Вдвоем легче: как найти идеального партнера-разработчика для стартапа
Где искать потенциального партнера, как выбрать среди множества кандидатов того единственного, какие условия обговорить с ним на берегу.
1К открытий3К показов
Что нужно для успешного стартапа? Идея, продукт, финансирование, маркетинг, а еще команда, в частности — партнер-разработчик, которому можно довериться как самому себе.
Где искать потенциального партнера, как выбрать среди множества кандидатов того единственного, какие условия обговорить с ним на берегу — расскажут предприниматели, которые уже прошли этот путь.
Автор: Антон Иванов, директор по продукту компании SPL.
Где искать потенциального партнера
Первый и очевидный способ найти соучредителя — просто хорошенько посмотреть по сторонам. Среди потенциальных кофаундеров — ваши нынешние и бывшие коллеги, а также те, с кем вы учились в школе или университете.
Плюс поиска партнера среди личных знакомых в том, что если вы уже работали вместе, меньше вероятность того, что вы перессоритесь, из-за чего стартап развалится, уверен CEO и сооснователь сервиса not8 Ярослав Медведев. А еще многих инвесторов заботит вопрос, насколько давно кофаундеры стартапа знают друг друга.
«Инвесторы таким образом хеджируют свои риски, — поясняет Ярослав. — Соответственно, если у вас хорошая сработанная команда, и вы уже давно друг друга знаете, то ваши шансы на получение инвестиций повышаются».
Второй способ — бесплатная платформа Y Combinator, которая предназначена специально для поиска кофаундеров. С помощью фильтров там можно выбрать, какая роль должна быть у партнера, сколько времени он готов уделять, его локацию, язык и другие опции. Именно так Ярослав Медведев и его партнер-разработчик Влад Деханов нашли друг друга.
Третий способ — найти партнера во время прохождения акселератора. Минус здесь в том, что времени на формирование команды в этом случае маловато. Поэтому впоследствии может выясниться, что в условиях жестких дедлайнов пришлось выбрать не того человека, рассуждает Медведев.
Искать партнера для стартапа можно и в социальных сетях, и в специальных сообществах. На мой взгляд, если нашел какую-то хорошую статью на Хабр, и тебе понравился авторский контент, то можно тут же написать автору (прим. Антон Иванов, директор по продукту компании SPL). Также потенциальных партнеров можно поискать среди авторов крупных телеграм-каналов по разработке, в пабликах VK или сообществах Facebook.
Я состою в сообществе Вастрик, за членство в котором платят 20 евро в год. Оно того стоит. Там есть много веток обсуждения и, что важно, сообщество делает упор именно на разрабов. Здесь можно найти разработчиков высокого уровня.
Как оценить кандидата на партнерство
В первую очередь, стоит обратить внимание на профессиональный опыт, совпадение на уровне ценностей, предыдущие проекты и достижения потенциального кофаундера. Если человек ранее работал в хорошей компании или создал достойный продукт, то велика вероятность того, что у него и в этот раз все получится, считает сооснователь сервиса not8 Ярослав Медведев.
Он предлагает обсудить «на берегу» с партнером следующие вопросы:
- Насколько ваши скилы комплементарны? Желательно, чтобы вы дополняли друг друга, а не имели одни и те же навыки.
- Кто что хочет: лайфстайл-бизнес или огромную компанию?
- Что вы будете делать, если закончатся деньги?
- Сколько каждый готов работать без выплаты себе зарплаты?
- Сколько личного времени и денег каждый готов вкладывать в проект?
- Есть ли семья? Вероятнее всего, человек без семьи и ребенка более гибок к переездам.
- Готовы ли вы переехать туда, где собираетесь дальше развивать компанию?
Первый критерий при выборе кофаундера — его «хардовые» скилы. Как проверить их наличие? Если у вас есть общие знакомые, можно поспрашивать их о компетенциях человека. Сменить, таким образом, угол зрения.
Чтобы оценить уровень потенциального партнера, я предлагаю вместе сыграть в кейс, в котором он должен будет организовать работу компании. «Даже если ты не обладаешь должными техническими знаниями, ты на логическом уровне сможешь проверить компетенции технического партнера и выстроить все в единую последовательность. Плюс, если у тебя уже есть какой-то разработчик, он может добить кандидата в кофаундеры вопросами технического характера.
Помимо профессионального опыта и технических навыков, однозначным плюсом будет бизнесовый опыт кандидата.
