Выпускник 2.0: кого ждут в ИТ-отрасли?
Как сделать так, чтобы выпускники 2.0 были востребованы ИТ-отраслью и могли бы сразу приносить пользу экономике?
321 открытий3К показов
В России стартовала приемная кампания в вузы. Ориентировочно через 4-6 лет мы получим новую порцию выпускников. ИТ-компании-работодатели посмотрят на их скилы, вздохнут и примутся их доучивать за свой счет.
Как сделать так, чтобы выпускники 2.0 были востребованы ИТ-отраслью и могли бы сразу приносить пользу экономике, рассуждает Малика Красильникова, руководитель профориентации, отбора и трудоустройства студентов Института iSpring.
От бакалавров к грейдам: новые критерии для определения уровня ИТ-специалистов
ИТ-компаниям не нужны корочки бакалавров или магистров. Им нужны специалисты с реальными знаниями. Одним из способов синхронизации высшей школы с потребностями ИТ-отрасли может стать опора на модель квалификации, привычную для бизнеса.
Вот пример универсальной модели квалификации специалистов, которой можно пользоваться для оценки компетенций и знаний студента ИТ-вуза (и мы ее уже применяем на практике).
Junior: начинающий специалист (первый уровень)
- J0 («знаю, не умею, хочу») — начальный уровень junior-специалиста, по сути это стажер.
- J1 («покажи как – сделаю») — сотрудник, который может работать по инструкции.
- J2 («сам знаю, как надо») — уровень «крепкого» самостоятельного джуниора. Он может ошибаться — для него обязателен наставник, но, в целом, такой джуниор уже готов браться за сложные задачи.
Рост от J1 до J2 многие проходят за 9-12 месяцев, особенно талантливые укладываются в полгода.
Professional: профессионал (второй уровень)
- P1 («могу придумать новый способ как сделать») — такой специалист может решить задачу совершенно самостоятельно несколькими способами.
- P2 («вижу на шаг вперед») — понимает, что нужно делать, а что лучше не стоит.
Senior: руководитель (третий уровень)
- S1 («вижу картину в целом, могу вести команду») — такой сотрудник способен решать вопросы на системном уровне.
- S2 («понимаю, как создать результат в бизнесе») — высший уровень профессионализма, когда человек способен выстраивать свою работу исходя из потребностей бизнеса.
Для каждого грейда определяется свой набор навыков, которые можно объединить в четыре ключевые группы:
Discovery (исследования)
Delivery (реализация)
Strategy (стратегия)
People (управление персоналом)
Для джуниора важны способность к исследованиям и самостоятельность в реализации поставленных задач. Наша высшая школа дает выпускникам эти навыки. Профессионалу, помимо этого, необходимо уметь планировать развитие проекта и устанавливать прочные связи между членами команды. Для ведущих специалистов и линейных руководителей важнее лидерские навыки, стратегическое мышление, умение работать с людьми.
Глава компании должен обладать навыками категории Strategy и непременно — People. Директор может не углубляться в тонкости производства, но на нем лежит ответственность за развитие бизнеса и всего коллектива.
Разрыв между ожиданиями и реальностью
Если мы начнем оценивать результативность вузов критериями грейдов, то сразу увидим разрыв. В идеале вузы должны выпускать профессионалов (P1, P2). На практике вчерашние выпускники далеко не всегда дотягивают до уровня “нулевых” джуниоров (J0).
Добавим сюда еще полное игнорирование нашей классической системы технического образования психоэмоциональной стороны студентов и выращивания личных качеств – и поймем, почему сегодняшнюю ИТ-отрасль не устраивает качество высшего ИТ-образования. Не устраивает настолько, что компании сами и преподают, и открывают кафедры, и даже запускают свои собственные ИТ-вузы, как сделали мы в свое время.
