Обложка статьи «Онлайн-хакатон YoHack: 80 часов кодинга и тусовок в Zoom»

Онлайн-хакатон YoHack: 80 часов кодинга и тусовок в Zoom

Партнёрский материал. Что это?

У нас было 250 участников, 8 кейсов, 6 комнат в Zoom, 4 номинации и Telegram-канал. Собрав всё вместе и добавив к этому немного забавных фонов, конкурс мемов и полицию скуки, мы провели онлайн-хакатон, чтобы создать IT-решения для преодоления цифровых барьеров и ограничений. Насколько мы знаем, это первый российский хакатон в таком формате. Опыт получился настолько необычным и вдохновляющим, что мы решили поделиться им.

***

Мы —  BrainZ, суббренд IT-компании КРОК, занимающийся развитием IT-образования для студентов и старшеклассников.

В марте-апреле 2020 года нам, как и всей планете, пришлось забыть о планах на отпуск за границей, концертах и даже посиделках в компании друзей. Мир перешёл на удалёнку, а большинство событий перенеслись в онлайн-формат.
На самоизоляции люди оказались «взаперти» и вскоре поняли, что вебинары и созвоны в Zoom не всегда могут заменить живые мероприятия и встречи, а за красивыми рассказами об удалённой работе кроется множество проблем с коммуникациями.
Как поделиться своими эмоциями, особенно когда разрешение веб-камеры оставляет желать лучшего? Что делать, если привык мгновенно получать обратную связь от команды, а теперь приходится дожидаться ответа в чатах? С этими и другими проблемами столкнулись многие из тех, кто перешёл на удалёнку.
Мы решили, что самоизоляция и недостатки цифрового мира не должны вставать на пути развития, обучения и общения. «Почему бы не попробовать решить проблемы digital-коммуникаций с помощью… digital-коммуникаций?» — подумали мы и открыли регистрацию на онлайн-хакатон.

Задачи хакатона

Цель хакатона — создать решения для снятия культурных и возрастных барьеров, разночтений и недопониманий. Мы предоставили участникам 8 кейсов, направленных либо на улучшение существующих цифровых решений, либо на создание совершенно новых.

Образование и тренинги перешли в онлайн. Во время очного обучения преподаватели сразу видят реакцию и эмоции аудитории, могут ориентироваться на них, чтобы оценить ситуацию. На вебинарах это сделать не так-то просто. Командам нужно было найти решение, которое поможет эффективнее получать обратную связь от учеников с переходом образования в удалённый формат.

Личные встречи между инвесторами и стартапами в 2020 году стали невозможны. К тому же, часто на одного инвестора приходятся сотни стартапов, при этом и тем, и другим нужно учитывать требования и пожелания друг к другу. Требовалось разработать мобильное приложение для соединения инвесторов и стартапов, исходя из их интересов. При этом должны были учитываться совпадения взаимных требований, предпочтения каждого из участников, рекомендации других пользователей или бизнес-репутация.

С приходом карантина некоторым стало сложно ориентироваться в мире, который полностью перешёл в онлайн. Людям нужно узнать, где в их регионе можно получить средства индивидуальной защиты, заказать еду и товары первой необходимости, воспользоваться волонтёрской поддержкой, получить помощь от государства и так далее. Однако в интернете нет единого пространства со всей этой информацией, а искать всё по отдельности — долго и сложно. Цель кейса — собрать в одно приложение все услуги и службы, чтобы не нужно было тратить время на их поиск.

Одна из самых насущных проблем онлайн-хакатонов — коммуникация команд и организаторов. Пока участники не могут достучаться до менторов, менторы утопают в вопросах участников. Каналы в чатах не всегда решают проблему, а иногда только усугубляют её. Задача — разработать простую среду для эффективной коммуникации между организаторами и участниками хакатона, при этом решение не должно было сильно зависеть от существующих социальных сетей и мессенджеров.

Здесь было сразу три задачи на выбор.

  1. Инструмент для эффективной работы в команде. На хакатонах и других мероприятиях всегда бывают проблемы с планированием времени: некоторые даже доходят до того, что вообще не спят. Участникам предлагалось создать максимально наглядное и простое средство для коммуникаций, распределения задач и фиксации прогресса команды. Trello, Jira и прочие таск-трекеры не очень подходят, так как они слишком громоздкие и порой только замедляют процесс.
  2. Механика, позволяющая делиться эмоциями. Командам, работающим только в онлайн-режиме, трудно поддерживать эмоциональные связи. А ведь это нужно для доверия, хорошей атмосферы и производительной работы. Требовалось разработать максимально простую механику, в которую можно легко и быстро включиться, чтобы создать эмоциональный контакт.
  3. Виртуальный товарищ. Участники хакатона часто находятся в состоянии стресса. Возможно, им нужен виртуальный помощник, выслушивающий проблемы или «подпинывающий» во время работы. Это мог быть бот, поддерживающий простой диалог или помогающий с отладкой по методу утёнка. Виртуальный товарищ должен был быть харизматичным, внимательным и по-настоящему полезным.