Зачем прописывать условия партнерства
Стартапы, как правило, живут в рамках ограниченного бюджета. Первая версия продукта разрабатывается в кратчайшие сроки и за маленькие деньги (а то и вовсе бесплатно). При таком раскладе тяжело найти профессионального разработчика, полагает Алексей Поимцев, CEO Asgard Technologies и Cosmoport.
Возможно, хороший специалист есть среди ваших друзей, но в этом случае важно заранее проговорить условия совместной работы. «Потому что, с одной стороны, у нас есть продажи, маркетинг, поиск инвестиций. С другой стороны, — технологическая составляющая продукта, — рассуждает Поимцев. — И в этом случае каждый из сооснователей будет считать, что его вклад в развитие продукта выше и ценнее, чем вклад другого участника».
На этом этапе уже возможны конфликты — но все решается прозрачными договоренностями, подытоживает он.
На берегу лучше договариваться и о долях в стартапе. И не важно, кто вы друг другу — просто партнеры или старые приятели.
«Самая стабильная структура — когда фаундеры делят доли пополам», — считает Ярослав Медведев из not8. Почему это справедливо? Допустим, вы год пилили сами продукт, и партнер присоединился к вам только на этом этапе. А через 10 лет ваш бизнес процветает, и весь этот путь вы прошли вместе с кофаундером. Здесь у него может возникнуть резонный вопрос: «Почему я вкладываю столько усилий, а по итогу моя доля меньше?»
Но делить бизнес поровну логично только в том случае, если во вкладе кофаундеров нет явной диспропорции, дополняет Медведев. Естественно, доли не должны быть равными, когда один человек работает full-time и вкладывает собственные деньги, а финансовые и временные вложения второго заметно меньше.
Помимо долей, в начале совместного пути нужно договориться о том, кто какие задачи будет выполнять. Даже если оба — технари, все равно кому-то придется взяться за бизнесовые вопросы. Потому что мало просто делать продукт — нужно, чтобы кто-то его продвигал.
Сразу же стоит проговорить, можете ли вы как команда самостоятельно собрать продукт, который планируете построить, или придется нанимать дополнительного разработчика. На на начальном этапе это не лучший вариант, поскольку это дорого.
Если изначально не проговорить обязанности подробно, это все равно вскроется, но, возможно, слишком поздно. Поэтому чем больше прописать обязанностей на входе, тем лучше и эффективнее сложится дальнейший диалог с партнером.
Лучше всего подкрепить все соглашения документально — особенно тогда, когда стартап начнет зарабатывать. «Юридические нюансы начнутся тогда, когда вам нужно будет принять первые платежи, — объясняет Ярослав Медведев. — Поэтому просто заранее берите и нанимайте нормального юриста. И прописывайте вместе с ним все вопросы: как делятся доли, какая система вестинга».
Впрочем, шаблоны документов для закрепления всех технических и юридических моментов можно найти и в интернете, подсказывает CEO Asgard Technologies и Cosmoport Алексей Поимцев. Но в идеале стоит обратиться к дружественному юристу, соглашается он.
Что еще учесть, чтобы найти хорошего партнера
Что делать, если один из партнеров теряет мотивацию? Если дошло до такого, это red flag, считает Ярослав Медведев: «Это же их детище. У них есть большая доля в этом стартапе. И сам этот факт уже должен их мотивировать».
С другими возможными проблемами помогут справиться гибкость и открытость к изменениям. «Построение стартапа — это тестирование большого количества гипотез, — акцентирует Медведев. — И, возможно, в какой-то момент вы решите сделать pivot и переключиться с одного продукта на совершенно другой. Вот нужно, чтобы человек, с которым вы собираетесь строить компанию, не боялся таких ситуаций, а подходил к ним с позиции, что любую задачу можно решить».
А вот о чем напоминает начинающим предпринимателям Алексей Поимцев:
- Отношения между всеми участниками команды должны быть прозрачными.
- Не забывайте, что несете ответственность друг перед другом.
- Будьте нетерпимы к «профакапыванию» дедлайнов. Если человек относится к делу несерьезно, то с ним лучше расстаться, потому что такой подход сильно расхолаживает команду.
Поимцев убежден: поиск партнера — как поиск супруга или супруги. Если ты доверяешь человеку свою спину — это хороший человек. А следовательно — хороший партнер.
1К открытий3К показов