«Умная» колонка, наушники с технологией открытого звука и мультиподписка на сервисы: итоги конференции YaC 2018

Партнёрский материал. Что это?
YaC 2018

29 мая 2018 года в Ледовом дворце ВТБ в Москве прошла ежегодная технологическая конференция «Яндекса» YaC 2018. Компания показала новые продукты и сервисы, рассказала о применении цифровых технологий в сферах маркетинга и развития городской инфраструктуры.

«Алиса»

SpeechKit

В первую очередь показали возможности голосового помощника «Алиса», представленного в октябре 2017 года. Сначала «Алиса» распознает голос с помощью технологии SpeechKit, затем пытается понять контекст, анализирует данные и отвечает с учетом истории общения с пользователем.

Новые возможности «Алисы»

Turing

Ответ на поставленный вопрос формируется с помощью технологии Turing. Для обучения виртуальной ассистентки использовались диалоги из классической литературы и с различных форумов. В итоге получилось около 100 миллионов диалогов, из которых «Алиса» выбирает наиболее подходящий ответ.

Text-to-Speech

Далее помощник произносит выбранный вариант ответа с помощью Text-to-Speech. По словам разработчиков, «Яндекс» стремилась сделать речь ассистента максимально живой и естественной, чтобы человеку хотелось время от времени просто болтать с ним.

Яндекс.Диалоги

Следующей компания представила платформу «Диалоги», которую в феврале 2018 года запустила в бета-версии. С ее помощью сторонние разработчики могут добавить в «Алису» новые функции, например, совершения покупок или бронирования отелей. Сейчас на платформе есть уже около 4000 навыков, большинство из которых хранится в каталоге, а самые популярные выводятся на главную панель. Чаще всего разработчики создают чат-ботов для общения бренда с аудиторией.

Тестирование

Яндекс.Диалоги прошла тестирование с «Мегафоном», «Сбербанком», SkyEng, «Утконосом» и сервисом «Папа Джонс». С помощью платформы пользователь мог голосом заказать пиццу, проверить баланс на банковском счете, задать вопрос оператору в чате. Для демонстрации возможностей новой платформы представитель «Яндекса» заказал пиццу прямо со сцены.

Для подтверждения платежа пользователю понадобится смартфон. В компании уверены, что это даже лучше полной автоматизации: например, ребенок не сможет с помощью колонки заказывать еду втайне от родителей.

Яндекс.Станция

«Умная» колонка выдает звук мощностью 50 Вт, может подключаться к телевизору, управлять воспроизведением видео и аудио. Голосовой помощник способен по просьбе пользователя поставить трек, изменить громкость, перемотать и выполнить другие команды.

Возможности

С помощью колонки можно поставить будильник или напоминание о встрече в календаре, сделать покупки через Интернет. В будущем «Яндекс» внедрит биометрическое распознавание, чтобы система понимала, кто из членов семьи к ней обращается.

Характеристики

Колонка получилась массивная: 140×140×230 мм. В компании оправдали такие размеры желанием добиться качественного звучания. Устройство имеет семь микрофонов, которые следят за источником голоса. Это позволяет системе слышать речь человека даже сквозь громкую музыку. У Яндекс.Станции есть два режима записи: непрерывный и по включению. После нажатия на корпусе кнопки Mute на микрофоны перестает поступать питание. Устройство поддерживает профили выдачи контента, например, умеет реагировать на присутствие детей, фильтруя ответы.

Система работает только с Яндекс.Музыкой. Разработчики обещают, что «Алиса» сможет подобрать треки даже под витиеватые запросы вроде «хочу чего-нибудь потяжелее» или «мне надо отдохнуть, включи что-то медленное».

Заказ

Цена колонки не зависит от материала корпуса: и алюминиевый, и тканевый вариант обойдется в 9990 рублей. Компания сообщит о начале продаж всем, кто оставит электронный адрес. Планируется, что это произойдет летом 2018 года.

Яндекс.Плюс

«Яндекс» представила подписку Яндекс.Плюс, которая объединяет платные сервисы компании. За 169 рублей в месяц можно получить доступ ко всем функциям Яндекс.Музыки, скидку на услуги Яндекс.Такси и Яндекс.Драйв, бесплатную доставку при заказе товаров в Яндекс.Маркете, просмотр фильмов без рекламы на «КиноПоиске» и 10 Гб на Яндекс.Диске.