В компании много каналов для внутренних коммуникаций: почта, Telegram, Instagram, корпоративные порталы и так далее. Но как узнать, где сотрудникам предпочтительнее видеть контент, во сколько лучше публиковать записи и в каком стиле писать текст? Чтобы найти ответы на эти вопросы, нужно было создать технологичное, но в то же время простое приложение, собирающее статистику для оценки эффективности коммуникаций с сотрудниками.

ВКонтакте предложил участникам подумать, как использовать возможности VK Mini Apps для устранения пробелов и «искривлений» в коммуникации людей. Можно было создать переводчик мемов, определитель степени кринжа или анализатор оскорбительности постов — всё ограничено только фантазией участников.

Две задачи на выбор

  1. Управление вовлечённостью сотрудников. В период самоизоляции многие работают из дома. Все рабочие мероприятия — встречи, планёрки, демо, конференции — перешли в онлайн, и их стало слишком много. В таких условиях есть риск потерять внимание сотрудников из-за стресса и избытка информации. Поэтому требовалось либо разработать нестандартные форматы онлайн-мероприятий для сотрудников, чтобы снять напряжение и улучшить вовлечение команд на удалёнке, либо предложить решение для минимального участия людей в онлайн-общении.
  2. Подбор персонала. Для IT-специалистов в сети есть очень много контента: вебинары, митапы, конференции и другие бесплатные мероприятия. Компаниям стало трудно бороться за внимание специалистов, которые могут стать потенциальными сотрудниками. Нужно было придумать лёгкое и оригинальное решение, позволяющее привлечь потенциальных кандидатов, оценить их навыки, а также повлиять на развитие IT-сообщества.

Digital winners

В хакатоне приняли участие 250 человек аж из 40 городов России, Чехии, Республики Беларусь и других стран. О том, как проходила общая тусовка, мы расскажем чуть позже, а сейчас выделим номинации и победителей.

«Современные проблемы требуют современных решений»

Номинация за самое социально значимое решение. В ней победила команда «Называйте как хотите». Участники разработали мини-приложение VK для волонтёров, чтобы люди быстро могли откликаться на просьбы тех, кому нужна помощь (кейс №3 «Covidарность»). В приложении волонтёры указывают, в каком городе они находятся и что готовы сделать, а люди, которым нужна помощь, могут находить волонтёров по интересующим их параметрам.

«Это Канны»

Номинацию за самое креативное решение честно завоевала команда «Asteri». Ребята работали над кейсом №8 (задача по подбору персонала) и сделали крутую компьютерную игру на Unity и C# в виде статического квеста, где нужно решать алгоритмические и другие программерские задачи. В случае успешного прохождения у игрока появляется возможность побеседовать с HR. В будущем команда планирует создать библиотеку задач под разные языки программирования, реализовать динамическую генерацию головоломок и выложить игру в публичный доступ.

«Просто берёшь и делаешь»

Награда за самое прикладное решение досталась команде «bench gang». Они работали над приложением, позволяющим оценить эффективность коммуникаций с сотрудниками (кейс №6) и создали сервис Mettre, который определяет качество внутренних постов компании с помощью нейросети. Приложение предоставляет подробную информацию об активности сотрудников и анализирует, в какое время лучше публиковать материалы и какие сервисы помогут охватить большую аудиторию. В процессе работы ребята спарсили тысячи постов из соцсетей, обучили на них нейросеть и сделали веб-приложение с бэкендом на Django и фронтендом на Vue.js.

«Бумеры и зумеры поставили лайк»

Номинация, голосование за которую проходило среди участников хакатона. В ней победила упомянутая выше команда «bench gang».

Всё это выглядит, как обычные задачи на обычном хакатоне. Но не будем забывать, что хакатон был вовсе не обычный, а «онлайновый». И здесь мы приближаемся к самому интересному: может ли четырёхдневное сидение в домашнем одиночестве сравниться с толпой людей с ноутбуками, которые двое суток сидят в одном помещении, едят пиццу и ночуют на надувных ковриках.

