«Уже хорошо разбираюсь в IT, как поделиться знаниями с новичками?» Способ для мидлов и старше

Партнёрский материал. Что это?
Обложка поста

Вы наверняка помните, как непросто было учиться программированию и попутно решать нестандартные кейсы, о которых не пишут в учебниках. С такой задачей сталкивается всё больше людей, и им тяжело решать её в одиночку — как и вам когда-то.

Есть простые способы поделиться знаниями и помочь тем, кто только начинает свой путь в IT, — например отвечать на вопросы со Stack Overflow или участвовать в обсуждениях тематических сообществ в соцсетях. Но в таком подходе есть и минусы: простые популярные вопросы уже разобрала сотня других людей, а просто отвечая на комментарии, вы вряд ли увидите результат своей помощи.

Когда есть желание помочь другим и заодно прокачать свои навыки, хорошо бы найти уютное профессиональное комьюнити, где люди открыты к диалогу и общение не ограничивается парой комментариев.

Где найти комьюнити разработчиков, в котором можно помогать новичкам?

Такое сообщество есть в Яндекс.Практикуме. Это сервис онлайн-образования, где опытные наставники помогают получить профессию в IT. Если у вас уже есть опыт разработки, вы можете стать одним из наставников и помогать ребятам учиться. А заодно познакомитесь с другими наставниками того же профессионального уровня, что и вы. Всё общение и обучение происходит удалённо, и наставничество можно спокойно совмещать с основной работой.

Сейчас в Практикуме есть факультеты веб-разработки, бэкенд-разработки на Python, С++, Data Science, Аналитики данных, Тестирования и Дизайна интерфейсов.

Почему я стал наставником?

У меня накопилось много опыта и знаний, которыми я хочу делиться с теми, кто только начинает изучать веб-разработку. Я помню время, когда я сам только начинал учиться, и тогда не было никаких онлайн-курсов, а уж тем более площадок с наставниками. И это было сложнее, потому что сложно было понять, что действительно важно и нужно, а что нет.

Я считаю, что делясь знаниями, помогаю делать мир чуть-чуть лучше (хоть, может, это и звучит неубедительно), потому что если хоть кому-то мои знания будут полезны, то это будет прекрасно.

За время своей карьеры мне нравилось помогать менее опытным разработчикам, потому что это совершенно нормально, что они многого не знают и у них полно вопросов. Гораздо хуже будет игнорировать их и тем самым заставить их сомневаться в себе, чего быть совершенно не должно. То, что я работаю разработчиком более 8 лет, не делает меня лучше, у меня просто больше опыта, которым я рад делиться.

Максим Чеченёв, наставник на веб-факультете в Яндекс.Практикуме

Что значит «помогать учиться?» Надо будет составлять программу, ревьюить код, проверять домашние задания?

Нет, в Практикуме студентов на пути обучения сопровождает целая команда специалистов. Программу составляют методисты и авторы курса, а работы проверяют код-ревьюеры. Также есть кураторы, которые отвечают за модерацию чатов, составляют расписание занятий и следят за другими организационными вопросами; и саппорт — поддержка, помогающая с вопросами в онлайн-тренажёре.

Задача наставника — помочь студенту преодолеть сложности обучения, стать самостоятельным и в конечном итоге устроиться на работу. В основном это подразумевает общение в чате Slack и на вебинарах, а также ответы на вопросы учеников. Но если копать глубже, то наставник направляет студента, разбирает сложные темы из онлайн-тренажёра, учит извлекать пользу из полученного опыта, работает с мотивацией и ставит индивидуальные цели.

Пример задания в тренажёре на факультете «Аналитика данных»

А какого уровня будут ученики? Какого рода вопросы они задают?

В Практикуме есть как программы, где учат с нуля до крепкого Junior, так и факультеты для начинающих программистов, которые хотят подняться до Middle-уровня. При этом для всех учеников предусмотрен вводный бесплатный трек длительностью около 20 часов, где они должны понять, чего ждать от будущей профессии, достаточно ли у них мотивации и желания учиться. На этом этапе отсеиваются те, кто пришёл «просто потому, что модно». Поэтому учить вы будете только тех, кто действительно этого хочет.

Начинают обучение люди, которые хотят стать профессионалами в новой для себя области. Поэтому нужно учитывать, что студенты могут быть не знакомы не только с базовыми навыками и понятиями, но и с IT-сленгом. В такой ситуации наставнику тоже нужно учиться — объяснять сложные вещи простым языком, уметь доносить смысл заковыристых терминов и погружать учеников в айтишную атмосферу. Как говорил физик Ричард Фейнман: «Если вы учёный, квантовый физик и не можете в двух словах объяснить пятилетнему ребенку, чем вы занимаетесь, — вы шарлатан».