Бонусы

Новые пользователи получают три месяца в подарок. Год бесплатного использования Яндекс.Плюса прилагается к покупке Яндекс.Станции. Компания пообещала в будущем добавить в «Плюс» другие сервисы.

Xperia Ear Duo

Глава Sony Mobile в России и СНГ Шиничи Танака представил наушники Xperia Ear Duo с технологией открытого звука, которая позволяет одновременно слышать звук из устройства и окружающую среду. Наушники станут первым носимым устройством с полным доступом к «Алисе».

yet another conference 2018

Яндекс.Драйв

Запущенный в феврале 2018 года каршеринг Яндекс.Драйв закупит в автопарк автомобили бизнес- и премиум-класса. Летом 2018 года компания возьмет в лизинг более пятисот Mercedes E-класса и BMW 5, десять Porsche Macan и два Porsche 911 Carrera 4S. Взять в прокат новые автомобили смогут только водители старше 26 лет со стажем вождения не менее 6 лет.

Стоимость

Цена за аренду Porsche начинается с 20 рублей за минуту, Mercedes E-класса и BMW 5-й серии — с 10 рублей за минуту. В нее входит стоимость бензина, парковки и расширенного страхования каско, ОСАГО, ДСАГО, страхования жизни пассажиров и водителя.

Яндекс.Авто

Компания объявила о расширении сотрудничества с производителями автомобилей и показала два демонстрационных образца: на базе электрокара Nissan Leaf и кроссовера Toyota RAV4.

Устройство

На передних панелях смонтирована установка из двух одинаковых по размеру дисплеев. Левый экран находится рядом с водителем и показывает навигацию с пробками и погоду. Сенсорная панель справа развлекает пассажира, предлагая музыку, видео и серфинг в Сети. В серийных автомобилях таких систем пока нет.

Яндекс.Авто

По словам руководителя подразделения Яндекс.Авто Романа Чернина, навигация и автомобильные приложения являются наиболее перспективными сферами развития сервисов компании: 65 % запросов к «Алисе» связаны с навигацией.

Использование нейросетей

Поиск по картинкам

Руководитель службы компьютерного зрения и технологий машинного интеллекта «Яндекса» Александр Крайнов рассказал о том, как компания использует нейросети для поиска картинок и улучшения качества видео. Глава отдела упомянул, что данная функция появилась в «Яндексе» 6 лет назад, и в то время Крайнов был уверен, что поиск семантически близких изображений невозможен.

Он рассказал об алгоритме работы функции и подчеркнул, что самые медленные процессы — это отправка картинки на сервер и ее обработка нейронной сетью. По словам руководителя, первый фактор зависит от качества связи. Над вторым, сообщил Крайнов, компания активно работает: использует процессоры FPGA в сотрудничестве с Intel вместо классических ЦПУ. Разработчикам компании удалось ускорить основную тяжелую нейронную сеть примерно в 10 раз и сократить время ответа почти на секунду.

Обучение нейросети

Для улучшения качества видео и изображений компания обучает на примерах нейронную сеть DeepHD. Разработчики берут большую картинку, делают ее уменьшенную копию, а DeepHD должна восстановить оригинал. Арбитром выступает еще одна нейросеть, которая получает исходник и пытается угадать, был ли он сжат. По словам Крайнова, такая состязательная схема обучения — одно из самых ярких научных открытий в машинном обучении за последние несколько лет.

Творчество нейросети

При обучении на изображениях компания столкнулась с проблемой: генерирующая сеть начинает добавлять в исходник посторонние элементы. Картинки меняются до неузнаваемости, и дискриминатор не может понять, оригинальное перед ним изображение или восстановленное. Чтобы сдержать творческие порывы генератора, разработчики добавили второго арбитра — обученную на 10 тысячах изображений классифицирующую нейронную сеть. Ее задача — определить, поменялось ли содержание изображения. В итоге у генератора две задачи: восстановить изображение и сделать так, чтобы классификатор считал большую картинку семантически соответствующей маленькой.

