Вытягиваем максимум из low-code и no-code платформ: как автоматизировать процессы без разработчиков
Мы сделали True Tabs — платформу, с которой можно автоматизировать большинство рабочих задач без помощи профессиональных разработчиков. Рассказываем, как она выглядит и чем хороша — все на примерах разных наших команд.
1К открытий5К показов

К программистам постоянно приходят с мелкими задачками на автоматизацию: сделать выгрузку тасков с заданными параметрами, базу заявок на вакансии, красивый дашборд и так далее. Сама по себе разработка в этих кейсах легкая и не занимает много времени — в отличие от попыток понять ТЗ и многочисленных доработок, потому что заказчики «видели по-другому». К тому же каждая мелкая сторонняя задача, которую бизнес-пользователь может сделать и сам, используя макросы и встроенные возможности табличных редакторов, отвлекает от основных проектов.
Мы сделали платформу, которая позволяет выполнять простые задачи без разработчика. С ней рекрутеры, маркетологи, сотрудники Service Desk и многие другие специалисты могут сделать все необходимые инструменты «под себя», а сами программисты — освободить ресурсы для чего-то более сложного и интересного.

Александр Антипов
product-owner True Tabs
Что мы сделали
Примерно полтора года назад мы увидели, что компаниям вместо сторонних сервисов вроде Google Forms и Google Sheets нужен собственный low-code или no-code инструмент для работы с данными и решения прикладных задач. Бизнес-пользователи часто оптимизируют свои рабочие процессы сами с помощью существующих на рынке инструментов, не обращаясь за помощью к разработчикам.
Мы провели кастдевы и узнали, что наши коллеги уже делают самостоятельно и чего им не хватает для работы. Так сделали инструмент, который позволил сотрудникам МТС автоматизировать большинство рабочих задач даже без технических навыков.
За основу интерфейса мы взяли таблицы. Во-первых, это удобный способ отображения данных, а во-вторых, Excel или Google Sheets хоть раз открывал каждый из нас.
Как работают табличные редакторы:
- Открываем таблицу и заполняем данными: текстом, числами, процентами, формулами и много чем еще. Можно записать их вручную или импортировать из уже существующих документов.
- Преобразуем в нужную форму, например, канбан-доску, таск-трекер, календарь или диаграмму Ганта.
- Добавляем уведомления, триггеры и напоминания.
- Настраиваем права доступа. Кому-то, возможно, требуется дать полный доступ к редактированию рабочего пространства, а кому-то — только показывать дашборд.
На выходе у нас получается полноценный рабочий инструмент. В зависимости от задач это могут быть и мини-Jira, и целая CRM-система, и простое расписание митапов.
Добавили возможность интеграции по API, чтобы выжать из Tabs максимум
У True Tabs есть low-code составляющая — интеграция сторонних сервисов по API через REST-запросы.
Так, можно настроить взаимодействие с любой системой, будь то сторонние CRM, 1С и так далее. Или обратиться из любой системы к Tabs (у табличек есть автогенерируемые API), но это уже требует базовых технических навыков.
Само собой, далеко не все, для кого мы делали Tabs, могут работать с кодом (иначе не потребовался бы no-code инструмент). Поэтому нас часто просят реализовать интеграцию через обычную кнопку: нажал, залогинился, забрал/внес данные.
А вот что может Tabs на практике
Нашим продуктом пользуются уже около 15 тысяч пользователей внутри экосистемы МТС. С его помощью ведут операционное планирование, собирают отчетность, удалось даже сделать свою небольшую CRM-систему. Покажу на кейсах наших команд.
Сделали мини-CRM
Команда из департамента по работе с корпоративными клиентами за счет функций Tabs сделала систему, которая мониторит работу пресейла, а также собирает всю историю взаимодействия с клиентами.
Раньше пресейлы работали так:
- берем лид;
- заносим в Excel-таблицу;
- отправляем таблицу по почте ответственному менеджеру;
- менеджер как-то обрабатывает лид и заносит информацию уже в свой файл;
- пресейл ищет итог отработки в этом многообразии таблиц и заносит его в первый документ.