Практика показывает, что только хард-скиллов сегодня уже недостаточно. Самыми важными софт-компетенциями для успешного ИТ-специалиста являются:
- Готовность к большим целям и масштабным проектам;
- Умение брать на себя ответственность;
- Стрессоустойчивость и стойкость к неудачам;
- Чувствительность к тонким сигналам (интуиция);
- Рационализация интуиции и смыслов;
- Наблюдение: способность видеть главное и несущественные детали;
- Понимание человеческой природы: навыки психотипирования, эффективной коммуникации, мотивации, контроля за разными людьми;
- Навык публичных выступлений и отстаивания своей позиции;
- Умение читать и понимать смысл написанного;
- Умение содержательно и образно писать;
- Способность сформулировать собственные идеи и осознать сторонние концепции;
- Владение когнитивными инструментами: информационное моделирование, генерация идей, алгоритмирование;
- Способность структурировать реальность;
- Умение управлять содержательностью: объяснять сложное простыми словами, развернуть простой тезис в развернутое утверждение;
- Контакт с эстетикой: чувство прекрасного, понимание визуального языка.
Просто знание языков программирования и технологических стеков – уже база, необходимая, но недостаточная.
Для того, чтобы получить специалистов другого уровня, мы в Институте iSpring начали использовать метагуманитарный и метатехнологический подходы – объединение технических и гуманитарных знаний. Например, в программу преподавания у нас включены гуманитарные науки – литература, изучение философских учений, понимание основ искусства. Это позволяет обучать профессионалов нового типа – лидеров будущих крупных проектов.
Что будем оценивать
Важно помнить, что сегодня основной продукт образования — не знания, а мышление. Человек не может конкурировать с Википедией или ИИ. Он должен ими управлять. А для этого важно уметь думать. Поэтому первостепенна не теория, а практическая применимость полученных знаний для пользы общества. Способность создавать качественный и востребованный продукт.
Так, например, если студент научился программировать и даже написал программу — это не является основанием для удовлетворительной оценки. На «тройку» может рассчитывать тот, чья программа является продуктом, создающим ценность для людей, и которую, соответственно, можно продать. Эта программа должна быть написана достаточно качественно, чтобы был смысл ее развивать и поддерживать. В данном случае оценка «три» звучит как «требуются улучшения».
«Четверку» заслуживают хорошо сделанные и продуманные продукты. Например, такие, как делают Microsoft или Google.
«Вау-продукты» на чистую «пятерку», за которыми выстраивались очереди, когда-то делала Apple. Новые продукты этой компании заслуживают максимальную оценку уже не всегда.
Если же студент создает продукты, которые никто не покупает, он не заслуживает диплома выпускника.
Хорошее образование — залог хорошей жизни. Для всех.
По данным «S+Консалтинг», производительность труда в России оценивается на уровне $30 тысяч на человека в год. В Германии она составляет примерно $90 тысяч, а в США — до $150 тысяч. Почему это важно? От этого показателя зависит качество жизни в стране.
Например, средняя производительность труда одного сотрудника в Поволжье — 200-250 тысяч рублей. Эти деньги идут на налоги, которые используются для строительства дорог, финансирования образования и здравоохранения. Больше налогов — лучше жизнь. Чтобы улучшить уровень жизни, производительность труда нужно увеличить как минимум в десять раз. И без качественной подготовки кадров это невозможно.
В рамках исследования «Экономическое влияние университетов: данные со всего мира» ученые изучили вузы в 1500 регионах в 78 странах с 1950 года. И обнаружили прямую связь между количеством университетов и экономическим здоровьем региона. Основной вывод: удвоение числа университетов увеличивает ВВП на душу населения более чем на 4%. Специалисты из Высшей школы экономики также подтверждают, что качество человеческого капитала сильно влияет на производительность труда и экономический рост в развитых странах.
Образование — ключевой элемент успешного общества. Если мы помогаем людям развиваться, они помогают развиваться и бизнесу, и всему обществу, повышая уровень жизни в целом.
321 открытий3К показов