компании, помогли мне разобраться в направлениях, понять, кто такой тимлид, менеджер проектов, архитектор. Я смог представить, что мне может быть интересно. Полдела сделано: я выбрал направление. Можно воспользоваться открытыми источниками с курсами, например LinkedIn/learning.

Для ведения своего дневника развития можно использовать любые другие инструменты — Trello, Google Sheets или даже просто календарь. Главное, вести запись, чтобы план всегда был перед глазами, и к нему можно было возвращаться.

Найти наставника

В мотивационных книгах и статьях часто предлагают выбрать человека, который станет драйвером развития и будет периодически спрашивать, как продвигаются ваши дела — у нас в компании эту функцию частично выполняет ресурсный менеджер. Ресурсный менеджер — это человек, который берёт на себя роль руководителя и помощника, он отвечает за развитие подопечного, следит, чтобы ему было комфортно работать, как правило, это человек, который уже прошёл какой-то карьерный путь в компании и готов подсказать, что как нужно делать.

Но не всегда ресурсный менеджер может стать примером для достижения личных целей, у него может быть другое направление работы и свой путь развития. Поэтому я стал искать человека, прошедшего по тому пути, по которому собираюсь идти я. В компании, где работает 30 000 человек, это не проблема.

Если наставника заинтересовать, показать большое желание развиваться и увлечённость выбранным направлением, то получить какие-то советы и рекомендации станет проще.

Но бывают случаи, когда возможности пообщаться лично с каким-то человеком мало или совсем нет, тогда можно взять его модель поведения как точку, от которой можно отталкиваться. Постараться узнать его историю успеха, лайфхаки, источники развития, пропустить это через себя, адаптировать что-то и попробовать применять в нужных ситуациях.

Вне компании наставника можно поискать в чатах по направлениям в Telegram. По каким-то направлениям можно найти специалистов на форумах. Важной частью развития разработчика является участие в конференциях, как правило, конференция — это место с высоким уровнем концентрации людей с богатым опытом в ИТ.

Разбить цель на задачи

Нельзя просто взять и прийти к цели, её нужно обязательно поделить на более атомарные шаги.

Например, я решил, что хочу пройти ассессмент, чтобы перейти на новую позицию — senior разработчик. Ассессмент — это процесс оценки соответствия сотрудника требованиям Global Competency Framework в EPAM, который необходимо пройти, чтобы получить рекомендацию для продвижения на определённый уровень. Grow подсказывает, что мне для этого нужно не только пройти курсы по новым технологиям, но и улучшить командные навыки, навыки общения с клиентами, а также получить рекомендации от команды. В любом случае это сводится к тому, что нужно расширять область воздействия, то есть браться за что-то дополнительное и пытаться довести до конца, попутно совершенствуя указанные навыки. Такой подробный план позволяет реалистично оценить, сколько сил и времени уйдёт на его выполнение. Часто люди не достигают целей, потому что не представляют, какое количество работы им придётся проделать для достижения результата.

О том, какие навыки требуются для каждой позиции, написано множество статей в различных источниках. Кроме того, можно в открытых источниках найти программы разных курсов и составить свой план на их основе.

Подойти к работе с задачами можно по-научному — разбивать задачу на подзадачи с помощью техники Agile или принципа построения алгоритмов. А можно не тратить на это время и по наитию разбить свою цель на задачи. Единого верного решения, как это делать, нет, главное, разбить задачу настолько мелко, насколько возможно.

После того как появилось представление, чем вымощена дорога к senior разработчику, из каких кирпичиков состоит цель, можно приступать к тайм-менеджменту.

Зачем разработчику личный план развития и как его составить 1

Следовать дедлайнам

Раньше пройти ассессмент на новую позицию у нас в компании можно было только в определённый период. С одной стороны, это помогало сориентироваться, к какому сроку нужно быть полностью экипированным необходимым опытом и новыми навыками. С другой стороны, отсутствие гибкости создавало затруднительные ситуации, например, когда возникали сложности на проекте, не было возможности переключаться на задачи по своему развитию. Конечно, лучший вариант — это когда задачи PDP совпадают с задачами на проекте, но так получается далеко не всегда.

Сейчас это правило упразднили, ты сам выбираешь время, когда проходить ассессмент. Поэтому приходится самому думать о главном дедлайне, а это, естественно, влечёт за собой прокрастинацию, особенно если цель большая, ещё не разбита на шаги, и ты не знаешь, с какой стороны к ней подступиться. Но зато есть возможность быть более гибким, и подстраивать дедлайны под загрузку на проектах.

Здесь можно использовать всевозможные уловки тайм-менеджмента, тестировать матрицу Эйзенхауэра — помогает приоритизировать задачи — и другие методы расстановки приоритетов и распределения дедлайнов.

Отслеживать прогресс

Очень важный лично для меня пункт (собственно, это то, для чего я весь этот план составлял). План, будь то матрица или просто список задач, помогает следить за прогрессом, а ещё не впадать в отчаяние. Например, я поставил дату по задаче. Дата оказалась нереальной. Задача не выполнена, прогресса нет.

Если составить себе слишком оптимистичный план и не выполнять его, это сильно сказывается на мотивации. Не нужно ставить дедлайн по прогрессу на каждый день, если это непосильная задача. Если за пару раз не получилось успеть к поставленной дате, то лучше расширить границы и проверять прогресс раз в неделю или раз в месяц. Важен сам факт отметки выполненного — вот настоящий двигатель прогресса.

С какими трудностями придётся столкнуться

Потеря мотивации

Мотивацию обычно теряют, когда нет определённой цели.

Для меня хорошим инструментом для поднятия мотивации стал внутренний сервис Feedback. Регулярная обратная связь от тех, с кем постоянно работаешь, — лучшее средство для понимания возможных точек для роста и развития, потому что со стороны обычно можно увидеть больше, чем ты сам себе представляешь.

Нехватка времени и большая загрузка на проектах

Как только приходит понимание, что после напряжённой работы времени и сил действительно остаётся мало, стараюсь искать способы разгрузить себя, самостоятельно или с помощью проектных менеджеров. Перегруз работой — это ненормальная ситуация, долго так работать нельзя.

Поиск направления

Такое случается, ведь между любыми занятиями, требующими концентрации, необходим отдых. В это время можно подумать над тем, что есть вокруг, и начать получать информацию из всех доступных источников, откуда только возможно, причём необязательно по специализации. Более того, даже наоборот, лучше получать информацию из несмежных областей, так могут появиться новые интересные идеи.

В своё время мне очень помог курс лекций «Learning: How to learn» от Стэнфордского университета. Я смог понять, как наш мозг учится новому и придумывает идеи.

В конце хотелось бы отметить, что никакой план не сработает, если человек не увлечён чем-то, что заставляет его каждое утро подниматься с кровати.

Следите за новыми постами
Следите за новыми постами по любимым темам
34К открытий34К показов