Наставник — это человек, о котором мечтает каждый начинающий, мне кажется. Вообще в любой сфере. Не нужно искать истину, если зашёл в тупик или столкнулся с двумя разными мнениями. Можно прийти к наставнику и описать ситуацию. Он с точки зрения лучших практик расскажет, как будет корректнее.

В Практикуме с первого дня учат задавать вопросы правильно, потому что все мы выпускаемся, приходим на работу, а там загруженные сеньоры, которых совсем не хочется отвлекать. Поэтому нас учат: хотя бы час попытайся решить проблему или найти ответ самостоятельно. Не получилось — пиши наставнику подробно: что сделал, что ожидал получить, что получил в итоге. Наставник это разберет по полкам и расскажет, откуда ноги растут. Это очень быстро прокачивает.

Никита Бабеев, выпускник веб-факультета Яндекс.Практикума

Что ещё нужно будет делать, кроме как отвечать на вопросы? Из чего складывается наставничество?

Вам нужно будет работать с группой, общаться в чате каждый день и проводить вебинары два раза в месяц. В среднем на наставничество уходит примерно 1–2 часа ежедневно. Время для общения с группой наставник может установить самостоятельно исходя из своей занятости.

Курсы в Практикуме разбиты на спринты. Каждый спринт — новая тема для изучения, новая теория и новая практика, но при этом они связаны и продолжают друг друга. В конце каждого спринта студентам даётся проект — это набор заданий для самостоятельного выполнения с последующей проверкой. И здесь начинается работа наставника.

Теория подана хорошо и доступно, но применить её на практике оказывается не так просто и тогда возникает множество вопросов, с ними студенты идут к наставнику. Моя задача — не просто дать готовый ответ, а направить студента к пониманию правильного решения.

Вторая часть моей работы — проведение тематических вебинаров, посвященных более подробному рассмотрению тем, связанных с проектом. Плюс мотивация и поддержка студентов, подбадривание.

И ещё факультативно я участвую в программе трудоустройства студентов и выпускников: участвую в обсуждениях в чатах, делюсь опытом, изредка провожу тестовые собеседования.

Ольга Ермолаева, наставница на QA-факультете

Это, конечно, не полный день работы, но силы отнимает. Мне заплатят? Что я сам получу от этого процесса?

Да, за такую работу платят. Конкретный заработок зависит от факультета — в среднем получается 35 000–50 000 рублей в месяц при занятости 6–12 часов в неделю. Помимо денег вы получите прокачку навыков коммуникации, менеджмента и педагогики. Так что если в будущем вы хотите стать тимлидом или CTO — для вас это наверняка будет полезно.

Ещё один приятный бонус наставничества — новые знакомства. Из них могут получиться постоянные полезные контакты не только с учениками, но и с коллегами-наставниками.

Наставники любят заглядывать на онлайн-выпускные студентов

Звучит как большая ответственность. Что нужно знать и уметь, чтобы быть хорошим наставником?

Минимальные требования — опыт в профессии от двух-трёх лет (уверенный Middle), а также желание обучать и общаться с людьми.

Кроме российской, у Практикума есть международная программа. С хорошим английским (на уровне C1 и выше) и опытом в сфере веб-разработки, аналитики или Data Science, вы можете заниматься со студентами из США.

Если вы получаете удовольствие от того, что другие люди добиваются успехов, готовы работать с обратной связью и мотивировать людей — вам стоит попробовать наставничество.

А если я никогда раньше таким не занимался? Мне помогут?

Да, в Практикуме есть тусовка наставников — вы всегда можете получить поддержку, если возникнут какие-то вопросы, пообщаться с более опытными наставниками в Slack, поделиться наблюдениями и советами.

Внутренний чат наставников веб-факультета в Slack

А ещё есть Школа наставников, которую обязательно посещают все перед тем, как выйти на работу. Занятия в школе длятся около двух недель и проходят в формате вебинаров, домашних заданий и онлайн-тренажёра. Вы получите все необходимые знания: как взаимодействовать со студентами, какими инструментами пользоваться, на что обращать внимание при обучении и так далее.

Скриншот занятия из онлайн-тренажёра Школы наставников

Если вы увидели в себе будущего наставника — смело подавайте заявку в Яндекс.Практикум и станьте героем, который ведёт своих учеников к поставленным целям.

Рекламные публикации для бизнеса:
sales@tproger.ru, +7 916 559-71-10

Tproger