Как видим, не было единого пространства со всей информацией по клиентам, сложно понять кто на какой стадии. И еще сложнее — искать всю информацию по разным документам, чтобы занести ее в свою базу.
Команда решила перенести таблицы всех ответственных отделов в Tabs.
- Создали таблицы с информацией о клиентах.
- Разбили всех по уникальным кампаниям.
- Добавили фильтры, статусы и сотрудников.
- Также добавили систему уведомлений. Менеджера назначают на работу с конкретным лидом — сразу приходит оповещение и ссылка на Tabs.
- Уже в карточке менеджер фиксирует, как идет взаимодействие с клиентом. В нее всегда можно зайти, чтобы понять, отработан ли лид.
- Еще были сделаны дашборды. В них видно, сколько лидов завели и отработали менеджеры, сколько получили продаж. То же можно посмотреть и в формате воронки.
Перевезли всю операционку
Команда из департамента комплаенса перевезла все операционное планирование в таск-трекер, сделанный в Tabs.
- Создали две связанные таблицы: одну — с проектами, вторую — с задачами (которых вышло 522!).
- Выделили в этих задачах ответственных. И создали каждому из них простой личный кабинет: доска с задачами, разбивка по проектам, форма для составления новых и ничего лишнего.
- Добавили внутри каждой задачи статусы и отслеживание дедлайнов (еще одну мини-автоматизацию).
Так, вместо одной большой таблицы, в которой 100 человек одновременно решают 500 задач, появились личные таск-трекеры, данные из которых связаны с проектами.
В них руководители всегда могут посмотреть аналитику по проекту и узнать, на какой стадии работа и какие именно задачи решаются.
И, наконец, вся информация по проектам собирается в один большой отчет, где можно увидеть прогресс по отделам и проектам и понять, как команды и руководители справляются с задачами.
Итог: операционное планирование без особой систематизации и множеством Excel-таблиц на каждый отдел переехало в одно место и ведется в едином формате. И бонусом появилось много понятных отчетов для менеджеров разного уровня.
Автоматизировали адаптацию и подбор персонала
Многие из наших рекрутеров сидят в Tabs и уже автоматизировали большое количество процессов:
- Перевезли всю отчетность по рекрутерам, которая велась в Excel. В ней можно увидеть загруженность HR и распределение вакансий. Если раньше на заполнение этого отчета уходили дни, то теперь — пара часов.
- Полностью отрабатывают некоторые вакансии: от оформления самой вакансии до вывода кандидата. Команда запустила в Tabs MVP некий аналог Хантфлоу и теперь думает над тем, идти к разработчикам за отдельным продуктом или остаться в нашем.
- Ведут треки адаптации: собирают информацию по сотруднику, проводят опросы, анализируют, подошел ли человек кампании.
Как мы планируем развивать Tabs
За полтора года у нас есть уже более 15000 активных пользователей Tabs, а удовлетворенность продуктом составляет 87%. Есть и то, что стоит доработать. Например, процесс интеграции с внешними системами, о котором рассказывали выше.
Еще мы планируем добавить поддержку on-premise решений, которая позволит запускать Tabs на собственных серверах. И собственного AI-ассистента: не просто бота, который подскажет, где лежит какой шаблон или инструмент, а полноценного помощника.
Например, он мог бы написать план вывода продукта на рынок: собрал данные, добавил в таблицу, построил диаграмму Ганта, декомпозирован проект на отдельные задачи, перенес их в Канбан-доску и так далее. Или, например, проанализировал резюме всех, кто откликнулся на вакансии, проверил на соответствие требованиям и дал рекрутеру лучших кандидатов.
Если у вас есть вопросы по продукту, пишите в комментариях — постараемся ответить всем. Попробовать Tabs в раннем доступе можно по запросу.
1К открытий5К показов