Виммельбух, 3, перетяжка
Виммельбух, 3, перетяжка
Виммельбух, 3, перетяжка

Тестировщик игр: профессия мечты или самая рутинная работа в IT?

Логотип компании МТС
Отредактировано

Спойлер: ни то, ни другое. Но кому-то точно понравится. Читайте и делайте выводы.

2К открытий7К показов
Тестировщик игр: профессия мечты или самая рутинная работа в IT?

Многие мечтают стать тестировщиками игр, чтобы заниматься любимым хобби и получать за это деньги. На самом деле эта работа не так проста. Расскажем, что входит в обязанности тестировщика, какие знания ему нужны, в чём плюсы и минусы этой профессии.

Чем занимается тестировщик игр

Концептуально работа тестировщика игр — та же самая, что у тестировщика любого другого ПО. А именно: 

1. Тестировщик получает задачу

Если речь идёт о сравнительно небольшой игре — например, мобильной аркаде — тестировщик может в одиночку исследовать всё: игровой процесс, совместимость с разными ОС и оборудованием и так далее.

Однако чаще каждый тестировщик получает задачу по тестированию какой-то части игры. Например, проверку определённого уровня, персонажа или локации. 

2. Ищет, как можно сломать игру

И отмечает, где она уже сломана. Например, банально текст в диалоге вылезает за пределы рамки.

В целом же задача тестировщика — многократно повторять одни и те же действия с незначительными изменениями, чтобы понять, при каком сочетании условий игровая логика сломается. Иногда это скучно, иногда — интересно.

Например, в культовой PRG Gothic I цель игры — выйти за пределы зоны, защищённой магическим барьером. При этом, если купить заклинание превращения в шершня, по одной из скал можно «взлететь» за пределы игрового мира и формально выполнить цель игры, не дойдя до конца сюжетной линии.

Такие баги и должны отлавливать тестировщики — те, что вылезают только при нестандартном подходе к игре. Их задача — не просто найти все более-менее очевидные ошибки, но и стараться целенаправленно сломать игру.

3. Выводит закономерности

Задача тестировщика — выявить не только ошибку, но и сочетание факторов, которое к ней приводит.

Если один раз игровой персонаж смог пройти сквозь стену, а в другой раз в том же месте — нет, нахождение такого бага нельзя назвать качественной работой тестировщика. Его задача — определить, что, к примеру, персонаж может проходить сквозь стену, если его инвентарь перегружен и он идёт шагом, а не бежит.

4. Формирует отчёт

Баг-репорт выглядит практически одинаково вне зависимости от того, что именно проверял тестировщик — игру или приложение для онлайн-бухгалтерии.

Если коротко, тестировщик описывает найденные баги, фиксирует в отчёте условия для их возникновения, прикладывает скриншоты/скринкасты и другую информацию, которая облегчит разработчикам устранение ошибки. 

5. Перепроверяет исправление багов

Обычно после того как разработка отписалась об устранении бага, в обязанности разработчика входит перепроверить, действительно ли ошибка больше не проявляется. Если при определённых условиях баг всё ещё актуален, цикл запускается заново.

Какие знания и навыки понадобятся

✔ Знание инструментов и методов для тестирования. Тестировщик должен знать и понимать, как проходит процесс проверки качества, что такое тест-кейсы и тест-планы, как составлять баг-репорты и определять достаточное количество проверок. 

✔ Базовое знание языков программирования. Тестировщику необязательно уметь программировать, однако знание хотя бы одного языка будет существенным плюсом при поиске работы. В то же время базовое понимание логики разработки необходимо — хотя бы для того, чтобы общаться на одном языке с разработчиками. 

✔ Понимание гейм-дизайна. Очень пригодится опыт гейминга — чем разнообразнее, тем лучше. Знание механик, платформ, особенностей разных жанров поможет понять, как должна работать игра и чего ждут от неё пользователи.