Вместо десятка столов и пиццы — Zoom и онлайн-бар

Распорядок дня

Приходя на «живой» хакатон участники сразу же погружаются в атмосферу: вокруг много людей, все что-то обсуждают, генерируют идеи и кодят сутки напролёт — сложно не заразиться этим уникальным хакатоновским духом. На онлайн-хакатоне перед нами стояла непростая задача: показать участникам, что они не просто сидят по домам, оторванные от организаторов и других членов команды. Нужен был движ. Поэтому мы заранее составили распорядок дня, чтобы участники подключались к общим обсуждениям, могли отвлечься, поболтать или поучаствовать в вечерних тусовках.

Из активностей, которые были каждый день:

  • Зарядка. Проснулись, улыбнулись, подтянулись! Утром участники могли поучаствовать в зарядке в прямом эфире инстаграма BrainZ by CROC, а вечером постоять в планке.
  • Чекпоинты. Обсуждения решений и получение обратной связи проходило в формате созвона менторов и команд.
  • Выступления экспертов. Партнёры мероприятия выступали с докладами на актуальные темы.

Онлайн-бар

Отправить курьера с пиццей к каждому участнику онлайн-хакатона довольно затруднительно. Проблему с едой мы решили, выдав всем промокоды на доставку еды. А ещё открыли шесть комнат безалкогольного онлайн-бара, чтобы команды могли не только поесть, но и пообщаться в компаниях по интересам, поставив смешной фон в Zoom.

В комнатах можно было встретить:

  • хоум-диджея, который по заказу ставил музыку из «этих ваших тиктоков»;
  • полицию скуки, предъявлявшую обвинения в недостаточной видимости котиков в камере;
  • фотографа — или, точнее, скринера?

В онлайн-баре были безалкогольные барные карты с рецептами коктейлей для удалёнки — всё ещё актуальны, кстати. Каждый день мы проводили опрос настроения, и в процессе хакатона собирали на конкурс мемы и треки. В последний день голосованием участники выбрали мем и гимн хакатона.

Мем из конкурса

И не можем не отметить After Party с игрой в Мафию после объявления результатов.

Вебинары

Какой же хакатон без получения новых знаний? Каждый день все участники могли послушать вебинары от партнёров мероприятия. Можно было узнать секреты представления своего проекта инвесторам, понять, в чём «фишка» VK Mini Apps, прокачаться в копирайтинге и даже познать бизнес-стороны экономического кризиса.

Все вебинары можно посмотреть здесь.

Впечатления участников

После хакатона мы провели опрос среди участников и попросили их поделиться впечатлениями и настроением на хакатоне. Вот некоторые из ответов:

«Был заряжен на работу всё время».

«Было классно, реально интересные задачи. Также были очень прикольные и красивые решения других участников, смотря на которые понимаешь, что есть куда расти и на кого равняться».

«Постепенно перед финалом накалялась атмосфера, я начала впадать в панику, также сказывалась усталость и то, что это был второй по счёту хакатон. Однако в целом я довольна и получила положительные эмоции, нельзя сказать, что это было слишком тяжело».

И, конечно, самый важный вопрос — как у участников было со сном и отдыхом. Вот что сказали они сами:

«Спал с 23 до 7 и делал небольшие перерывы днём, чтобы сохранять работоспособность».

«К сожалению, на время хакатона я забыл, что такое сон. Из-за серьёзной нехватки знаний приходилось много времени уделять обучению, но при этом нужно было развивать проект, чтобы показать что-то на демо. Так что приходилось жертвовать сном».

«Режим сбился, засыпал в 2-3».

«Ночью не работал, но не ел 2 дня, не знаю, почему».

Итоги. Что мы вынесли для себя

Удалёнка — не повод закрываться от мира, а отличная возможность для экспериментов. До этого все наши хакатоны проходили исключительно офлайн, поскольку так проще наблюдать за командами и помогать им. Но во время самоизоляции у нас остался выбор между «не делать ничего» и «рискнуть». Мы выбрали второе и получили:

  • в несколько раз больше участников из разных городов и стран;
  • знакомство с новыми экспертами, партнёрами и авторами задач;
  • кросс-возрастные команды из школьников, студентов и сотрудников IT-компаний.

Участники вместе работали, общались, шутили и обменивались опытом. Мы поняли, что всегда надо брать максимум от возможностей и не бояться экспериментов, ведь, в конце концов, мы все преследовали общую цель — наладить коммуникации и не терять боевой настрой в любой ситуации.

Хотите поучаствовать в других наших мероприятиях? Тогда переходите в паблик BrainZ by CROC — там мы анонсируем все IT-события для школьников, студентов и молодых IT-специалистов. Будет интересно!

Рекламные публикации для бизнеса:
sales@tproger.ru, +7 916 559-71-10

Tproger