Искусственный интеллект и персональные сервисы в России: что делает Яндекс в 2019

Партнёрский материал. Что это?

В конце мая мы ездили на конференцию Яндекса YaC 2019. Кроме стандартного анонсирования новинок там активно говорили про Яндекс как продукт. По итогам можно сделать несколько выводов о будущем среди IoT-устройств в России.

В этом году прослеживаются три основные тенденции в контексте того, что делает компания. Можно было заметить их ещё пару лет назад, но сейчас картинка сложилась окончательно.

  • Яндекс расширяет сферы применения своего «умного помощника» и встраивает Алису в предметы и услуги, которыми человек пользуется ежедневно.
  • Развиваются рекомендательные сервисы.
  • Все продукты Яндекса создают экосистему, взаимодействия в которой становятся более глубокими.

База в виде инструментов искусственного интеллекта и машинного обучения поддерживает все эти направления развития.

Куда пробралась Алиса

Яндекс.Авто

В новой версии можно будет не просто настраивать мультимедийную систему, но и открывать багажник, управлять замками и окнами, включать свет в туннеле и даже автоматически оплачивать парковочное место. Почему бы и нет, ведь система уже знает, где находится автомобиль, и может сравнить координаты с зонами парковки. Когда водитель уезжает, оплата так же автоматически останавливается.

Яндекс.Авто, установленная вместо стандартной мультимедийной системы автомобиля

Учитывая, что Яндекс объявила о своём партнёрстве с брендами Renault, Nissan и Lada, должно появиться много автомобилей со встроенной Алисой. Сама система Яндекс.Авто в обновлённой версии появится на рынке осенью.

Умный дом

Наверное, это та область, где Алису ждали больше всего. Построить у себя хотя бы частично умный дом хочется многим. Технологии давно достигли нужного уровня, но каждый производитель строит свою систему, и у каждой есть недостатки. Тут Яндекс делает умный ход — позволяет подключать к системе устройства других производителей: Xiaomi, Bosch, Samsung, Philips. И запускает свой базовый набор с «умной» розеткой, лампочкой и пультом управления. Плюс Алиса — лучший голосовой помощник для русского языка, и вот мы уже получили то, что вполне можно запускать в дом.

Примеры устройств для умного дома от Яндекса

Яндекс.Модуль

Это медиаплеер — что-то вроде Apple TV или Google Chromecast, но в экосистеме Яндекса. Небольшая «флешка», которую подключаешь к HDMI-порту телевизора и превращаешь его в интерактивный. Есть встроенный «КиноПоиск», доступно управление через Алису. Небольшая подсказка для тех, кто боится, что модуль займёт все соседние порты: в комплекте идёт удлинитель HDMI на ~10 см.

Яндекс.Модуль — миниатюрный медиаплеер с Алисой

Напомним, что Алиса поддерживает платформу Диалоги, с помощью которой можно научить помощника дополнительным командам. Например, чтобы по фразе «Алиса, пора спать» выключался свет, телевизор и включался обогреватель.

Почему развитие этого «умного помощника» важно для программистов?

Яндекс даёт всем желающим возможность допиливать экосистему. Вы можете разработать и опубликовать свой веб-сервис и «научить» Алису выполнять новые действия. Например, управлять своим проектом на Arduino или ставить за вас точки с запятой в конце строк кода по команде «Алиса, время пришло».

Вы также можете работать не напрямую с Алисой, а использовать отдельные компоненты. Например, Yandex SpeechKit, чтобы научить своего бота разговаривать и понимать речь.

«Вам также может понравиться…»

Для тех, кто активно пользуется продуктами Яндекса, логичное развитие получили рекомендательные системы.

Появился «Мой эфир» — сервис, который составляет программы просмотра видео на основе вашего поведения в интернете. Анализируется то, на какие страницы вы заходите, что лайкаете, какие запросы вводите в поиск и другие параметры. В Яндексе говорят, что вы тратите в среднем 9–18 минут на поиск того, что посмотреть, а «Мой эфир» призван решить эту проблему.

Ещё теперь можно ввести в поисковике Яндекса запрос «что посмотреть» и получить рекомендации по фильмам, которые подходят лично вам. Информация берётся из оценок в «КиноПоиске» — можно сразу посмотреть кино, если у вас есть подписка на Яндекс.Плюс или фильм бесплатный. В целом ничего нового, просто больше интеграции сервисов между собой, что добавляет свои удобства. Наверное, подписка на Плюс становится всё более актуальной, учитывая эти самые интеграции.

Рекомендации фильмов доступны прямо на главной Яндекса

Предложения на основе поведения появились не только в стандартных областях типа кино и музыки. В одном из докладов основатель сервиса «Едадил» рассказала, чем он отличается от других приложений с каталогами товаров и скидок. Например, как в нём на основе чековых данных делают предиктивную аналитику и помогают пользователям совершать «разумные покупки»: выбирать, какой продукт купить в каком магазине.