✔ Плюс: знание английского языка. Даже российские игры, как правило, имеют английскую локализацию, а её проверка тоже входит в обязанности тестировщика. Для выполнения таких задач уровня знаний «читаю с гугл-переводчиком», в принципе, достаточно. Но это будет заметно тормозить работу. А если есть планы по выходу на иностранный рынок, нужен хотя бы уровень Intermediate.

Плюсы и минусы профессии

Как и у любой другой профессии, у тестирования игр есть свои плюсы и минусы. О них полезно знать, прежде чем делать выбор.

Минусы

  • Это не игра в удовольствие, это работа. Ожидание: «Мне дают ранний доступ к игре, я её с удовольствием прохожу и параллельно тестирую баги». Реальность: «Мне выделяют какой-то кусочек игры, и я сотни раз повторяю одни и те же действия в поисках «дыр» в алгоритме».
  • Вы не выбираете игры для тестирования. Вы вряд ли получите на проверку очередную новинку из серии GTA или The Elder Scrolls. Скорее всего, тестировать придётся малоизвестную игру низкого качества — одну из тех, что рынок почти не замечает.
  • Много рутинных действий. И воспроизводить их необходимо, даже если игра вас захватывает и манит дальше. Окей, я вошёл в здание — работает. А если не войти, а впрыгнуть? А если с оружием? А если ползком? А если параллельно вызывать меню? И ещё несколько десятков «а если» на одно банальное действие.
  • Часто работать приходится во второй половине дня, а то и ночью. Грустная правда: как правило, разработчики работают с 9 до 18 — тестировщик же получает информацию о том, что баги исправлены под конец рабочего дня, а к утру уже ждут итоги проверки. Ближе к релизу тестировщики, как и вся команда, традиционно переходят на почти круглосуточный режим работы.

Плюсы

  • Сравнительно лёгкий вариант для входа в IT. Выше мы приводили список необходимых знаний и навыков: при обучении по вечерам и на выходных их можно получить за 3–4 месяца.
  • Есть шанс первым опробовать классную новинку. Многие ли знали о студии Mundfish до выхода Atomic Heart? Или о Headfirst Productions до релиза Call of Cthulhu: Dark Corners of the Earth? Всегда есть шанс получить в тестирование действительно шикарную игру, даже если вы начнёте работать с малоизвестным разработчиком. В то же время, увы, статистика неумолима. Точных подсчётов мы не делали, но, скорее всего, на один шедевр приходятся десятки, а то и сотни проходных игр.
  • Можно работать удалённо без привязки к стандартному офисному графику. Тестировщики, как уже писали выше, обычно не работают по нормированному графику. Для кого-то это минус, а для кого-то, наоборот, — жирный плюс. Недаром профессию тестировщика называют идеальной для «сов».
  • Перспективная профессия на перспективном рынке. Если посмотреть на 2022-й год, результаты игрового рынка могут показаться не лучшими: по данным GamesIndustry.biz, объём рынка видеоигр снизился на 4,3% год к году. Однако стоит учитывать два важных факта. Первый — это сравнение с «ковидным» 2021-м, когда игры показали взрывной рост из-за локдауна. Второй: даже чуть сократившийся рынок — это $ 184,4 млрд.

Выводы

Специальность тестировщика игр действительно подходит любителям компьютерных игр. Но помимо игрового опыта, здесь понадобятся такие качества, как усидчивость, способность выполнять монотонную работу и вместе с тем — интерес к поиску нестандартных ходов, которые могут предпринять игроки.

Тестировщик игр — в первую очередь тестировщик, а не геймер. Плюсом здесь будет скорее не любовь к играм, а хорошее понимание психологии игроков, которое поможет вылавливать самые заковыристые баги.

Несмотря на то, что это профессия начального уровня, тестировщик игр должен немало знать и уметь — особенно если он хочет работать на компанию, которая делает действительно интересные игры.

Следите за новыми постами
Следите за новыми постами по любимым темам
2К открытий7К показов