В «стерильных» условиях, рассказал Крайнов, все работает отлично, но картинки из Интернета сильно зашумлены. Нейронная сеть, увеличивая четкость изображения, увеличивает и шумы тоже. Проблему решает еще одна нейросеть, задача которой — подавить их. Нейросеть сравнивает картинки пиксель за пикселем: разница должна быть минимальной, а изображения — чистыми.

Обработка видео

Применяя описанный выше подход к обработке видео, «Яндекс» столкнулась с новыми вызовами. По словам Крайнова, на этот раз приходится работать не только с некачественным исходником, но и с искажениями, создаваемыми человеческим мозгом при обработке визуальной информации. Кроме того, разработчики должны улучшать не только записанное видео, но и то, что идет в реальном времени.

Для этого в компании ускорили тяжелую нейронную сеть и на созданных примерах натренировали облегченную. Последней поставили задачу максимально быстро воспроизвести всю цепочку, которую делает основной алгоритм, с максимальным сохранением качества. В итоге она проигрывает по качеству получаемого изображения, но в несколько раз лучше по производительности. Используя видеокарту NVIDIA Tesla N100, разработчики в режиме реального времени могут делать картинку HD-качества.

Межпроектные файрволы

Альтернативы

Специалист по безопасности продуктов Евгений Сидоров рассказал о недостатках межпроектных файрволов. Например, они не дают информацию о посетителях сервиса, не подходят для облаков и контейнеризации. По словам разработчика, подход к обслуживанию сервиса с использованием файрволов устарел и не отвечает современным требованиям, а внутренняя сеть не должна рассматриваться как доверенная. В качестве альтернативы Сидоров предложил использовать клиентские сертификаты, Application Layer Transport Security и токены.

Ticket Vending Machine

Разработчик Яндекс.Паспорта Игорь Клеванец рассказал о подходе Ticket Vending Machine (TVN), который используется в компании для межсервисной аутентификации и разграничения доступов. В отличие от файрволов, TVN предоставляет информацию о пользователях и дает квоты на RPS в сервисах с большим количеством подключений.

По словам компании, с помощью нового подхода удалось создать независимую от внешних стандартов систему, которая подстраивается под разные сценарии работы, обеспечить гибкую межсетевую аутентификацию и снизить порог входа для новых разработчиков.

Секции конференции

Технологии маркетинга

В секции обсуждали необходимость присутствия технологий в бизнесе в зависимости от его сферы. Представители Microsoft, «ВкусВилл», Marilyn System, Driveback и ABBYY рассказали, как VR-технологии, отслеживание офлайн-данных, машинный интеллект и цифровой маркетинг помогают развивать предпринимательство. Докладчики подняли этические, технические и организационные вопросы, которые возникают при использовании искусственного интеллекта.

Директор по маркетингу сервисов «Яндекса» Андрей Себрант поговорил с видеоблогерами Яном Топлесом, Борисом Веденским и Русланом Усачевым о том, как с помощью технологий наладить устойчивое общение с большой аудиторией.

Человек и город

Представители «Яндекса», «ИКЕА», Mobike, «Эвотора», Navigine и Strelka КБ прочитали доклады о технологиях машинного обучения, цифровой антропологии, умных устройствах, системах навигации и оцифровке данных. Спикеры говорили о своем опыте их применения в планировании городской среды, развитии инфраструктуры, байкшеринге, доставке товаров и еды.

Информационная безопасность

Спикеры секции рассказали о том, как создать быструю межсервисную аутентификацию с помощью сервиса Ticket Vending Machine, о локальном распознавании и биометрической параметризации голоса, о новых подходах в работе с корневыми серверами DNS, об анализе безопасности «умных» динамиков с функцией персонального помощника, а также о создании распределенного комплекса обороны от фрод-атак.

Стенды

На выставочных стендах посетители конференции могли попробовать наушники Xperia Ear Duo, увидеть работу «умной» колонки Яндекс.Станции, сделать 3D-фотографию и GIF-картинку с «Алисой» и отправить ее себе на почту, и протестировать другие продукты.

Гости мероприятия могли прокатиться на беспилотном такси по территории Ледового дворца:

А ещё Яндекс.Драйв представил автомобили Porsche и BMW, которые летом 2018 года можно будет взять в аренду:

Наташа Маркова