Сложные системы

Вообще-то все выступления Яндекс объединила одной темой — «будущее в деталях». Получилось про искусственный интеллект и его проникновение в нашу жизнь. Это мировой тренд, развитие техники достигло того шага, когда ИИ доступны не только большим корпорациям, но и фактически каждому человеку — в повседневных решениях, которые он может даже не замечать.

Кроме использования «умных» систем — тренд на сбор и обработку Big Data, усложнение и ускорение технологичных процессов.

Например, анонсировали новый сервис «Облачных ресторанов». Яндекс договорилась с лучшими ресторанами по версии пользователей, чтобы там готовили самую популярную еду. Борщи, котлеты, салаты — даже там, где этого обычно не готовят. Яндекс будет отправлять на кухни ресторанов свои полуфабрикаты, а доставку заказов возьмут на себя курьеры Яндекс.Еды. Обещают, что стоимость одного блюда не превысит 250 ₽.

Скидка 30% на первое блюдо по специальной ссылке с презентации YaC 2019.

Самые популярные блюда по исследованию Яндекса, их можно будет заказать в «Облачных ресторанах»

Рассказали, как работает Яндекс.Драйв, и разобрали аспекты создания и поддержания системы каршеринга — от железа до обслуживания и тарифов. Советуем посмотреть в записи, даже если вы не водитель, но вам интересна внутренняя кухня таких сервисов.

Беспилотный транспорт

А началась конференция с появления Аркадия Воложа на беспилотном автомобиле. Машина выехала на сцену совсем без водителя. Даже если примерно понимаешь, как это работает, воспринимаешь как что-то необычное: в основном беспилотники сейчас катаются с человеком за рулём — «на всякий случай» и по юридическим требованиям.

К беспилотникам движется весь мир. На GTC 2019 мы видели достижения NVIDIA — она строит свою платформу и предлагает «железные» решения, которые можно интегрировать с любыми автомобилями. Там же выступали и ребята из Яндекса — представили автоматику, которая помогает машине перемещаться в условиях русской зимы или песчаной бури в Израиле. Контраст с идеальными дорогами Калифорнии в выступлениях других брендов был существенен, все вопросы к спикерам из Яндекса сводились к одному: «Как вы это делаете? Ведь даже человек не всегда справится в подобных условиях».

И вот на YaC 2019 Волож объявляет, что уже в этом году на дорогах России будет 100 беспилотников Яндекса (кстати, беспилотные такси уже сейчас есть в Иннополисе и Сколково).

Беспилотный автомобиль Яндекса в Сколково, фото Яндекса

Да, пока что за рулём всё ещё будет сидеть человек, готовый перехватить управление в любой момент. Да, это всё ещё способ собрать больше данных, чтобы проанализировать и обучить авто справляться с нестандартными ситуациями. И юридические аспекты всё ещё не решены (впрочем, не только в России, тут много даже просто моральных вопросов). Но это огромный шаг вперёд.

Системы автопилота кажутся очень сложными, но их создают люди — программисты, специалисты по машинному обучению и анализу данных, специалисты по обеспечению качества и другие разработчики. Вы тоже можете начать свой путь в этом направлении, статьи есть у нас на сайте. У Яндекса есть «Школа анализа данных» и профессия на Яндекс.Практикуме.

И что всё это значит?

Яндекс строит свою экосистему для жизни. Так делают и другие компании, но это продукт из России, он хорошо понимает русский язык, работает на наших дорогах и при этом доступен по приемлемым ценам.

В ближайшем будущем вызываешь такси — машина приезжает без водителя и сама везёт тебя домой. В поездке просишь Алису заказать доставку еды и включить кондиционер (сегодня немного жарко). Дома для тебя уже подобран фильм под настроение, осталось только включить (тоже голосом).

Многие пользователи боятся монополии на их данные и соответственно персонализации контента. Так получается, что чем дальше развиваются технологии, тем дальше друг от друга понятия удобства и конфиденциальности. Каждый делает свой выбор и двигает ползунок ближе к одному из этих полюсов. Но общий путь развития понятен — искусственный интеллект будет везде и общение с ним станет нормой жизни, мы даже не заметим, как это произойдёт.

Запись трансляции

  • 6:43 Секретный доклад
  • 53:13 Перерыв
  • 2:02:58 Юрий Башмет и Кузьма Бодров про будущее в искусстве
  • 2:23:00 Антов Рязанов про будущее в драйве
  • 2:36:52 Наталья Шагарина про будущее в умных покупках
  • 2:43:56 Егор Дружинин про будущее в творчестве
  • 2:49:50 Даниил Колесников про будущее в голосе

Рекламные публикации для бизнеса:
sales@tproger.ru, +7 916 559-71-10

Tproger