WebRTC и SIP: где отличия и что выбрать под свои задачи
Рассуждаем, в чём разница между протоколами WebRTC и SIP, и какой протокол выбрать под задачи вашего проекта.
2К открытий3К показов
До сих пор ходят байки, что лучше из этих двух протоколов. Разберу их цели, расскажу про подходы, их отличия, плюсы и, возможно, помогу определиться с тем, что подойдёт вам.
Основная задача популярной технологии WebRTC — передавать потоковые данные (иными словами, звонить) от одного браузера или приложения к другому по принципу «точка-точка».
Рынок этой технологии растёт на 35,3% в год и по прогнозу за десять лет может вырасти в 20 раз. WebRTC работает почти во всех известных браузерах, поэтому изначально разработчики планировали использовать эту технологию вместо SIP-телефонии. Такое решение сделало бы работу с виртуальной АТС проще и легче. Из-за отличий между системами заменить SIP-телефонию не получилось.
Отличия между WebRTC и SIP-телефонией
Для простых пользователей:
- Стандарт WebRTC работает почти во всех браузерах, и даже документация есть.
- Софтфоны нужно отдельно загружать на ПК, так как это программное обеспечение.
Для технического инженера или сисадмина:
- Все программное обеспечение компании должно поддерживать стандарт WebRTC. А еще — телефонный оператор и виртуальная АТС. Только у четырёх телефонных операторов есть возможность использовать эту систему в браузерах.
- SIP-протокол — это стандарт, который поддерживают все ПО и аппаратура.
Может ли WebRTC заменить SIP-софтфон
Да, но не во всём. WebRTC-телефоны по некоторым параметрам превосходят SIP.
Работают через браузер без отдельной установки. Для звонка нужно открыть ссылку и войти в свой аккаунт на платформе, где совершается разговор. Телефон загрузится и можно общаться — это доступно пользователям любых ПК
Однако для колл-центров этот факт не так важен. Операторы нечасто меняют ПК, поэтому возможность запуска программы без установки для них не такой уж очевидный плюс. К тому же современные софтфоны загружаются примерно за минуту, когда пользователь делает настройку рабочего пространства, и весят не более 20 МБ (гораздо меньше, чем Skype и Microsoft Office).
WebRTC не нужно настраивать в браузере. Как только будет открыта страница с телефоном, нужно дать разрешение на доступ к микрофону. Но в каждом профессиональном софтфоне есть удалённая настройка. Специалист колл-сервиса заходит в софтфон, авторизуется, и все нужные настройки уже в приложении. Ни операторы, ни сисадмины сами не вводят настройки. Можно сразу звонить в настроенном приложении.
Плюсы SIP-телефонов перед WebRTC
Технически WebRTC не работает на маломощных ПК или возможны утечки памяти. Через два часа активной работы телефон увеличится в два раза и система может тормозить.
Не в каждом колл-центре или у удалённых работников есть ПК с требованиями, которых достаточно для использования WebRTC. Это отдельная тема для обсуждений. Расширить ОЗУ на устаревших ПК не получится. А при заполнении памяти оператор и клиент плохо слышат друг друга, постоянно требуется перезагрузка программы. Есть два выхода: замена устройств на более современные и использование программы, которая меньше весит.
К примеру, Softphone.Pro займёт всего 100 МБ и не увеличивается в объёме. Эта программа может легко работать даже на маломощных ПК, которыми пользуются удалёнщики.
На WebRTC-телефоне не поддерживается работа одновременно с разными SIP-аккаунтами. А есть центры звонков, для которых это принципиально важно. Например, когда сервис относится к нескольким офисам одной компании в разных точках страны. У каждого города — свой аккаунт. Поэтому оператору нужно не только видеть, откуда поступает исходящий звонок, но и самому делать вызовы с номера конкретного города (заказчику из Твери — с тверского).
SIP-софтфоны работают сразу с несколькими аккаунтами и делают вызов с необходимой учётной записи в один клик. При обзвоне клиентов из общей системы достаточно нажать на кнопку с номером телефона, и оператор позвонит с нужного SIP-аккаунта. Это сводит к минимуму ошибки, связанные с человеческим фактором.
В WebRTC не работают многие стандартные функции телефонов. Например, невозможно удерживать и переводить вызовы, создавать конференции. SIP-софтфоны не имеют таких сложностей. У них есть всё опции для работы с облачными АТС, специальным ПО для колл-центров. Перечислим некоторые из них:
- Быстрые переключения звонков.
- Условный автоматический ответ.
- Удержание и снятие вызова.
- Создание конференции максимум из шести абонентов.
- Включение аудиосообщений.
- Запись звонков.
- Открытие статусов сотрудников.
- Параллельное включение двух линий звонка.
WebRTC для кого
В WebRTC нет опций, необходимых для всех колл-центров. Например, оптимизации расписания операторов, записи с экранов или съемки с камеры.
WebRTC-телефония не всегда решает главные задачи:
- Не интегрируется с основными гарнитурами и приложениями. Следовательно, нет звонков в одно нажатие, нет всплывающих карточек
- Нет стереозаписи менеджера и клиента в разных каналах, а значит, невозможно распознавать речь.
WebRTC-телефония больше подходит для отдельных сотрудников компаний, которые редко совершают звонки. Чаще всего это руководители и бухгалтеры. А вот менеджерам колл-центров больше подходят сервисы с SIP-телефонией, особенно если речь идёт про API. Так легче переварить большой объём трафика и гибко выстроить сценарии.
Они могут легко интегрироваться с другими программами, записывать экран ПК, отслеживать работу операторов, поддерживают профессиональные гарнитуры и могут работать сразу с нескольких аккаунтов.
Гибкость и свобода
SIP обладает большей гибкостью на уровне протокола, а WebRTC — на уровне приложений. С большей гибкостью у вас есть больше свободы для инноваций, но, к сожалению, и больше проблем с совместимостью. SIP, например, позволяет использовать описание сеанса без SDP, применять медиатранспорт на основе RTP, SRTP или ZRTP. О них подробнее можете почитать здесь.
WebRTC предписывает множество таких элементов в протоколе, например, работу с SDP, SRTP, ICE и так далее. В будущем, если придумают медиатранспорт получше, спецификацию придётся изменить.
Благодаря вот той же гибкости SIP люди создали сотни различных реализаций, используя один и тот же базовый протокол. WebRTC не в силах помочь реализовать нетривиальный медиаканал, вроде многоадресной рассылки на уровне приложения или LAN по локальной сети, или позволить веб-приложению работать с text-to-speech.
Гибкость протокола SIP имеет свою цену — нет гарантии таких функций, как безопасность или общие кодеки в разных реализациях.
Заключение
Многие существующие приложения на основе SIP, вероятно, воспользуются WebRTC, если возникнет спрос. Точно так же новые веб-приложения, основанные исключительно на WebRTC, вероятно, будут включать SIP-шлюз для доступа к пользователям без браузера, если, опять же, будет спрос.
SIP или WebRTC сами по себе — это лишь небольшая часть головоломки. Тем не менее, WebRTC пытается заполнить пустоту, которая уже давно витает в мире SIP-связи.
2К открытий3К показов